Сезонные изменения в природе
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Цель: привить обучающимся бережное отношение к природе, окружающей его с раннего детства
Задачи:
- вспомнить с ребятами о фенологии как науке.
- Закрепить навыки ведения дневника наблюдений,
- Уточнить признаки наступления периода «золотая осень».
- Составить список объектов живой природы, которые встретились на экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_fenologiya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования Дом детского творчества
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Павловский»
Конспект занятия по теме
Сезонные изменения в природе
Дополнительная образовательная программа:
«Родные истоки» 1 год обучения
учебно-тематический план блок «Экология» «Окружающая среда»
возраст детей 7-8 лет
Используемые технологии:
Технология КТД.
Активные методы изучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Педагог дополнительного образования
Санкт - Петербург
2016
Тип занятия: экскурсия-наблюдение.
- Актуализация знаний (проверка знаний ранее изученного материала).
- Изложение материала (словесное описание изучаемой территории).
- Подготовка к следованию по маршруту (самостоятельная работа)
- Рефлексия (первичное закрепление новых знаний).
Продолжительность занятия: 45 минут
Используемые педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология КТД.
- Активные методы изучения.
Цель: привить обучающимся бережное отношение к природе, окружающей его с раннего детства
Задачи:
- вспомнить с ребятами о фенологии как науке.
- Закрепить навыки ведения дневника наблюдений,
- Уточнить признаки наступления периода «золотая осень».
- Составить список объектов живой природы, которые встретились на экскурсии.
Форма организации занятия: беседа, опрос, практическая работа на местности,
самостоятельная работа с атласом-определителем, практическая работа в
кабинете.
Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, наглядно-
иллюстративный, поисковый, творческий, репродуктивный, наблюдение.
Оборудование: каждому участнику - дневники наблюдения, простые карандаши, бинокли, планшеты. Атлас-определитель растений и животных Ленинградской обл., карточки с заданиями на закрепление материала экскурсии, фотоаппарат, карта-схема маршрута экскурсии.
План занятия
Организационная часть.
Приветствие обучающихся. Постановка цели экскурсии.
Актуализация знаний: ( БЕСЕДА-ОПРОС.)
Какие сезоны вы можете выделить в осенний период?
Какая наука изучает это ?
Фенология- наука о ……..?(сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах , определяющих эти сроки.)
Сезонное явление- это отметка о сезонном состоянии объекта, но лишь в его выраженности в конкретный момент.
Отличительная черта сезонных явлений - ……..(приуроченность их к определенному времени года).
Для кого очень важны сведения, полученные от фенологов?
В связи с изменением климата в фенологических наблюдениях нуждаются особенно работники с/х (сроки посева, заготовка семян и сбор урожая, время укрытия на зиму растений, сроки борьбы с насекомыми-вредителями и болезнями культурных растений), заповедников, лесохозяйств. Предлагаю сегодня провести наблюдение во время экскурсии по долине р. Славянки.
Изложение материала.
Ленинградская область находиться в подзоне южной тайги. Но территория пригородов Петербурга чаще занята осиново-березовыми мелколиственными лесами. А коренными считаются еловые леса. Широколиственные породы деревьев встречаются в парке, городских посадках на территории нашего города. Мы с вами находимся на территории поймы в долине реки Славянки. Маршрут экскурсии будет проходить по долине реки, включая левый и правый берега ее. По пути следования встретим кустарниково-травяные топи (сильно переувлажненные участки),песчаный холм, заросли ольхи серой, на правом берегу увидим небольшой хвойный лес(сосна обыкновенная, сосна кедровая, лиственница.) Следуя по маршруту, который обозначен на карте-схеме, вы отмечаете в дневнике наблюдений все встречающиеся растения(деревья, кустарники, травы ), животных(особенно подробно заносим в списки членистоногих, земноводных- указываем их количество, птиц ).
Подготовка к следованию по маршруту самостоятельно:
- Карта-схема маршрута
- Дневник , карандаш
- Бинокль
- Атлас – определитель
- Фотоаппарат
Практическая исследовательская деятельность.
Методика проведения.
1.Определить путь следования по маршруту.
2.Отметить на карте-схеме места подробного описания объектов природы.
3.Занести погодные условия, дату, время наблюдения.
4.Вносить в дневник наблюдения все встреченные объекты живой природы.
5.Сделать фото объектов, наиболее интересных, трудно определяемых, типичных для данного времени.
В кабинете:
6.Заполнить таблицу «Время год а - золотая осень».
7.Определить те объекты, которые не смогли определить во время экскурсии.
8.Особенно выделить в дневнике наблюдений виды животных, которые встретились на маршруте.
9. .Сделать выводы в дневнике наблюдений, используя для сравнения таблицу за предыдущие годы.
Таблица примерных сроков наступления золотой осени (для сравнения).
ОСЕНЬ | Сроки | Сроки | |||
Начало осени (по листьям) | 1 | Начало пожелтения листьев у берёзы повислой | 01.09.±0,8 | ||
2 | Начало пожелтения листьев у клёна остролистного | 14.09.±1,0 | 02.09.1980/ 23.09.1991 | ||
Золотая осень (по листьям) | 1 | Начало пожелтения листьев у ивы козьей | 25.09.±1,0 | 13.09.1993/ 10.10.1998 | |
2 | Полное пожелтение листьев у берёзы повислой | 05.10.±1,1 | 25.09.1984,1993/17.10.1997 | ||
Глубокая осень (по листьям) | 1 | Опадение листьев у берёзы повислой | 17.10.±0,9 | 09.10.1984/ 29.10.1999 | |
2 | Опадение листьев у ольхи серой , ивы козьей | 23.10.±1,0 | 11.10.1992,1993/ 4.11.2007 |
Выводы
По результатам экскурсии был составлен список растений долины р. Славянки в количестве …………видов. Среди них были определены редко встречающиеся в нашей местности ………вида трав, ……. видов кустарников,…………вида деревьев. Большая часть перечисленных растений являются обитателями южной подзоны тайги.
Были отмечены ……… вида насекомых, не типичных для данного времени. Множество встреченных видов животных ведут очень подвижный образ жизни для данного периода:……………..
Сроки наступления периода «золотая осень соответствуют примерным данным за предыдущие годы.
Таблица по итогам экскурсии
Место наблюдения по маршруту | Количество видов растений | Количество видов животных | |||||
Тра-вы | Кустарники | Дере-вья | Насе-комые | Пауко-образные | Земновод-ные | птицы | |
Левый берег | |||||||
Правый берег | |||||||
У русла реки | |||||||
У Мариен-тальского пруда | |||||||
На песчаном холме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сезонные изменения в природе. Осень.
Проектная деятельность."Сезонные изменения в природе. Осень."2 класс...
Сезонные изменения в природе. Зима
Проектная деятельность.Сезонные изменения в природе. Зима2 класс ...
экскурсия на тему: сезонные изменения в природе.
описания изменения поведения и привычек животных в моменты смены времен года....
"Сезонные изменения в природе. Осень"
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и литературного чтения....
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....
«Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую". Беседа о сезонных изменениях в природе на основе изучения литературных произведений русс...