«Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую". Беседа о сезонных изменениях в природе на основе изучения литературных произведений русских авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_prirodu_russkuyu.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор: Смарж Е.Ю.
Тема урока: «Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»
Тип урока: урок-обобщение.
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; продолжить развитие навыков выразительного чтения, анализа стихотворного текста; повторить сезонные изменения в природе.
Планируемые результаты:
предметные: обобщить знания учащихся по разделу; учить их работать в группе, в паре, проявлять свои творческие способности; развивать речь, память, мышление; на основе собственных наблюдений и чтения произведений получать реальные знания об изменениях и явлениях природы в различные времена года.
личностные и метапредметные:
- Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания.
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Коммуникативные УУД: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной; уважение иной точки зрения; умение слушать и понимать речь других.
- Регулятивные УУД: Проговаривание последовательности действий на уроке.
Оборудование : тексты стихотворений, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, белая бумага; репродукции картин по временам года, запись муз. Чайковского «Времена года»; мультимедийный проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Сезонные изменения в природе».
Литературные произведения:
- А.С.Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…»
- В.А.Жуковский «Жаворонок», «Родного неба милый свет».
- Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою».
- А.А.Фет «Ласточки пропали», «Чудная картина».
- А.К.Толстой «Колокольчики мои», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».
- И.Соколов-Микитов «Русский лес».
- Учебник «Литературное чтение 2 класс» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение.)
Ход урока.
| |
| |
Учитель | Давайте представим, как дует лёгкий ветерок, сложим губы трубочкой и слегка подуем. Ветер усиливается, дуем сильнее. Начинается ураган, набрали в лёгкие воздуха побольше, дуем с голосом, вьюга завывает, то сильнее, то тише. Деревья качаются – трясём плечами. Постепенно ветер стихает, дует лёгкий ветерок, а потом и вовсе прекращается. |
| |
Учитель | -Как вы думаете, когда может происходить такая смена погоды? |
Дети | -При смене времён года. |
Какое время года было когда вы дули сильно с голосом? И т.д. -Какие времена года вы знаете? | |
Учитель | -Какая тема нашего урока? Кто догадался? |
Дети | Сезонные изменения в природе. |
Учитель | -Но у нас урок чтения, а не окружающего мира. Как это связано с литературой? |
Дети | -Мы будем читать литературные произведения по временам года. |
Учитель | -Какие цели мы поставим перед собой? |
Дети | 1. Подвести итог работы над разделом. |
| |
Учитель | |
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Учитель читает стихотворение Жуковского «Родного неба милый свет». | |
Учитель | Родного неба милый свет, |
Учитель | -Эти строки из стихотворения Жуковского я взяла эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку чтения «Люблю природу русскую» -А любить природу – значит любить родину. Я думаю, что у любого из нас так же дрожит сердце, когда мы любуемся картинами природы, природы русской земли. Она никого не оставляет равнодушными. Многие писатели и поэты посвящали ей свои произведения, а также художники, фотографы и композиторы. -Сегодня нашу беседу будет сопровождать музыка великого русского композитора, с которым вы уже знакомы… П.И.Чайковский «Времена года». |
Учитель | -Какое сейчас время года? -Какие осенние месяцы вы знаете? Какие изменения в природе произошли осенью? В каком стихотворении это отражено? |
Дети | Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» |
Учитель | -Найдите строки подтверждающие, что это осень. Какое настроение у автора? |
Дети | -Весёлое, это начало осени. |
Учитель | -Какие слова подбирает поэт, чтобы как можно ярче, красочнее передать, описать красоту природы в осеннее время. найдите строки и прочитайте. -А какая картина подходит этому стихотворению? -Еще какие стихотворения об осени вы знаете? |
Дети | А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад» |
Учитель | -Какие сезонные изменения показаны в этом стихотворении? |
Дети | Листопад… |
Учитьель | -Какое оно по настроению? -В каких словах передано грустное настроение? |
Дети | Обсыпается, бедный, вянущих. |
Учитель | -Найдите слова более радостные по настроению. |
Дети | Красуются, кисти ярко красные. |
Учитель | -Давайте сравним это произведение с текстом И.Соколова-Микитова «Русский лес». Откройте…Найдите строки, созвучные со стихотворением А.Толстого. |
Дети | Читают предложения. |
Учитель | -А еще в каком стихотворении отражено это состояние природы? |
Дети | А.А.Фет «Ласточки пропали» |
Учитель | -Да, стало холодно, птицы улетели на юг, вокруг тишина, пустота, грязь. Действительно, лучше снег да вьюгу. -Но вот выпал снег, наступила… |
Дети | -Зима! |
Учитель | -Какие изменения в природе произошли с наступлением зимы? -А как это состояние описывается в стихотворении.. |
Дети | Читают стихотворение А.А.Фета «Чудная картина» |
Учитель | -Найдите в тексте описание сезонных изменений. В каком стихотворении поэту удалось показать, что зимой все деревья стоят голые и заснеженные? |
Дети | Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою» |
Учитель | -Великолепное стихотворение! Какие слова использует автор для показа всей красоты русской природы зимой, красоты русского леса? |
Дети | Выборочное чтение |
Учитель | -А какие ещё стихотворения о зиме, из ранее изученных, вы знаете? |
Дети | А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…» |
Учитель | -Какой изображена зима в этих стихотворениях? |
Дети | -Чародейка, Волшебница. |
Учитель | -Да, поэты часто говорят о природе, как о человеке. -Как называется этот приём? |
Дети | Олицетворение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. |
Учитель | -В каком ещё стихотворении изменения в природе олицетворяются с живыми существами. |
Дети | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится» |
Учитель | -Почему зима злится? |
Дети | -Прошла её пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. |
Учитель | -Какие изменения в природе происходят весной? |
Дети | Ответы |
| |
Учитель | -Из курса окружающего мира мы знаем, что природа действительно бывает живая и неживая. Давайте проверим ваши знания в игре. Встаём из-за парт и внимательно слушаем. Если я назову предмет живой природы – вы топаете и хлопаете, а если неживой – то просто стоите. |
Учитель | Солнце, ветер, птицы, белка, камень, и т.д. (побольше живой природы, чтобы дети подвигались) |
| |
Учитель | -А как изображён приход весны в других произведениях? |
Дети | Ф.И.Тютчев «Весенние воды» |
Звучит муз. Чайковского «Апрель» | |
Учитель | -Найдите описание сезонных изменений. -Что начинается на реке? (ледоход) -Вы слышали в музыке журчание ручейков? -В это время надо быть очень осторожными возле воды…(краткая беседа по безопасности на воде в весенний период). -А какие ещё стихи о весне вы знаете? |
Дети | А.К.Толстой «Колокольчики мои», Жуковский «Жаворонок». |
Учитель | -Как изменилось небо, как светит, греет солнце? |
Учитель (На усмотрение учителя) | –Давайте немного послушаем как поёт жаворонок. |
Слайд с жаворонком, звучит запись песни полевого жаворонка или лесного. | |
| |
Учитель | -Мы услышали много произведений русских поэтов о родной природе. Какой любовью и нежностью проникнуты эти строки. Мы полюбовались картинами родной природы – ведь фотограф, это тоже художник. Мы насладились великолепною музыкой П.И.Чайковского и вспомнили о сезонных изменениях в природе. |
Учитель (1 ряд – осень, 2 ряд – зима, 3 ряд – весна) | -А сейчас мы посмотрим, проверим, как вы усвоили вот эту часть урока. Вам необходимо воссоздать определённое время года. У вас на партах есть листок с изображением ствола дерева. Весь класс дорисовывает на листе то, что считает нужным, так, чтобы получился осенний, зимний или весенний пейзажи. А по два человека от каждого ряда выходят к доске и делают аппликацию по тому же рисунку. А после мы проверим, что у вас получилось. (Возле доски отдельная парта на которой лежат готовые листочки, трава, цветы и плоды из цветной бумаги, 3 солнышка, снегири, ласточки, грачи, бело-голубые «сугробы», облака разных оттенков. Клей.) |
Звучит музыка П.И.Чайковского. | |
Учитель | -Итак, проверяем работы, подводим итоги. -Посмотрим, что у вас получилось? -Какие строки их стихотворений вам хотелось бы прочесть глядя на свою работу? |
| |
Учитель | -Какие цели мы ставили в начале урока, мы их достигли? -Как вы оцените свою работу на уроке? |
Дети | Ответы |
Учитель | -Итак : Сегодня на уроке мы повторили прекрасные произведения русских поэтов о природе, понаблюдали за её сезонными изменениями и посмотрели, как это отображено в произведениях русских авторов. Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".
Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....
Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...
Конспект урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Весна""
Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разделе &l...
Обобщение по разделу "Люблю природу русскую"
Обобщение знаний...
Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...
Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна», 2 класс
Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», совершенствование навыков выразительного чтения, развитие речи, внимания.Планируемые...
Самостоятельная работа по литературному чтению во 2 классе «Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Осень»
Данная работа предствлена в виде 3 простых и доступных заданий на проверку сформированности различных умений , таких как установи соответствие, вставь пропущенные слова в отрывки из произведений....