Конспект урока окружающего мира "Где зимуют птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока для 1кл " Где зимуют птицы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Где зимуют птицы».

Цель урока: расширить знания о птицах; зимующих в наших краях и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам;

Планируемые результаты: знать названия зимующих и перелетных птиц

учиться работать в парах,

уметь определять птиц по описанию.

Оборудование: интерактивная доска для презентации, карточки с заданиями для работы в парах, атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

1.Организационный  момент.

Ребята, давайте улыбнемся соседу по парте, улыбнемся мне, и начнем урок.

2.Актуализация знаний.

устный опрос

-О каких холодных районах Земли мы узнали?

-В каких районах Земли круглый год жарко?

-Где живут белые медведи?

-Почему белые медведи никогда не встречаются со слонами?

игра «найди ошибки»

Я прочитаю два рассказа, но в них есть ошибки, слушайте внимательно и найдите их.

                     На Севере

   Один из холодных районов Земли - это Северный Ледовитый океан. Здесь  расположен Южный полюс. Океан скован очень толстым слоем льда и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и  толстый слой подкожного жира.

                         

                                          В жарких районах

   На земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства - саванны, а также густые влажные тропические леса. В  жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

3. Самоопределение к деятельности.

--Отгадайте  загадки.

Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? – Длиннохвостая ….(сорока)

 

Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!(дятел)

Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.(сова)

-Предположите  о чем  сегодня  пойдет речь на уроке?

-Прочитайте тему урока на с. 16 учебника.( на экране  « Где зимуют птицы» ( на экране)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?-(Узнать куда улетают птицы, как можно больше наименований птиц узнать, научиться работать в парах)

 4. Работа по теме урока.

-Что вам  уже известно о птицах? ( Птицы- это животные , тело которых покрыто перьями)

                               Рассказ учителя

  Какие бывают птицы ( рассказ Ю. Дмитриева)

        Птиц на земле , конечно меньше , чем насекомых, но все-таки их очень много –около 9 тыс. видов.

    Есть птицы очень большие ,чуть ли не 2-хметровой величины, есть совсем крошечные, не больше бабочки, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не умеют летать.

    Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие. которые живут только в пустыне или в горах. А другие- только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой , другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть  « вегетарианцы», которые поедают семена и ягоды.

 Одни селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы.

-Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, называют зимующие. Назовите их            ( Воробей,  ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, сорока, галки, голуби и др.)

( Презентация)

- Эти птицы не боятся морозов, но все-таки им тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти только 1-2 доживают до весны.

- Как же им помочь  зимой?

-Кроме зимующих есть и другие, например ласточка, скворец. А где  же они проводят зиму? ( Улетают в теплые края.) Поэтому их называют перелетными. Отгадайте загадки про этих птиц.

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (грач)

Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка - ...(ласточка)

  • Кто без нот и без свирели
  • Лучше всех выводит трели,
  • Голосистее, нежней ?
  • Кто же это? (соловей)

  • Нам  в хозяйстве помогает

                                                 И охотно заселяет

  • Деревянный свой дворец
  •      Темно-бронзовый …(скворец)
  • Еще  в низинах  снег и лед,
  • Но небеса весенние
  • И он летает и поет
  • Блистая оперением.
  • Гнездо свое он в поле вьет,
  • Где тянутся растения,
  • Его и песня и полет
  • Вошли в стихотворения. (жаворонок)
  • В голубенькой шапочке, бурой сорочке
  • В саду, где набухли на яблоне почки,
  • Он ежится, зябнет на ветке росистой.
  • Но песни не бросит певец голосистый:
  • На яблоньке звонко поет не смолкая,
  • Встречая зарю долгожданную мая…(зяблик)
  • Два цвета – золотой и черный
  • Пестрят в наряде птицы звонкой.
  • Вспугни её хотя б немножко-
  • «Фи- тиц» в «мау» обернется,
  • За что она « лесною кошкой»
  • Народом исстари зовется. (иволга)
  • Встали братья на ходули,
  • Ищут корма по пути.
  • На бегу ли на ходу ли
  • Им с ходулей не сойти. (журавли)

 -Рассмотрите рисунки на листочках  на ваших  партах. Обведите красным кружком перелетных птиц, синим карандашом – зимующих- ( Работа в парах)

Проверьте себя по экрану.

5.Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Прыжки на месте, взмахи руками.)

Птички крошки собирают (Показать, как клюют птички.)

Перышки почистили. Клювики почистили.

(Погладить руки, носики.)

Птички летают, поют. (Взмахи руками.)

Зернышки клюют.(Показать, как клюют птички.)

6.Продолжение работы по теме урока.

1 .Беседа, работа по учебнику.

-Где же зимуют перелетные птицы?

Прочитаем текст на с. 85 учебника.

-Куда улетают ласточки?( В Африку).

А журавли (В Индию).

-Что вместо колец в последнее время используют ученые? (Радиопередатчик)

- Почему  одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? (Птицам не хватает корма)

2.Игра «Узнай  птицу по описанию»

    Каждый из четверых подготовленных учеников рассказывают про птицу, дети должны угадать название птицы.

1. Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах, и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше дома.

      Каждый год у  этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, папа- днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее.

У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.

        2.Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так , как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

    Эта птица большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.

3. Из соломинок, глины лепят эти птички свои гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком  берегу  реки. Норы они выкапывают сами.

  Глядя на птиц, резвящихся в  небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко опускаются на землю, а для отдыха  садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на  лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом

4. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает она  с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите : зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

 У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо- голубые.

3.Работа в рабочей тетради.

№1 (с.14)

-Соедините линиями изображения птиц и названия.

7.Рефлексия.

Игра «Птицы заблудились»

(Учитель говорит и показывает зимующих птиц,  дети называют лишнюю птицу и объясняют свой выбор).

зимующие        перелетные

Ласточка, зяблик, дятел.                                                      Сова, голубь, соловей.         

Ворона, сорока, кукушка.                                                    Скворец, поползень, журавль.

Галка, грач, воробей.                                                            

                                       

8.Подведем итог урока.

-На какие две группы делятся птицы? (зимующие и перелетные)

-Чего боятся зимующие птицы?

-Оценим успешность урока смайликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия "Зимующие птицы"

Внеклассное воспитательное мероприятие можно провести во 2 классе, когда проходите тему "Зимующие птицы" по окружающему миру. Оно очень хорошо помогает детям запомнить птиц в игровой форме, а также зн...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у...

Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Интерактивное занятие для детей 6-7 лет "Зимующие птици"...

Конспект урока "Зимующие птицы". Пластилинография.

Конспект урока по технологии во 2 классе на тему "Зимующие птицы" в технике пластилинография....

Конспект занятия: "Зимующие птицы".

Цели занятия:1. Актуализировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Развивать интерес к наблюдению за птицами.4. Развивать интерес к занятию через...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру для учащихся со сложной структурой дефекта «Зимующие птицы». Целью занятия является способствование систематизации знаний учащихся...