урок по окружающему миру "Горные породы"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)

Наталия Александровна Цилипоткина

изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornye_porody.pptx2 МБ
Файл konspekt_uroka_gornye_porody.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока : «Горные породы»

Слайд 3

1. Атмосфера 2. Границы атмосферы 3. Твёрдая оболочка Земли

Слайд 4

Горные породы известняк к аменный уголь глина базальт песок м орская галька р ечная галька гранит

Слайд 5

Как правило они залегают в земле большими массами . Из горных пород сложены равнины , дно водоёмов , вся твёрдая поверхность земли , до глубины 30 – 40 км и более .

Слайд 6

вулканы

Слайд 7

На земле насчитывается несколько тысяч вулканов . Одни из них действующие . Они грохочут, дымятся , извергаются .

Слайд 8

Во время извержения вулкана на поверхность выбрасывается глубинное расплавленное вещество Земли – магма . Магма излившаяся на поверхность земли , называется лавой .

Слайд 9

Потоки магмы изливаются на поверхность Земли и остывают . Это приводит к образованию горных магматических пород

Слайд 10

Магматические горные породы Гранит Базальт

Слайд 11

Осадочные горные породы

Слайд 12

Каменный уголь Тысячи веков назад в заболоченных джунглях росли гигантские папоротники . В ветвях могучих деревьев вили гнёзда доисторические птицы , а у подножья бродили динозавры .Отпечатки этих животных и растений учёные до сих пор находят в пластах каменного угл я .

Слайд 13

Образование торфа .

Слайд 14

Вывод Поверхность Земли состоит из особых горных пород , большинство которых твёрдые . Образование горных пород происходило по – разному . Горные породы делятся на магматические и осадочные .

Слайд 15

На уроке я узнал … 2. Мне понравилось … 3. Я бы хотел больше узнать о……



Предварительный просмотр:

Конспект урока

УЧИТЕЛЬ: Цилипоткина Наталия Александровна

  1. Тема урока:Горные породы
  2. Предмет: Окружающий мир
  3. Класс: 3
  4. Тип урока:Изучение нового материала.
  5. Формы организации работы на уроке:фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Цель урока: сформировать у учеников понятие о горных породах, познакомить с их происхождением.

Задачи урока:

  1. Повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями детей об атмосфере Земли;
  2.  Познакомить с первоначальными сведениями о горных породах как о природных телах, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли, дно океанов; о видах горных пород; о происхождении магматических и осадочных пород.
  3.  Развивать наблюдательность, внимание.
  4.  Воспитывать стремление бережно относиться к предметам неживой природы.

Оборудование и наглядные пособия:презентация, учебники, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы. Образцы полезных ископаемых из школьной коллекции (гранит, базальт, каменный уголь, известняк, торф, нефть). Коробочки для индивидуального отбора образцов из общей школьной коллекции, лупы, презентация «Горные породы».

Ход урока:

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

1

Организационный

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь давайте пожелаем друг другу  удачи.  Садитесь.

-Дежурный, расскажи о погоде на сегодняшний день.

( У)- Выступление дежурного.

2

Актуализация знаний

1.Фронтальная работа.

- посмотрите на доску.

- Что вы видите?

- Опишите.

На доске записи:

  1. Атмосфера.
  2. Границы атмосферы.
  3. Твёрдая оболочка Земли.

- Есть ли среди данных понятий знакомые вам?

2. Работа по учебнику.

- Давайте проверим наши предположения.

- Для этого откройте учебник на странице  5 – 6 ., прочитайте 1 –й абзац.

- значит точный  ответ.

-Атмосфера – это …

Где проходит граница атмосферы.

 - Рассмотрите рисунок в учебнике, опишите  неживую природу.

( У) – ответы  с объяснением (опора на знания)

- самостоятельное выборочное чтение.

( У) –Атмосфера – это достаточно толстый слой воздуха.

( У)- верхняя граница атмосферы точно не определена.Высоко над  Землёй атмосфера переходит в космическое пространство. Нижней её границей считают поверхность Земли. Это поверхность огромного водного пространства и поверхность суши.

- ( У) -На рисунке изображён  берег реки, хорошо виден слой песка , глины , камней .

Схема Земля и атмосфера на доске

Слайд № 3

3

Постановка проблемы.

-  Поверхность суши по которой мы ходим  очень твёрдая. Она нас выдерживает.

3.Знакомо ли вам третье понятие?            

 ( Твёрдая оболочка Земли.)

-Какой возникает вопрос?

-Что нам предстоит сегодня выяснить?

Учитель выносит на доску.

1 . Что такое твёрдая оболочка Земли?

2. Из чего она состоит?

3. Как образовалась?

Выдвигают версии

- (У) –Что  такое твёрдая оболочка земли?

- ( У)-  Из чего состоит твёрдая оболочка Земли?

4

Версии

Какие возникли у вас предположения? (Почему? )

Схема на доске

        горы

             песок

        камни

                       земля

-( У) – формулируют версии.

( У) – возможно …

5

6

7

8

Открытие нового знания.

Закрепление

Подведение итогов урока

Рефлексия

1вопросЧто такое твёрдая оболочка Земли ?

- Давайте проверим наши предположения. –Как проверить наши версии ?

Работа с учебником

- откройте учебник на странице 7. Выясните что такое твёрдая оболочка Земли?

Формулируют вывод.

( определение на доске)

2вопрос.Из чего состоит твёрдая оболочка Земли?

Работа с образцами  горных пород

- Рассмотрите и  выберите образцы горных пород,  уберите лишнее.

(1группа: гранит, базальт, кусочек кирпича

2 группа: торф, каменный уголь, кусочек древесины.

3 группа: песок, глина,  стеклянная     бусина)образцы подписаны.

Вывод :К горным породам образующим твёрдую оболочку Земли относятся :речная , морская галька ,песок ,  известняк ,глина , гранит , мрамор , базальт , каменную соль , каменный уголь.

3вопрос. Как образовалась твёрдая оболочка Земли?

-Почему  горные породы такие разные?(с опорой на коллекцию)

 (версии фиксируем на доске)

Приступаем к  раскрытию проблемы

Работа в парах

Обратите внимание, как распределены в две группы данные горные породы

- гранит                      - известняк

- базальт                   - каменный уголь

                       - торф

- Ваша задача, работая в парах выяснить, почему они  распределены  именно так.

Составление схемы на доске на доске

 (Соединить понятие и определение)

  1. Атмосфера  - это……..
  2. Границы атмосферы ………….
  3. Твёрдая оболочка земли
  4. Осадочные горные породы
  5. Магматические горные породы….

Вывод по схеме

- Какую ставили учебную задачу?

-Что узнали по каждому вопрос?

- Чьи версии подтвердились?

- Где можно найти дополнительную информацию  по теме?

- ответы учащихся.

(У) –Найти информацию в учебнике, энциклопедии, справочнике.

- читают отрывок текста в учебнике.

(У) –Поверхность, по которой мы ходим, твёрдая, она нас выдерживает.

Поверхность Земли состоит из горных пород. Из них сложены не только горы, но и равнины, дно водоёмов, то есть вся ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА Земли.

( У ) – Из речной, морской гальки,песка, глины ,известняка ….

Работают в группах с опорой на текст учебника с.7,  1  абзац

При ответе  один представитель группы демонстрирует образец горной породы, второй рассказывает,  почему выбрали эти образцы

Ученики выдвигают свои версии.

Работают в парах по учебнику  страница 7 – 8 .

Выступают, дополняют.

Проверяют по слайду презентации.

Вывод:К первой группе  относятся магматические горные породы. Они образовались в результате извержения вулканов .

К второй группе относятся осадочные горные породы. Они образовались на дне водоёмов, куда оседали погибшие животные и растения.

Дети работают в парах, два человека на интерактивной доске. По завершению работы –взаимопроверка и вывод.

Ответы  детей  (опора на  схему)

Слайды № 4- 5

Слайды № 6-10

Слайды №11-13

Слайд №14

Слайд № 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)

Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....

Урок по окружающему миру "Горные породы и минералы" 4 класс Программа 2100

Данный урок помогает учителю познакомить учащихся с горными породами и минералами, с помощью химического опыта "Вулкан" ребята узнают об одном из способов образования горных пород, а камешки "на памят...

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы"

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы" (образовательная система "Школа 2100"). Данный урок разработан с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа 2100, "Горные породы"

Технологическая карта урока окружающего мираТип урока: открытие новых знанийТема: "Горные породы и минералы"Цель: Формирование понятия горных породах и его свойствахЗадачи: Образовательные:·...

Конспект урока по окружающему миру "Горные породы" (УМК "ПНШ", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...