Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_porody_i_mineraly.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4 классе (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: Горные породы и минералы.
Цели и задачи:
- сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми;
- научиться распознавать горные породы и минералы;
- развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
- развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
- развивать умение работать в группах
Оборудование: иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов; коллекция «Гранит и его части», презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Наш урок мы сегодня посвятим каменной оболочке Земли. Как она называется? (Литосфера)
Это каменная оболочка, из чего же она состоит? (из камней)
- А как еще можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (горные породы)
- Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.
На доске написаны слова.
Выберите слова, обозначающие горные породы:
каменная соль, глина, кирпич, мрамор, песок, кварц, стекло, графит, гранит, пластмасса, алмаз.
(возникает проблемная ситуация)
- Почему так получилось? Почему разные мнения? (Мы не знаем, что такое горные породы.)
.- Какой у вас возникает вопрос? (Что такое горные породы?)
Откроем учебник на стр.92 и прочитаем диалог Лены и Миши.
- Чем различаются мнения Лены и Миши об использовании горных пород?
(Лена говорит, что из камня только мостовые делают. А Миша утверждает, что из горных пород можно сделать много всего)
- На какой вопрос вы будете искать ответ на уроке? (Что делают из горных пород?)
Определите тему урока. Что мы будем сегодня изучать? («Горные породы и минералы»)
- Что мы узнаем нового на уроке? Какую поставим перед собой цель? (Узнать, что такое горные породы, как они называются, как их применяют)
- В течение урока нам нужно будет составить план урока, мы будем составлять его коллективно.(Учитель вывешивает на доску слово ПЛАН)
- Совместное открытие знаний
- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? (геологи)
- Сегодня мы изучаем горные породы и минералы, поэтому вас можно назвать юными геологами.
- Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические группы. У нас будет 6 геологических групп, по две на каждой колонке.
Работа в группах.
- Каждой группе предлагается рассмотреть коллекцию в коробке и изучить один образец из коллекции, записать данные в путевой лист, заполнив таблицу:
Путевой лист
Название | Определите, это горная порода или минерал. | Цвет, блеск. | Прозрачность | Твердость или рыхлость | Свойства | Использование |
Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, зернистый,бесцветный, белый, серый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска.
- Все ячейки таблицы заполнили? Что пока смогли определить? Каких знаний нам не хватает?
- Вернёмся к плану урока: что ещё нам нужно узнать, какие пункты мы запишем в план?
Совместное составление плана.
- Определение горных пород и минералов
- Свойства.
- Как используют
-Экспедициям не хватает информации для наблюдения. Что вы предлагаете? Будем открывать новые знания, чтобы наша геологическая экспедиция была завершена успешно.
-Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).
-Люди постепенно узнавали о свойствах горных пород, а также постепенно начинали применять их в жизни. Первым кто столкнулся с горными породами, был древний человек. Он научился обрабатывать камни, откалывая от них по кусочку, и делать из них орудия труда.
-Какие первые научные выводы сделал древний человек, столкнувшись с камнем? Давайте узнаем.
Найдите среди предложенных горных пород и минералов гранит. А поможет вам его определить информация в учебнике.
Вот одно из них. Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…(Слово ГРАНИТ – на доску)
- Если гранит уронить - что произойдёт?
- Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость).
Слово выносится на доску.
Что мы сейчас с вами определяли, посмотрите на план? Свойства гранита.
- Какой второй пункт плана нашего урока? СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД и МИНЕРАЛОВ.
- Рассмотрите фотографии в учебнике на стр. 93 вверху. Расскажите, как применяют плиты из камней? (Используют как строительный материал, украшают здания, станции метро…) Найдите об этом информацию в учебнике на стр. 93 первый абзац.
Посмотрите на план урока. О чём мы сейчас узнали с вами? О ПРИМЕНЕНИИ ГРАНИТА
Работа в группах с коллекцией «Гранит и его части».
- Рассмотрите гранит и соль. Вам нужно определить: что из них является горной породой, а что минералом? Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).
- Верно. У какого тела можно увидеть зёрна?
- Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый»? Какие зерна вы видите? (дети рассматривают образцы гранита)
- Какие зерна вы видите? (Черные - это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат). СЛОВА выносятся на доску.
- А что вы скажите о составе поваренной соли (галит)?
(состоит из одного вещества)
- Определите, что является горной породой, а что минералом, если известно, что горные породы часто состоят из разных минералов? Какой вывод можно сделать? (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).
- Проверим свои предположения по учебнику, (стр. 95, последний абзац)
Прочитаем про минералы на стр.96 весь абзац.
- Как человеком используются минералы? (в пище, как краситель, удобрения и др.) СЛОВА выносятся на доску.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Человек использовал камни, как орудие труда и для строительства жилищ. Подумайте, а как же человек скреплял камни друг с другом? На помощь пришла глина (показать).
- Какими свойствами обладает глина?
- Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком глины.
- Что же это за свойство? (пластичность)
( В процессе ответов на доске открываются листы с названиями свойств горных пород)
- Найдите на стр.93 информацию, глина-это минерал или горная порода? Информация представлена не в явном виде.
- На стр. 94 вверху рассмотрите иллюстрации и обсудите в паре, как может использоваться человеком глина. (Для изготовления посуды, печки, жилища)
- А из чего получают стекло? Как это стало возможным? Проверим свои предположения.
- О какой горной породе вы узнали? Кварцевый песок (На доске открывается слово ПЕСОК) О каком свойстве песка вы узнали? ПЛАВКОСТЬ.(на доску выносится это слово)
- Какой материал самый твёрдый на Земле?
- Прочитаем второй абзац на странице 95 (Это алмаз) Рассмотрите иллюстрации и расскажите, где он применяется? (Для изготовления ювелирных украшений, в медицине, в технике.) С какой горной породой познакомились? (на доску выносится слово – алмаз).
5. Применение новых знаний
- Предлагаю нашим экспедициям, добывшим новые знания из недр учебника, подготовить и представить остальным информацию о горных породах или минералах.
- Мы собрали с вами много информации. Представьте свои наблюдения.(заслушиваются выступления детей)
- Зачем человеку нужно изучать свойства горных пород?
Откройте рабочую тетрадь на стр. 37 задание № 6
В группе выполните задание: соедините горные породы и минералы с рисунками, на которых изображено их применение.
- Рефлексия урока
Закончите предложения:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было интересно узнать…
- Мне было трудно…
6. Домашнее задание.
Параграф 21, читать, ответить на вопросы
-Наша геологическая экспедиция завершена. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
урок по окружающему миру 4 класс "Горные породы и минералы" (Школа 2100)
Данный урок разработан по программе "Школа 2100"....
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Минералы"
Конспект урока по ФГОС по окружающему миру 4 класс "Минералы"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое минералы"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Что такое минералыЦель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранитаПланируемые резу...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....