Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа 2100, "Горные породы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: "Горные породы и минералы"
Цель: Формирование понятия горных породах и его свойствах
Задачи:
Образовательные:
· сформировать представления о понятиях «горные породы», «минералы»;
· познакомить со свойствами различных горных пород и минералов;
· сформировать представления о способах их использования людьми, об их многообразии в природе.
Развивающие:
· развивать умение работать в малых группах;
· развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений;
· создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, диалогической и монологической речи.
Воспитательные:
· Воспитывать стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе;
· Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе, бережное отношение к богатствам родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_gornye_porody.zip | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
учителя начальных классов
Бардиной Галины Сергеевны
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 – А |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Тема урока | Горные породы и минералы |
Цель урока | Формирование понятия горных породах и его свойствах |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Основные термины, понятия | Горные породы, минералы, их свойства. |
Планируемый результат
Предметные умения -Знать, что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. -Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; | Личностные УУД: 1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 2. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД 1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивание учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: 1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Обобщение и классификация по признакам. Коммуникативные УУД: 1. Развитие умение слушать и понимать других. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре и в группах. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Работа в группах Индивидуальная Практическая | Книгопечатная продукция: 1. Учебник по окружающему миру, А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, 4 класс. Технические средства обучения:
Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:
|
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент 1-2 минуты | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Галина Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему товарищу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. |
Актуализация опорных знаний 2 минуты | - Какая тема вами пройдена на прошлом уроке? (Как человек использует свойства воздуха?) - Вы рассматривали тему «Как человек использует свойства воздуха». Давайте проведем с вами небольшой тест. - Послушайте внимательно первый вопрос и выберите правильный ответ, обозначив его буквой. 1. В состав воздуха входят: А) азот, кислородный газ; Б) азот и кислород; В) азот, кислород, углекислый газ и различные примеси. 2. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется? А) при нагревании воздух расширяется; Б) воздух плохо проводит тепло; В) при охлаждении воздух сжимается. 3. Что изменится в велосипедной шине после её накачивания? А) увеличится её упругость; Б) увеличится количество углекислого газа; В) уменьшится содержание кислорода. 4. Какая особенность воздуха была использована изобретателями воздушного шара? А) воздух сжимаемый; Б) воздух без цвета и запаха; В) воздух упругий; Г) теплый воздух поднимается вверх. 5. Как называется воздушная оболочка Земли? А) литосфера; Б) атмосфера; В) гидросфера. Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Поставьте карандашом оценку. Образец ответов представлен на слайде (1). - Так как же называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) - Вспомните, а какие еще у нас есть оболочки Земли? (Гидросфера и литосфера) - Из чего состоит твердая каменная оболочка Земли? (Из твердых горных пород и минералов) | На прошлом уроке мы проходили тему «Как человек использует свойства воздуха». Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку, оценивают соседа по парте. Ответы к тесту.
Воздушная оболочка земли называется атмосферой. Еще есть и другие оболочки Земли: гидросфера и литосфера. Осуществляется взаимопроверка и оценивание результатов теста. Воздушная оболочка Земли – это атмосфера. Еще есть и другие оболочки Земли: гидросфера и атмосфера. Каменная оболочка состоит из горных пород и минералов. |
Совместное определение темы. Целеполагание. | - Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки. - Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел). - Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь). - Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль). -Сформулируйте тему нашего рока? (Полезные ископаемые). А как их называют по-другому? (Горные породы и минералы) (Слайд 2) Работа по учебнику. Чтение диалога. - Давайте обратимся к учебнику и прочитаем диалог Лены и Миши. - Что узнали из диалога? (Горные породы состоят из минералов - природных веществ). - Чем различается мнение Лены и Миши об использовании горных пород? На какой вопрос будешь искать ответ? (Как используются горные породы и минералы? Какими свойствами они обладают?) -Ребята, это и будет целью нашего урока. | В шкатулке мел, уголь и соль. Тема урока: «Полезные ископаемые». Или по-другому «Горные породы и минералы». Читают диалог по ролям. Из диалога узнали, что горные породы состоят из минералов – природных веществ. Из горных пород можно получить любое минеральное вещество. |
Открытие новых знаний. | - Перед вами гранит, железная руда, соль и песок. - Разделите горные породы на группы. Как вы разделили, по каким признакам? (I - твердость, II - сыпучесть). (Слайд 3) - Я сейчас на ваших глазах проведу небольшой опыт. (Пересыпаю в разные по форме емкости). - Что происходит с песком? Изменилась ли форма? (Песок принял форму стакан и колбы) - Могут ли менять свою форму твердые породы, как сыпучие? (Нет). - Какой же можно сделать вывод о постоянстве форм? - Давайте, вывод, который мы с вами сделали, проверим по учебнику. - Читаем на с. 82 («Большинство горных пород…») - Как и где используются эти пород? (Отвечают сами). - Кто из вас бывал в метро? Как выглядит станции метро? Верно. (Слайд 4) - Давайте рассмотрим иллюстрации станций метро в учебнике на с.93. - Каким свойством должны обладать горные породы, используемые в строительстве метро? (твердость и прочность) - Вы правы, используются такие породы, которые очень тверды и прочные, красивые, хорошо шлифуются. Например, гранит, мрамор, лабрадор. Главное свойство этих пород прочность и твердость. (Слайд 5) | К первой группе относятся гранит и железная руда, поскольку это твердые горные породы. А ко второй – песок и соль. Они сыпучие. Наблюдают опыт. Песок изменил свою форму, принял форму колбы. Твердые породы не могу менять свою форму. Вывод: Большинство горных пород -твердые тела, и их главная особенность – постоянство формы. Примерные ответы учеников: в строительстве домов, дорог; украшение зданий, станций метро, изготовление памятников; при изготовлении посуды, природных красителей; в сельском хозяйстве (удобрения). Станции метро всегда красивые и изящные по архитектуре. Рассматривают иллюстрации по учебнику на с. 93. Горные породы должны обладать твердостью и прочностью. |
Закрепление полученных знаний | Посмотрите на вторую иллюстрацию. - Какие породы используются при строительстве дорожного полотна? - Какими свойствами обладает песок? Гравий? - А что такое гравий? Графий - это обломки горных твердых пород от 2 до 10 мм, которые используются в дорожном строительстве. - Если мы затрудняемся ответить, давайте прочтем в учебнике. -Что такое асфальт? Горячий асфальт при остывании твердеет, становится твердым. Именно это свойство используют в строительстве дорог. | Работают по учебнику на с. 93. Отвечают на вопросы по рисунку «Дорожное полотно в разрезе». |
Физкультминутка | По дорожке шли, шли (шагаем). Много камешков нашли (руки в стороны). Присели (сели), собрали (встали). Дальше пошли. | Шагают. Разводят руками. Сели. Встали. Шагают. |
Продолжение работы по теме. Работа в группах. | - Ребята, я предлагаю вам работу в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах. Правила работы в группах.
- На эту работу дается 5 минут. Первый ряд работает на первой парте. Второй на последней парте. Третий на первой парте. Вопросы для 1 – ой группы. (Слайд 6) - Прочтите текст в учебнике. - Рассмотрите данные материалы и предметы. - Подготовьте ответы на вопрос. Вопросы.
Помочь вам может учебник на с. 92. Вопросы для 2 - ой группы. (Слайд 7)
Помочь вам может учебник на с.93. Вопросы для 3-ей группы. (Слайд 8)
Вы молодцы. Отлично справились с заданием. А теперь послушайте, пожалуйста, загадку. Во мне есть вода, но не мокрая, Огонь – но не жгучий, Мое твердое тело – бесцветное И в то же время – разноцветное. - Верно, это алмаз. Слайд 9. - Я для вас подготовила интересный материал об алмазе. Послушайте. Алмаз - самый популярный, самый драгоценный камень в мире. Он обычно бесцветный или окрашенный в слабые оттенки голубого, желтого, зеленого, розового, серого тонов. Очень редко встречаются черные алмазы. Многие лучшие алмазы пришли из Индии, Бразилии, Южной Африки, Китая и России. Бриллиант — это тоже алмаз, только в обработанном виде. Многие алмазы светятся в темноте, особенно если их потереть. Алмаз – самый твердый минерал в мире, его считают царем камней. Но, несмотря на свою твердость, алмазы хрупки. Алмазы издавна использовались в качестве самых изысканных украшений. Уголь, как оказалось, родной брат блестящего драгоценного алмаза. Алмазы идут на ювелирные украшения, их также используют в науке, промышленности и технике. Кроме того, алмаз обладает и целебными свойствами для человека. Этот камень придает человеку твердость и мужество. Алмаз снижает высокую температуру, борется с инфекциями и снимает усталость. | Работа в группах. Ученики самостоятельно добывают знания. Затем один из представителей группы выступает с сообщением про ту горную породу, которая готовила вся команда. Слушают сообщение об алмазе. |
Закрепление полученных знаний | - Скажите, где применяются горные породы? (Слайд 10) - Давайте прочитаем по слайду. - Какое свойство горных пород при этом использует человек? - Верно, многие породы обладают твердостью, прочностью, пластичностью, постоянной формой, затвердевают при остывании. Твердые тела расширяются при нагревании. - Хочу дать вам полезный совет. Чтобы легче снять крышку с банки, нагрейте крышку струей горячей воды. Так как тела при нагревании расширяются. Перед тем как налить кипяток в стеклянный сосуд, его надо весь прогреть. Дно нагреется и расширится, сосуд лопнет. - Посмотрите на эту породу. Это гранит. Состав гранита неоднороден. - И чего состоит гранит, как вы думаете? (Слайд 11) Комментарий к слайду. - Гранит образует верхний слой земной коры. Имеет цвет серого и белого, до красного и зеленого. Его цвет зависит от наличия в его составе полевого шпата. Кроме полевого шпата он содержит слюду и кварц. Все это минералы. Минерал – это природные неорганические вещества. - Посмотрите, это каменная соль. Однородная ли то горная порода? (Да). Она состоит из одного минерала. Опыт с солью. - Как вы думаете, если раскрошить минерал, то его частицы сохранят или нет свои свойства? Какое свойство? А что говорит нам об этом учебник? с.96 | Примерные ответы учеников: в строительстве домов, дорог; украшение зданий, станций метро, изготовление памятников; при изготовлении посуды, природных красителей; в сельском хозяйстве (удобрения). Внимательно слушают советы. Наблюдают за опытом с солью. Если ее раскрошить, то ее частички сохранят свойства данного минерала. |
Рефлексия 3-4 минуты | - Ребята, а сейчас быстро проведем работу в парах. У вас на партах лежат карточки. Первый вариант подчеркивает названия тех предметов, которые можно отнести к горным породам. Второй те горные породы, которые созданы руками человека. Третий – минералы. | Выполняют карточки с заданием. Фронтально проверяем. |
Итог урока 2-4 минуты | Итак, посмотрите на слайд. Читаем и отвечаем… Я сегодня узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я смог… | |
Домашнее задание | § 21. Горные породы и минералы. Пересказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....