Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа 2100, "Горные породы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Галина Сергеевна Бардина

Технологическая карта урока окружающего мира

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: "Горные породы и минералы"

Цель: Формирование понятия горных породах и его свойствах

Задачи: 

Образовательные:

·        сформировать представления о понятиях «горные породы», «минералы»;

·        познакомить со свойствами различных горных пород и минералов;

·        сформировать представления о способах их использования людьми, об их многообразии в природе.

Развивающие:

·        развивать умение работать в малых группах;

·        развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений;

·        создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитательные:

·        Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе;

·        Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе, бережное отношение к богатствам родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir_4_klass_gornye_porody.zip2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

учителя начальных классов

Бардиной Галины Сергеевны

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

4 – А

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

Горные породы и минералы

Цель урока

Формирование понятия горных породах и его свойствах

Задачи урока

Образовательные:

  • сформировать представления о понятиях «горные породы», «минералы»;
  • познакомить со свойствами различных горных пород и минералов;
  • сформировать представления о способах их использования людьми, об их многообразии в природе.

Развивающие:

  • развивать умение работать в малых группах;
  • развивать умение использовать текст в целях получения новых знаний и проверки истинности собственных предположений;
  • создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе;
  • Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе, бережное отношение к богатствам родного края.

Основные термины, понятия

Горные породы, минералы, их свойства.

Планируемый результат

Предметные умения

 -Знать, что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.

-Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются  в строительстве;

 Личностные УУД:

1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

2. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивание учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Обобщение и классификация по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. Развитие умение слушать и понимать других.

2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре и в группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная

Практическая

Книгопечатная продукция:

1. Учебник по окружающему миру, А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, 4 класс.

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук;
  2. Проектор;
  3. Интерактивная доска

Экранно-звуковые, наглядные  пособия, раздаточный материал:

  1. Презентация «PowerPoint» по теме «Горные породы и минералы»;
  2. Коллекция горных пород и минералов;
  3. Карточки для организации рефлексии;
  4. Наглядные материалы по данной теме.
  5. Материал для проведения групповой работы.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1-2 минуты

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Галина Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.  Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи своему товарищу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Актуализация опорных знаний

2 минуты

- Какая тема вами пройдена на прошлом уроке? (Как человек использует свойства воздуха?)

- Вы рассматривали тему «Как человек использует свойства воздуха». Давайте проведем с вами небольшой тест.

- Послушайте внимательно первый вопрос и выберите правильный ответ, обозначив его буквой.

1. В состав воздуха входят:

А) азот, кислородный газ;

Б) азот и кислород;

В) азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.

2. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

А) при нагревании воздух расширяется;

Б) воздух плохо проводит тепло;

В) при охлаждении воздух сжимается.

3. Что изменится в велосипедной шине после её накачивания?

А) увеличится её упругость;

Б) увеличится количество углекислого газа;

В) уменьшится содержание кислорода.

4. Какая особенность воздуха была использована изобретателями воздушного шара?

А) воздух сжимаемый;

Б) воздух без цвета и запаха;

В) воздух упругий;

Г) теплый воздух поднимается вверх.

5. Как называется воздушная оболочка Земли?

А)  литосфера;

Б) атмосфера;

В) гидросфера.

Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Поставьте карандашом оценку. Образец ответов представлен на слайде (1).

- Так как же называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)

- Вспомните, а какие еще у нас есть оболочки Земли? (Гидросфера и литосфера)

- Из чего состоит твердая каменная оболочка Земли? (Из твердых горных пород и минералов)

На прошлом уроке мы проходили тему «Как человек использует свойства воздуха». Выполняют тест.

Осуществляют взаимопроверку, оценивают соседа по парте.

Ответы к тесту.

  1. В
  2. Б
  3. А
  4. Г
  5. Б

Воздушная оболочка земли называется атмосферой. Еще есть и другие оболочки Земли: гидросфера и литосфера.

Осуществляется взаимопроверка и оценивание результатов теста.

Воздушная оболочка Земли – это атмосфера. Еще есть и другие оболочки Земли: гидросфера и атмосфера.

Каменная оболочка состоит из горных пород и минералов.

Совместное определение темы. Целеполагание.

- Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.

- Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).

- Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь).

- Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль).

-Сформулируйте тему нашего рока? (Полезные ископаемые). А как их называют по-другому?  (Горные породы и минералы) (Слайд 2)

Работа по учебнику. Чтение диалога.

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем диалог Лены и Миши.

- Что узнали из диалога? (Горные породы состоят из минералов - природных веществ).

- Чем различается мнение Лены и Миши об использовании горных пород? На какой вопрос  будешь искать ответ?

(Как используются горные породы и минералы? Какими свойствами они обладают?)

-Ребята, это и будет целью нашего урока.

В шкатулке мел, уголь и соль.

Тема урока: «Полезные ископаемые». Или по-другому «Горные породы и минералы».

Читают диалог по ролям.

Из диалога узнали, что горные породы состоят из минералов – природных веществ. Из горных пород можно получить любое минеральное вещество.

Открытие новых знаний.

- Перед вами гранит, железная руда, соль и песок.

- Разделите горные породы на группы.

Как вы разделили, по каким признакам?

 (I - твердость, II - сыпучесть). (Слайд 3)

- Я сейчас на ваших глазах проведу небольшой опыт. (Пересыпаю в разные по форме емкости). - Что происходит с песком? Изменилась ли форма? (Песок принял форму стакан и колбы)

- Могут ли менять свою форму твердые породы, как сыпучие? (Нет).

- Какой же можно сделать вывод о постоянстве форм?

- Давайте, вывод, который мы с вами сделали, проверим по учебнику.

- Читаем на с. 82

(«Большинство горных пород…»)

- Как и где используются эти пород?

(Отвечают сами).

- Кто из вас бывал в метро? Как выглядит станции метро? Верно. (Слайд 4)

- Давайте рассмотрим иллюстрации станций метро в учебнике на с.93.

- Каким свойством должны обладать горные породы, используемые в строительстве метро? (твердость и прочность)

- Вы правы, используются такие породы, которые очень тверды и прочные, красивые, хорошо шлифуются. Например, гранит, мрамор, лабрадор. Главное свойство этих пород прочность и твердость. (Слайд 5)

К первой группе относятся гранит и железная руда, поскольку это твердые горные породы. А ко второй – песок и соль. Они сыпучие.

Наблюдают опыт. Песок изменил свою форму, принял форму колбы.

Твердые породы не могу менять свою форму.

Вывод: Большинство горных пород  -твердые тела, и их главная особенность – постоянство формы.

Примерные ответы учеников: в строительстве домов, дорог; украшение зданий, станций метро, изготовление памятников; при изготовлении посуды, природных красителей; в сельском хозяйстве (удобрения).

Станции метро всегда красивые и изящные по архитектуре. Рассматривают иллюстрации по учебнику на с. 93.

Горные породы должны обладать твердостью и прочностью.

Закрепление полученных знаний

Посмотрите на вторую иллюстрацию.

- Какие породы используются при строительстве дорожного полотна?

- Какими свойствами обладает песок? Гравий? - А что такое гравий?

Графий - это обломки горных твердых пород от 2 до 10 мм, которые используются в дорожном строительстве.

- Если мы затрудняемся ответить, давайте прочтем в учебнике.

-Что такое асфальт?

Горячий асфальт  при остывании твердеет, становится твердым. Именно это свойство используют в строительстве дорог.

Работают по учебнику на с. 93. Отвечают на вопросы по рисунку «Дорожное полотно в разрезе».

Физкультминутка

По дорожке шли, шли (шагаем).

Много камешков нашли (руки в стороны).

Присели (сели),

собрали (встали).

Дальше пошли.

Шагают.

Разводят руками.

Сели.

Встали.

Шагают.

Продолжение работы по теме. Работа в группах.

- Ребята, я предлагаю вам работу в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах.

Правила работы в группах.

  1. Работаем тихо, не мешаем другим.
  2. Выслушиваем мнение своих одноклассников.
  3. Необходимо выбрать одного из группы, который будет отвечать на вопросы.

 

- На эту работу дается 5 минут. Первый ряд работает на первой парте. Второй на последней парте. Третий на первой парте.

Вопросы для 1 – ой группы.  (Слайд 6)

- Прочтите текст в учебнике.

- Рассмотрите данные материалы и предметы.

- Подготовьте ответы на вопрос.

Вопросы.

  1. Из чего изготовлен кирпич?
  2. Каким свойством обладает глина?
  3. Перечислите технологическую цепочку производства кирпича.
  4. Где используют глину и кирпич. Получают глину кирпич.

Помочь вам может учебник на с. 92.

Вопросы для 2 - ой группы. (Слайд 7)

  1. Что такое цемент?
  2. Из чего его изготавливают?
  3. Каким свойством обладает цемент?
  4. Что такое бетон?
  5. Где используют бетон?

Помочь вам может учебник на с.93.

Вопросы для 3-ей группы.  (Слайд 8)

  1. Что такое стекло?
  2. Из чего изготавливают стекло?
  3. Какое свойство используется при изготовлении стекла?

Вы молодцы. Отлично справились с заданием. А теперь послушайте, пожалуйста, загадку.

Во мне есть вода, но не мокрая,

Огонь – но не жгучий,

Мое твердое тело – бесцветное

И в то же время – разноцветное.

- Верно, это алмаз. Слайд 9.

- Я для вас подготовила интересный материал об алмазе. Послушайте.

Алмаз  - самый популярный, самый драгоценный камень в мире. Он обычно бесцветный или окрашенный в слабые оттенки голубого, желтого, зеленого, розового, серого тонов. Очень редко встречаются  черные алмазы. Многие лучшие алмазы пришли из Индии,  Бразилии,  Южной Африки, Китая и России. Бриллиант — это тоже алмаз, только в обработанном виде. Многие алмазы светятся в темноте, особенно если их потереть. Алмаз – самый твердый минерал в мире, его считают царем камней. Но, несмотря на свою твердость, алмазы хрупки.

Алмазы издавна использовались в качестве самых изысканных украшений. Уголь, как оказалось, родной брат блестящего драгоценного алмаза.  

Алмазы  идут на  ювелирные украшения, их также используют  в науке, промышленности и технике. Кроме того, алмаз обладает и целебными свойствами  для человека. Этот камень придает человеку твердость и мужество. Алмаз снижает высокую температуру, борется с инфекциями и  снимает усталость.

Работа в группах. Ученики самостоятельно добывают знания. Затем один из представителей группы выступает с сообщением про ту горную породу, которая готовила вся команда.

Слушают сообщение об алмазе.

Закрепление полученных знаний

- Скажите, где применяются горные породы? (Слайд 10)

- Давайте прочитаем по слайду.

- Какое свойство горных пород при этом использует человек?

- Верно, многие породы обладают твердостью, прочностью, пластичностью, постоянной формой, затвердевают при остывании. Твердые тела расширяются при нагревании.

- Хочу дать вам полезный совет. Чтобы легче снять крышку с банки, нагрейте крышку струей горячей воды. Так как тела при нагревании расширяются. Перед тем как налить кипяток в стеклянный сосуд, его надо весь прогреть. Дно нагреется и расширится, сосуд лопнет.

- Посмотрите на эту породу. Это гранит. Состав гранита неоднороден.

- И чего состоит гранит, как вы думаете?

 (Слайд 11)

Комментарий к слайду.

- Гранит образует верхний слой земной коры. Имеет цвет серого и белого, до красного и зеленого. Его цвет зависит от наличия в его составе полевого шпата. Кроме полевого шпата он содержит слюду и кварц. Все это минералы.

Минерал – это природные неорганические  вещества.  

- Посмотрите, это каменная соль. Однородная ли то горная порода?

(Да). Она состоит из одного минерала.

Опыт с солью.

- Как вы думаете, если раскрошить минерал, то его частицы сохранят или нет свои свойства? Какое свойство? А что говорит нам об этом учебник? с.96

Примерные ответы учеников: в строительстве домов, дорог; украшение зданий, станций метро, изготовление памятников; при изготовлении посуды, природных красителей; в сельском хозяйстве (удобрения).

Внимательно слушают советы.

Наблюдают за опытом с солью. Если ее раскрошить, то ее частички сохранят свойства данного минерала.

Рефлексия

3-4 минуты

- Ребята, а сейчас быстро проведем работу в парах.

У вас на партах лежат карточки.

Первый вариант подчеркивает названия тех предметов, которые можно отнести к горным породам.

Второй те горные породы, которые созданы руками человека.

Третий – минералы.

Выполняют карточки с заданием. Фронтально проверяем.

Итог урока

2-4 минуты

Итак, посмотрите на слайд. Читаем и отвечаем…

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я смог…

Домашнее задание

§ 21.

Горные породы и минералы.

Пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....