Конспект урока по окружающему миру "Горные породы" (УМК "ПНШ", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомиться с понятием "горные породы", с видами горных пород; узнавать о происхождение магматических и осадочных горных пород; получать представление о том, что горные породы - это природные тела.
Личностные: открывать для себя новое; ценить окружающий мир; уметь полно отвечать на поставленные вопросы; уметь ясно выражать своё мнение; уметь работать с другими людьми и выслушивать мнение каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_porody_.pdf | 533.56 КБ |
kartochki_okruzhayushchiy_mir_2.docx | 1.12 МБ |
kartochki_okruzhayushchiy_mir_3.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Гранит
Гранит - это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют такие камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. Природе чаще всего встречается и используется в промышленности сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый.
Главное свойство гранита его прочность.
Гранит залегает глубоко в земле и на её поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на куски, которые и используют для разных целей.
О центре Челябинска можно сказать, что он стоит на гранитном острове. Под ним гранит розовый и рябчиковый – серый в крапинку. Добывали его раньше в каменоломнях, что находятся в городском бору. Складывали из гранита фундаменты, облицовывали фасады зданий, строили дома, которые и сейчас можно увидеть в центре города. Театр юного зрителя, который находится на площади Революции, облицован местным гранитом. Сейчас взрывать гранит в черте города запрещено.
Базальт
Слово «базальт» образовалось от слова «базал», которое в буквальном переводе означает «кипячёный». Именно такое наименование камень получил потому, что он образуется в раскаленных жерлах вулканов, в которых температуры доходят до нескольких тысяч градусов.
Характерные цвета базальтовых камней - в серо-черной гамме; оттенки: иногда зеленый, иногда красно - бурый. Главный минерал базальта - полевой шпат. Иногда вкраплен оливин (как зеленое бутылочное стекло выглядит). Базальт - самая распространенная на Земле излившаяся магматическая горная порода.
Главное свойство – гибкость, очень крепкий
Существуют базальтовые вулканы, благодаря которым появляется эффузивная горная порода - базальт. Среди них вулканы на Камчатке, Курилах, а также Везувий. Родина базальта - Эфиопия. Там его впервые обнаружили и оценили полезные свойства. Название эта эффузивная горная порода получила тоже из Эфиопии.
Каменный уголь
Каменный уголь относится к осадочной породе, образующейся в земных пластах. Это один и наиболее древних видов топлива, использовавшийся людьми десятки тысяч лет назад.
Каменный уголь образовывается в местах, где деревья и иные растения накапливаются в одном месте, после чего эта большая растительная масса не успевает полностью разлагаться. Идеальным местом для этого является бедная кислородом болотная местность.
Состав этого ископаемого и его вид зависит от возраста и глубины залегания. К самой древней породе можно отнести антрацит, залежи которого обнаружены на глубине до 5 км. В нем много углерода, минимум влаги и наиболее высокая теплота сгорания.
Горючесть – главное свойство каменного угля.
Каменные угли выявлены в Полтаво-Брединском месторождении. Запасы их незначительны, составляют всего около 4 млн. тонн. Добыча угля не ведется.
Известняк
Известняк — осадочная горная порода органического происхождения, состоящая преимущественно из скелетных остатков организмов. Может содержать примеси обломочного материала, глинистого и (или) кремнистого вещества, пирита.
Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, широко распространён известняк и в других местах. Этим горным породам характерно отсутствие блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей.
Прочность (главное свойство) местных известняков такова, что из отдельных разновидностей породы производились жернова для мельниц и мостовой камень.
Месторождения известняков разрабатываются около города Миасс (Тургоякское месторождение), около города Магнитогорск (Агаповское месторождение), около города Еманжелинск (Первомайское месторождение) – всего около 20 месторождений.
Торф
Торф — ценное полезное ископаемое. Он образуется в болотах из остатков мха, травянистой растительности. В процессе образования торфа участвуют древесина и листья сосны, ели, ивы, березы, корни тростника, осоки, хвоща, пушицы. Также кора вересковых кустарничков.
Торф имеет тёмно-коричневый цвет. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа-горючесть.
Торф возобновляется быстро и в больших объёмах, поэтому его запасы на планете практически не уменьшаются, несмотря на активную добычу.
В ряде болот Челябинской области накопились богатые отложения торфа. Общие его запасы оцениваются в 850 млн. тонн. Однако в промышленных масштабах торф у нас не разрабатывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Наша Земля на глобусе и карте"
По учебнику Плешакова...
Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.
Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....
Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"
Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Конспект урока для 1 класса по окружающему миру может использоваться в любом УМК. Тема урока "Жизнь лесных зверей зимой" Конспект содержит презентацию, звуковое сопровождение, видео....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....
Конспект урока по окружающему миру во втором классе Тема: «Какой бывает транспорт?», Презентация к уроку(разбита)
Все для урока во 2 классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"...