Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Хилько Оксана Александровна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» п.Пурпе Пуровского района

Рабочая программа

По учебному предмету Окружайщий мир

для 1 класса

на 2018-2019 учебный год

Учитель Хилько Оксана Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1  класса составлена на основе следующих документов и материалов:

  • Примерной  программы по учебному предмету;
  • Рабочей программы по окружающему миру для 1-4 классов (автор А.А. Плешаков).

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Выпускник научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциями правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Содержание учебного предмета в соответствии с авторской программой

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики- одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно –нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно – нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко – культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Дата

Тема урока

Кол-во

час

Планируемые

результаты

Вид контроля, инструментарий

Вводный урок (1ч)

1

04.09

Задавайте вопросы!

1

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради, с. 4

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

2

07.09

Что такое родина?

1

Узнавать государственную символику Российской Федерации

Индивидуальный,  КИМ,

С.6, С 1.

3

11.09

Что мы знаем о народах России?

1

Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

Коллективный, материалы

учебника

4

14.09

Что мы знаем о Москве?

1

Описывать достопримечательности столицы.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С 7, №2.

5

18.09

Проект «Моя малая Родина».

1

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради

6

21.09

Что у нас над головой?

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки, проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Индивидуальный, КИМ,

С.7.

7

25.09

Что у нас под ногами?

Практическая работа «Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа определителя».

1

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде, описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, КИМ,

С.8, А 1, А 2,

 А 3.

8

28.09

Что общего у разных растений.

Практическая работа

« Нахождение у растений их части».

1

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Индивидуальный, КИМ,

С.9.

9

02.10

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа   «Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя».

1

Узнавать изученные объекты живой природы,

использовать определитель растений для поиска необходимой информации.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.14, № 3.

10

05.10

Что растёт на клумбе?

Практическая работа «Определение  растений цветника с помощью атласа-определителя».

1

Узнавать изученные объекты живой природы,

использовать определитель растений для поиска необходимой информации.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.16, № 3.

11

09.10

Что это за листья?

Практическая работа   «Определение деревьев по листьям».

1

Узнавать изученные объекты живой природы,

использовать определитель растений для поиска необходимой информации.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С.12, А 1, А 3.

12

12.10

Что такое хвоинки?

Практическая работа «Определение деревьев с помощью атласа-определителя».

1

Узнавать изученные объекты живой природы,

использовать определитель растений для поиска необходимой информации.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.20, № 3.

13

16.10

Кто такие насекомые?

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты  живой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С.24, В 2.

14

19.10

Кто такие рыбы?

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты  живой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.24, № 2.

15

23.10

Кто такие птицы?

Практическая работа

«Исследование  строения пера птицы».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты  живой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.26, № 3.

16

26.10

Кто такие звери?

Практическая работа

«Исследование строения шерсти зверей».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты  живой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.28, № 4.

17

06.11

Что окружает нас дома?

1

Сравнивать объекты  неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С.25.

18

09.11

Что умеет компьютер?

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С. 26.

19

13.11

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Оонимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.32, № 2.

20

16.11

На что похожа наша планета?

1

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С. 28.

21

20.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты.

Коллективный.

Тестовая работа

«Что и кто?».

Раздел « Как, откуда и куда» (12 часов)

22

23.11

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

1

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья).

Индивидуальный, материалы

к проекту

23

27.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа «Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку».

1

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды) и природной среде.

Индивидуальный,  КИМ,

С. 29, А 3, В 2,

С 1.

24

30.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа « Сборка простейшей электрической цепи».

1

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия электроэнергии) и природной среде.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.41, № 2.

25

04.12

Как путешествует письмо?

1

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний.

Индивидуальный, КИМ,

С. 31.

26

07.12

Куда текут реки?

Практическая работа «Рассматривание морской соли и проведение опыта по «изготовлению» морской воды».

1

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.

Индивидуальный,  КИМ, С. 32.

27

11.12

Откуда берутся снег и лёд?

Практическая работа «Исследование свойств снега и льда».

1

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.46, № 3.

28

14.12

Как живут растения?

Практическая работа

«Приёмы ухода за комнатными растениями».

1

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.49, № 4.

29

18.12

Как живут животные?

Практическая работа «Ухаживание за животными живого уголка».

1

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.51, № 3.

30

21.12

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки для птиц».

1

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.52, № 1.

31

25.12

Откуда берётся и куда девается мусор?

Практическая работа «Сортировка мусора по характеру материала».

1

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.54, № 1.

32

15.01

Откуда в снежках грязь?

Практическая работа «Исследование снежинок и снеговой воды на наличие загрязнений».

1

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С. 45.

33

18.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Презентация проекта «Моя семья».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты.

Индивидуальный. Тестовая работа

«Как, откуда и куда?»

Раздел «Где и когда» (11 часов)

34

22.01

Когда учиться интересно?

1

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности.

Индивид уальный.

Работа с карточками

35

25.01

Проект «Мой класс и моя школа».

1

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ( группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.

Индивидуальный, материалы

к проекту

36

29.02

Когда придёт суббота?

1

Различать прошлое, настоящее, будущее.

Индивид уальный.

Работа с карточками.

37

01.02

Когда наступит лето?

1

Различать прошлое, настоящее, будущее.

Индивидуальный. Работа с карточками.

38

05.02

Где живут белые медведи?

Практическая работа

«Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты живой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.11, № 2.

39

08.02

Где живут слоны?

Практическая работа

«Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты живой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.13, № 2.

40

12.02

Где зимуют птицы?

1

Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.

Индивидуальный, КИМ,

С. 50.

41

19.02

Когда появилась одежда?

1

Различать прошлое, настоящее, будущее, использовать различные справочные издания (энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.16, № 3.

42

22.02

Когда изобрели велосипед?

1

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.18, № 3.

43

26.02

Когда мы станем взрослыми?

1

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.19, № 2.

44

01.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С. 62, С. 63, А6, А7, А8, А9.

Раздел «Почему и зачем?» (22ч)

45

05.03

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде, использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.22, № 3.

46

12.03

Почему Луна бывает разной?

0,5

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде, использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.23, № 2.

47

12.03

Почему идёт дождь и дует ветер?

0,5

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.23, № 1.

48

15.03

Почему звенит звонок?

1

Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.26, № 2.

49

19.03

Почему радуга разноцветная?

1

Описывать на основе предложенного плана изученные  явления неживой природы, выделять их  существенные признаки.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.26, № 2.

50

22.03

Почему мы любим кошек и собак?

Практическая работа

«Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением». 

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты , выделять их  существенные признаки .

Индивидуальный, материалы КИМ.

С. 61.

51

02.04

Проект «Мои домашние питомцы».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты.

Индивидуальный, материалы

к проекту.

52

05.04

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой  природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.32, № 3.

53

09.04

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой  природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.24, № 2.

54

12.04

Зачем мы спим ночью?

1

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. соблюдать режим дня.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.35, № 1.

55

16.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Понимать необходимость здорового образа жизни; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, соблюдать правила рационального питания.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.37, № 3.

56

19.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа

«Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук».

1

Понимать необходимость здорового образа жизни; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья,

соблюдать  правила  личной гигиены.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.38, № 1.

57

23.04

Зачем нам телефон и телевизор?

1

        1

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.39, № 1.

58

26.04

Зачем нужны автомобили?

1

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.41, № 1.

59

30.04

Зачем нужны поезда?

1

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.42, № 2.

60

03.05

Зачем строят корабли?

1

Использовать готовые модели (план) для описания свойств объектов.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.45, № 2.

61

07.05

Зачем строят самолёты?

1

Использовать готовые модели (план) для описания свойств объектов.

Индивидуальный, КИМ,

С. 77.

62

10.05

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.47, № 1.

63

14.05

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1

Понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.48, № 1.

64

17.05

Зачем люди осваивают космос?

1

Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

Индивидуальный, материалы рабочей тетради.

С.51, № 3.

65

21.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Индивидуальный, материалы КИМ.

С. 79.

66

25.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты.

Индивидуальный. Тестовая работа

«Почему и зачем?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...