Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края».
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа 2100", на котором дети повторяют тему "Экосистема", а также знакомятся с особенностями природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_ekosistemy_permskogo_kraya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Г.А.Сборщикова»
г. Перми
Урок по окружающему миру по теме
«Природные экосистемы Пермского края».
Педагог - учитель начальных классов
Тетерина Юлия Германовна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32
имени Г.А.Сборщикова» г. Перми
Тема урока: Природные экосистемы Пермского края.
Целевые установки урока:
Предметные результаты:
- Повторить понятие «экосистема», «природная экосистема», «искусственная экосистема».
- Знать составляющие части экосистемы.
- Познакомиться с экосистемами Пермского региона.
- Приводить примеры представителей экосистем самостоятельно и с помощью справочной литературы.
Метапредметные результаты:
- Классифицировать объекты природы по их роли в экосистеме.
- Выявлять существенные признаки объектов природы.
- Осуществлять самопроверку.
- Рассказывать о представителях экосистемы, используя дополнительную литературу.
Личностные результаты:
- Осознавать необходимость бережного отношения к природе.
- Понимать необходимость соблюдения правил работы в коллективе.
- Организационный этап.
Класс делится на 4 группы. В группе выбирается командир. Каждая группа получает определенный набор карточек.
- Актуализация знаний.
На доске карточки: ЛУГ ЛЕС БОЛОТО ОЗЕРО
- Посмотрите на карточки внимательно и попробуйте сформулировать тему урока самостоятельно.
/природные экосистемы/
-Я запишу тему на доске, но, обратите внимание, точку не ставлю. А почему, вы ответите сами чуть позже.
- Что общего в этих понятиях?
/названия природных экосистем, которые мы изучили/
- Какой ещё вид экосистем мы изучили?
/искусственные экосистемы/
-Чем различаются природные и искусственные экосистемы?
/В искусственных экосистемах круговорот замыкает человек/
- Что такое экосистема?
/единство живой и неживой природы/
- Найдите на ваших карточках определение понятия и заполните её.
Экосистема – единство ______________ и _________________природы, в котором сообщество живых___________________разных «профессий» способно поддерживать__________________________.
/живой, неживой, организмов, круговорот веществ/
- Из каких частей состоит экосистема?
/воздух, почва, производители, потребители, и т.д./
- Дополните таблицу составляющих частей экосистемы, дописав названия отсутствующих. Например:
Потребители |
Почва |
Воздух |
- Догадайтесь, о какой составной части я говорю. Ответив на мои вопросы, вы проверите, правильно ли вы заполнили таблицу.
- Обитатели экосистемы, к которой относимся и мы с вами.
/потребители/
-Часть экосистемы, в которой расположены корни растений.
/почва/
-Жидкая часть экосистемы.
/вода/
-Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества.
/разрушители/
- Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов.
/воздух/
-Разделите части экосистемы на две группы. Объясните.
/живая и неживая природа/
- Назовите ещё раз роли живых организмов в экосистеме.
/потребители, производители, разрушители/
- Для чего в экосистеме нужны производители?
/превращают минеральные вещества в органические/
- Какова роль потребителей?
/потребляют органические вещества/
-Разрушителей?
/превращают органические вещества в минеральные/
- Какова же роль содружества живых организмов в экосистеме? Почему экосистема может долго существовать без посторонней помощи и вмешательства?
/поддерживается круговорот веществ/
- Что произойдет с экосистемой, если круговорот не будет полностью замкнут?
/превратится в другую экосистему/
- Найдите у себя на столе карточки с замкнутой и не полностью замкнутой экосистемами. Определите, какая таблица показывает замкнутую экосистему. Подпишите в прямоугольниках «профессии» обитателей экосистемы.
- Подпишите, передачу каких веществ показывают стрелки.
- Вернёмся к карточкам, с которых начали урок. Расположите карточки в определенном порядке. Объясните.
/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ ЛЕС – если эти экосистемы незамкнуты, то их смена происходит таким образом/
-Какие из перечисленных экосистем можно отнести к не полностью замкнутым?
/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ/
- Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?
/круговорот в ней полностью замкнут/
- Сейчас я раздам командам наугад карточки с названиями экосистем, а вы должны показать без звуков, какая экосистема вам досталась.
/ после показа проводится обсуждение признаков экосистем, по которым они узнавались/
- Изучение нового материала.
- А сейчас поиграем в игру «Один лишний». Важно помнить, что оставшиеся объекты должны обладать общим свойством.
На доске карточки с изображениями дерева, черепахи, медведя, зайца, лося.
Первый лишний – дерево, т.к. остальные объекты –
это животные.
Второй лишний – черепаха, т.к. не водится
в природных экосистемах Пермского региона.
- Вы помните, что я не поставила точку после темы урока. Глядя на изображения объектов природы, попробуйте окончательно сформулировать тему урока.
/«Природные экосистемы Пермского края»/
- Все ли из изученных экосистем представлены в природе нашего края?
/ответы детей различны/
- Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, нам нужно получить дополнительную информацию. Какие источники помогают вам в этом?
/ответы детей/
-Сегодня на уроке мы будем использовать справочную литературу. У вас на столах лежат учебные пособия, в которых собрана информация о природе Пермской области. Воспользуемся ими. Откройте содержание книги «ГЕОГРАФИЯ». Есть ли в ней глава, посвященная озерам? Болотам?
/да/
- На какой странице находится нужный материал?
/стр.57/
- Откройте. Найдите выделенное жирным шрифтом слово ОЗЕРО.
Прочитайте.
- Сколько озер известно на территории региона?
/около 750/
- На странице 60 найдите выделенное слово БОЛОТО. Прочитайте.
- Из книги « Твое Прикамье» запишите названия самого большого озера и болота.
/Самое большое по площади озеро –
Чусовское, самое глубокое – Рогалек,
самое большое болото – Большое Камское/
- На странице 72 «ГЕОГРАФИИ» вы найдете немного информации о лугах нашего края. А почему ее немного вы мне скажете сами.
/ Общая площадь всех лугов невелика/
- Какая же экосистема из изученных нами наиболее широко представлена на территории нашего края?
/леса/
- Заполните таблицы «ЭКОСИСТЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ».
озеро | луг | лес | болото |
- Разделитесь в команды и попробуйте самостоятельно «добыть» информацию о представителях этой экосистемы. Заполните таблицу.
- Сравним, что успели узнать об обитателях лесов нашего края команды.
/выслушивается ответ представителя любой
команды об одной экосистеме, другие команды дополняют ответ/
- На доске я поместила карточки с изображениями обитателей лесов Прикамья (лиса, сосна, заяц, ель, лось, рябина, медведь).
- На какие две группы их можно разделить?
/производители и потребители/
- Какой группы живых организмов не хватает?
/разрушители/
- Какие разрушители наиболее известны в наших лесах?
/грибы/
- Отгадайте несколько загадок о грибах. Если отгадываете, то карточка появляется на доске.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. / Боровик/
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. / Подберёзовик/
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу./ Опята/
- Теперь можно утверждать, что на уроке была найдена информация о представителях трех «профессий» живых организмов самой распространенной экосистемы нашего региона?
/да/
- А теперь откройте оглавления всех 3 книг. Прочитайте названия глав находящихся:
«ГЕОГРАФИЯ» стр.216
«ЖИВОТНЫЕ ПРИКАМЬЯ» стр. 130
«РАСТЕНИЯ ПРИКАМЬЯ» стр. 155
- Что объединяет все эти главы?
/они посвящены охране природы Пермского края/
- Что мы с вами можем сделать для того, чтобы природа нашего края
не страдала от деятельности человека?
/ответы детей/
- Итог урока.
-Чему был посвящен наш урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Закончить урок мне хотелось бы словами Мамина – Сибиряка: «Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче… И нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего Отечества».
Литература:
- «Твоё Прикамье. Береги свой дом». /Эколого- краеведческая хрестоматия/. Пермь. Издательство «Пушка». 2005.
- «Животный мир Прикамья».Пермское книжное издательство.1989г.
- «Животные Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
- Верещагина В.А., Колясников Н.Л. «Растения Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
- Вахрушев А.А., Алтухов С.М., Раутиан А.С. «Обитатели земли», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.2006г.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Обитатели земли». Учебник – тетрадь для 3 класса. 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Красная книга Пермского края"
Одна из важнейших задач современности — охрана окружающей среды. В нашей Красной книгеПермского края для ребят рассказывается не только, почему необходимо беречь определенные растения и жи...
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Животный мир Пермского края"
Данная презентация может быть использована на уроках окружающего мира для учащихся начальной школы....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ
Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.Планируемые результаты:Планируемые результаты- Личностные: положительное отношени...
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
«Природные богатства и труд людей – основа экономики»...
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по окружающему мируТема: «Природные стихии в народном творчестве»Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
Только вместе, только дружно...