II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: фронтальный вопрос
Наглядный: рассматривание иллюстрации
| 8 мин | Фронтальная форма работы -Сегодня у нас с вами будет очень интересная тема, с которой мы познакомимся позже. Но для начала давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке. -Как она называлась? -Верно. А сейчас на слайде вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить: 1. В каком веке наступил расцвет изобразительного искусства и литературы? 2. Где хранится богатейшее наследие России - от древнейших икон до картин современных художников. Давайте посмотрим на экран, вы видите А. С. Пушкина. Портрет его семьи, бабушки и его потомков. 3. Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете? 4. Сейчас вы видите портрет А. П. Чехова Как А. П. Чехов участвовал в общественной жизни и почему отправился на о. Сахалин?
|
- «Расцвет изобразительного искусства и литературы»
-19
- Государственная Третьяковская галерея и Русский музей в Санкт-Петербурге - Руслан и Людмила. Сказка о попе и о его работнике Балде. Сказка о рыбака и рыбке. Сказка о золотом петушке. И т.д - Чехов отправляется на остров Сахалин, что бы самому увидеть все тяготы жизни каторжников. Итог этого путешествия - книга "Остров Сахалин. Эта книга, которая затронула душу каждому человеку не только в России, но и за рубежом. В итоге жизнь ссыльных улучшилась, были отменены телесные наказания. По профессии Чехов был врачом - во время холеры он обслужил 25 деревень, открыл свои медицинские пункты, принимал огромное количество больных и снабжал их лекарствами, А также он построил три школы для крестьянских детей, добился открытия почты и телеграфа. |
П: построение речевого высказывания
|
III. Постановка учебной задачи
Практический: чтение перевёрнутого предложения
Словесный: подводящий диалог
| 2 мин | Фронтальная форма работы -Как мы увидели, вы очень хорошо усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. -Для этого посмотрите на экран. Что в этом предложении не так? -Верно. Чтобы узнать тему нам нужно попытаться прочитать это предложение. -Так какая у нас тема? -Молодцы ребята. А как вы думаете, исходя из темы, какие цели мы перед собой поставим? |
-Оно перевернуто
-В поисках справедливости -Узнать, что такое справедливость
|
П: построение речевого высказывания
Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания
Литературоведческий анализ: толкование термина
Наглядный: предъявление термина на слайде
Наглядный: анализ картины
Словесный: беседа по картине
Словесный: обобщение по наблюдениям по картине | 8 мин | Первичное знакомство с произведениями Фронтальная форма работы -Итак, тема нашего урока «В поисках справедливости».
-Ребята, а как вы понимаете слово справедливость? -Верно. Справедливость – это принцип, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения социальных ценностей. Социальные ценности – это свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т.д. -Справедливыми считают людей, исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми - чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих их свободы и имущества). -Справедливым достается каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым - незаслуженные почести и наказания.
-А сейчас мы с вами узнаем о справедливости, которая была в России в начале 20 века. -Откройте стр. 68. Прочитайте первый абзац. -Какое понятие вам незнакомо? -Как вы думаете, что это такое? - Совершенно верно. -Посмотрите на экран. Перед вами картина «Торг». 1866 г. Неврев Н. В. Как вы думаете, почему она так называется?
-Наделённый тонкой душой и обострённым чувством справедливости, Неврев принимается за сатирическое облечения современного ему общества. Картина «Торг» — выдающееся произведение, написанное именно в жанре картинной драмы, демонстрирующей отвращение автора к «диким» нравам крепостных помещиков.
На картине мы видим двух помещиков, чей внешний вид, несмотря на добротное убранство, вызывает стойкое чувство неприязни. Напыщенные, высокомерные, облысевшие, они обсуждают сделку товаром которой, выступает молодая крестьянская девушка.
Что более всего «трогает» зрителя – это чрезвычайное спокойствие помещиков, как будто дело идёт о каком-либо неодушевлённом предмете. Отведя в сторону взор, владелец девушки о чем-то размышляет, обрюзгший же покупатель уже хозяйственно положил руку на крепостную, уверенный, что дело сладится.
Далее взгляд скользит к лицу девушки. Её лицо выражает протест и осознание бессилия, а крепко сжатые губы, непроницаемый взгляд со сложенными на груди руками заставляют восхититься мужественностью девушки.
Толпа крепостных на заднем плане – это бесправная людская масса, которая только и может, что посочувствовать. Разве, что выделяется среди них староста, который пригнал девушку на торг. Подпоясанный кушаком, он стоит безмолвный, безучастный и бесстрастный – он исполнитель барской воли.
Более всего поражает в картине то, насколько много автор смог донести информации о главных действующих лицах! Об образованном хозяине красноречиво говорит убранство комнаты – картины, книг, об уверенном в себе госте – его непринуждённая поза, небрежно наброшенная на стул одежда, о характере девушке – упрямый взгляд и протестующая поза. Мы можем прочувствовать каждого персонажа, возмутиться, посочувствовать, сопереживать.
-Можем ли мы сказать о справедливых отношениях между людьми разных сословий во время крепостного права? -А кто отменил крепостное право? А какое прозвище он получил? -Давайте посмотрим на его портрет. Александр II получил прозвище Освободитель, потому что подписал Манифест об отмене крепостного права. -А после отмены крепостного права изменились отношения между людьми разных сословий или остались такими же? |
- Это когда, все получают то, что заслуживают.
Воспринимают информацию
- Крепостное право - крепостное право - полная зависимость от землевладельца. Включает запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле; беглые подлежат принудительному возврату)
Вместе с учителем анализируют картину
-Да -Александр II, освободитель
-Крестьяне стали свободными, но отношениями между людьми остались такими же. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: построение рассуждения;
П: анализ объектов
П: выделение необходимой информации
П: построение рассуждения;
|
V. Первичное закрепление
Практич: заполнение таблиц
Литературоведческий анализ: толкование термина Наглядный: предъявление термина на слайде
| 10 мин | Групповая формы работы - Сейчас вы разделитесь на группы: 1 ряд - 1группа,2 ряд - вторая и 3 ряд – третья. У вас на группу 1 карточка с таблицей, вам нужно сначала прочитать абзац, который я вам назову, а затем заполнить таблицу. При готовности всех команд, каждая команда выбирает одного человека, который опираясь на таблицу, расскажет о событии, которое они разбирали в группах. -Итак, 1 команда - читает второй абзац. 2 команда читает 3 и 4 абзац. 3 команда 5,6,7. Вам на все 7 минут. Приступайте. -Ваше время истекло.
-Начинает 1 команда. -Молодцы. Войну начала Германия против Сербии, а Россия вступилась за братскую сторону и таким образом приняла участие в войне. Война была долгой и шла с переменным успехом. Война изматывала народ, лишала надежды на скорую мирную жизнь. Солдаты погибали в сражениях. Не хватало снарядов и патронов, медикаментов и продовольствия.
-2 команда. -Вы, верно, заполнили таблицу. - А как вы думаете, что такое революция? - А как вы поняли фразу «Долой самодержавие»? Что такое самодержавие? -После первой революции рабочие, солдаты и матросы вышли на улицу с требованием «Долой самодержавие!» после чего император Николай II отрекся от престола, и Россия стала республикой. -А как вы понимаете слово республика? -Вторую революцию возглавил Совет солдатских и крестьянских депутатов, поэтому власть стала называться советской. Были изданы декреты о мире и земле, отвечавшие первейшим требованиям народа.
-3 команда. -Очень хорошо справились с таблицей. -А как вы думаете, что такое Гражданская война? И чем она отличается от Отечественной? -А кто знает, в каких странах сейчас идет гражданская война? Каждая из сторон считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. В борьбе за свою правду гибли и красные и белые. -Разрушались города, пустели сёла. Голод, холод, разруха уничтожали людей. Победу одержали красные. Часть побежденных покинули родину, других расстреляли, лишили свободы.
-После революции и Гражданской войны изменилось лицо родной земли, уничтожалась историческая память народа: разрушали храмы, сносили памятники, переименовывали города и улицы.
-Изменилось имя нашего Отечества? -Советский союз – так с 1922г. стала называться страна, населенная множеством народов, прошедших вместе большой и трудный путь. |
Слушают задание
Выполняют задание
- Революция - быстрый переворот во всем государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой. - Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой императору принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом и т.д. - Республика - страна, в которой управляет сам народ через своих посредников, выбираемых на известное время.
- Гражданская война – это война между организованными группами внутри государства.
- Союз Советских Социалистических Республик, |
К: работа в группах
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации
П: подведение под понятие
П: осознанное построение речевого высказывания
К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться. П: выделение информации
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Частично-поисковый: поиск правильных ответов
Практич.: решение теста
| 5 мин | - Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу. А теперь я вам раздам тест. Вам нужно выбрать правильный ответ. 1. Кто был последним русским царем? 1) Иван IV 2) Александр II 3) Николай II 4) Петр I | 5. Когда русский царь отрекся от престола? 1) в 1917 г. 2) в 1918 г. 3) в 1914 г. 4) в 1922 г. | 2. Какой царь отменил крепостное право? 1) Иван IV 2) Александр II 3) Николай II 4) Петр I | 6. Почему война 1914 г. называется мировой? 1) Россия воевала со всем миром 2) в войну вступили многие государства мира 3) Россия попросила мира 4) весь мир был вовлечен в эту войну | 3. Какое определение подходит к слову "революция"? 1) решительные действия с целью глубоких изменений в обществе 2) группа людей, которая выдвигает свою программу развития общества 3) военные действия против захватчиков 4) война между гражданами одной страны | 7. К каким последствиям привела Первая мировая война? 1) в стране не хватала продовольствия 2) деревня осталась без работников 3) русской армии не хватало снарядов 4) царская семья потеряла свой авторитет | 4. Что такое гражданская война? 1) решительные действия с целью глубоких изменений в обществе 2) война между гражданами одной страны 3) война граждан за свое отечество 4) военные действия против царя | 8. Кто воевал во время Гражданской войны? 1) белые 2) красные 3) черные 4) зеленые
|
Теперь обменяйтесь листочком с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-»,если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне. -Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята!
|
Слушают задание
Выполняют задание
Осуществляют взаимопроверку |
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
К: умение полно и точно выражать мысли;
К: работа в парах |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.
| 2 мин | -Ребята, сейчас вам нужно выполнить задание №3 в рабочей тетради на с.37. Все поняли задание? Выполняйте. - Итак ребята, о чем мы сегодня говорили? Как звучала тема нашего сегодняшнего урока
-Какая была цель урока?
-Достигли ли мы этой цели? |
-Да
- В поисках справедливости
-Узнать, что такое справедливость -Да | П: построение рассуждения;
П: выделение необходимой информации
Р: оценка результатов; |