Для чего нужна экономика. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Познакомить учащихся с новым значением слова «экономика», со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира; развивать кругозор детей, любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения, учить анализировать, обобщать, делать выводы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-
_______________________ИНТЕРНАТ №8 г.САЯНОГОРСКА________________
655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20
Тел. 8 (39042) 2-36-33
Тема. «Для чего нужна экономика»
окружающий мир, 3 класс по программе «Школа России»
Учитель начальных классов
высшей категории
Герасимова Наталья Владимировна
Саяногорск 2010 г.
Тема. «Для чего нужна экономика»
Задачи:
- познакомить учащихся с новым значением слова «экономика», познакомить со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира;
- развивать кругозор детей, любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения, учить анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать трудолюбие, инициативу и самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: аудиозапись, мультимедийное сопровождение, коллекция монет, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Орг. момент (Слайд 1)
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
Введение в тему
- О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?
(О труде).
- Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви).
- Вы уже знаете, что нужно для жизни растениям и животным. А что необходимо человеку? Конечно, как и другим живым существам, нам нужны тепло и свет от солнца, воздух, вода. Как и животным, нам нужна пища. А что ещё? Одежда и обувь, жильё, транспорт, книги…
Каждому человеку необходимо получить образование. Если человек заболеет, ему понадобятся лекарства и помощь врачей, т.е. медицинское обслуживание. А ещё нам нужны любовь и внимание близких людей, да и самим необходимо кого-то любить и о ком-то заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно интересно проводить время и которые помогут в трудную минуту. Всё, что нужно людям для жизни называют
(Слайд 2, 3)
- Откуда же берётся всё то, что необходимо для удовлетворения потребностей? Многое нам даёт природа. Любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.
- А откуда берутся хлеб и сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?
Сообщение темы и цели урока
- Всё это даёт нам (Слайд 4)
или хозяйство.
Цель урока – выяснить, для чего нам нужна экономика?
Работа над темой урока
Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или «домашнее хозяйство», а «номос» означает «правило, закон». Получается, что экономика – это «правила, законы ведения домашнего хозяйства». Именно так понимали слово «экономика» в далёком прошлом. А сейчас оно имеет более широкое значение. Так называют всё хозяйство людей, а также науку, которая его изучает.
Вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, экономический кризис и т.д. Об этом более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы вспомним, из чего состоит экономика. На какие части её можно разделить?
- Рассмотрите иллюстрации. Какие части экономики здесь представлены? (Слайд 5-8)
Все части экономики тесно взаимосвязаны. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди производят различные и
(Слайд 9-10)
- Что же такое товары и услуги? (Самостоятельное чтение, стр.38)
Первичное закрепление темы
- Работа в рабочей тетради стр.21 №1,2
- Работа в группах
Ранжирование на группы (дети выбирают картинки: на одних – товары, на других - услуги).
Обсуждение вопросов в группах:
- Все ли потребности человека может удовлетворить экономика?
- какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли?
- Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
- Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажи.
- Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы, а какие ему даёт экономика?
- Приведи свои примеры различных товаров и услуг.
- Самостоятельная работа
- Если вы правильно ответите на вопросы, то получится слово.
- Что такое потребности людей?
т) всё, что требуется людям для жизни;
м) умение видеть красивое вокруг себя.
- главная задача экономики
л) производство товаров и услуг;
р) удовлетворение разнообразных потребностей людей.
- Что такое товары?
а) это предметы, которые человек производит;
у) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
- Что такое услуги?
т) добыча поваренной соли, нефти;
д) проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей.
- Какое же слово у вас получилось?
- Как взаимосвязаны между собой слова труд и экономика?
(Труд необходим для развития экономики. Без труда не будет различных товаров и услуг).
Релаксация (Звучит музыка) Слайд 11-15
- Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в необычайно сказочном месте: кругом красивые леса, в которых поют птицы, с ветки на ветку прыгает белка, где-то вдалеке раздаётся стук дятла. Необычайно просторными открываются взору широкие ковыльные степи. Вдалеке показались могучие горы, верхушки которых покрыты белоснежным снегом. А вот и город, который так близок и знаком: с любимыми улицами и дворами, с друзьями и товарищами. Богата и разнообразна природа нашего края.
- Слайд 16-17. Саяногорск – самый молодой и быстрорастущий город Хакасии. Крупнейший промышленный центр республики. Какие предприятия способствуют развитию экономики?
- На реке Енисей построена Саяно-Шушенская ГЭС (увы, события 17 августа 2009 года остановили развитие экономики этого предприятия), в посёлке Майна расположена Маинская ГЭС. В 8 км, к северу от города возведён Саянский алюминиевый завод. Саяногорск знаменит большими залежами мрамора и гранита, которые добывают на базе Кибик – Кордонского и Саянского месторождений. Охватить взглядом, растянувшийся более чем на три десятка километров, Саяногорск можно только мысленно.
Слайд 18
Что сказать вам о Саянах?
Это – горы в облаках
И таёжные поляны
Все пылающих в жарках.
Работа по теме урока (продолжение)
- Составьте из букв слово, без которого ни один человек, ни одна семья не могут прожить.
(Слайд 19)
- Как вы думаете, почему не могут?
- (Слайд 20) Раньше у человека денег не было. Это было очень давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры зверей, питались тем, что давала им природа. Но человек отличался от животных тем, что умел думать. Минули тысячи лет, пока люди приручили и сделали домашними некоторых животных, научились выращивать нужные растения, ковать железо, ткать материю и многое другое. Но для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не умел и растить хлеб, и выращивать животных, и ткать одежду, и шить обувь, и ковать железо, и строить дома. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни племена занимались скотоводством, другие – земледелием, третьи охотой и т.д. Появилась необходимость отдавать другим излишки своего труда и брать у других необходимое для жизни. Так появились
(Слайд 21)
- Как вы думаете, как древние люди это делали? Люди менялись. Например, лошадь меняли на два мешка зерна, или телегу за барана.
- Удобно ли это было? Появилась обменная монета, например, соль. За мешок соли можно было купить лошадь, корову, одежду и т.д. (Слайд 22)
- Удобна ли была такая монета?
- Когда появились огромные каменные колёса, они тоже выполняли роль обмена. Удобно ли это было?
- Прошли многие десятилетия, прежде чем появились золотые монетки – деньги.
- Кто знает, откуда такое название? Слово «деньга» появилось после нашествия татаро-монголов. Это слово произошло от татарского слова «таньга».
- (Слайд 23) На Руси была обменная монета – серебряные гривны (бруски). Если вещь стоила меньше, от гривны отрубали кружок – рубль.
При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьём в руках – появилось слово «копейка». У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Мы пользуемся и металлическими деньгами (монетами) и бумажными (банкнотами). Банкноты печатают на особой бумаге, нанося на них очень сложный рисунок и обеспечивая особой защитой. Подделывать банкноты запрещено законом. Деньги можно хранить (Слайд 24). Ты можешь копить монеты в копилке. Крупные суммы обычно люди хранят в сберегательном банке. В каждой стране имеют хождение свои деньги. В Америке – доллары, в большинстве европейских странах – евро, а в России – рубли (Слайд 25).
Рассматривание коллекции монет
Практическая работа
У каждого ученика на парте современные российские монеты: 1 рубль,
10 рубль, 1 копейка.
- Что изображено и написано на монетах? Сравните. Сторона, на которой указан её номинал, т.е. достоинство 1 рубль – оборотная, называется «реверс» или «решка». Сторона, на которой изображён герб (может быть портрет или другой рисунок) – лицевая. Она называется «аверс» или, как часто говорят, «орёл». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легендой.
Дети делают оттиск каждой стороны монеты на листочке и подписывают.
Итог урока
- Сегодня на уроке мы изучали тему экономика. Как вы поняли, что такое экономика и для чего она нам нужна?
- Что ещё нового узнали?
Оценивание
- Любой труд человека оценивается. Вашу работу на уроке я решила оценить необычно: каждый получает монету, но сладкую.
Домашнее задание
На стр. 71 прочитать раздел «Интересные факты».
Пояснительная записка к уроку
Урок был проведён в традиционной форме обучения – урок. Использовались:
- словесные методы обучения: рассказ учителя, объяснение, беседа, работа с книгой;
- наглядные методы обучения: самостоятельные наблюдения, использование мультимедиа;
- практические методы обучения: упражнения, лабораторно-практическая работа.
Данный урок является продолжением последующих и носит информационно-развивающий характер. При построении урока учитывались индивидуальные возможности и заинтересованность учащихся.
Были поставлены следующие задачи:
- познакомить учащихся с новым значением слова «экономика», познакомить со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира;
- развивать кругозор детей, любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения, учить анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать трудолюбие, инициативу и самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Каждый этап урока был построен с учётом возрастных и психофизических особенностей класса: соблюдение здоровьесберегающего режима, смена видов деятельности, применение наглядного материала, теоретический материал закреплялся практикой. Использовалась фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах. Использование мультимедийного сопровождения дало возможность широко и наглядно преподнести материал урока.
Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
На протяжении всей работы прослеживался интерес к изучаемому материалу. Поставленные цели на уроке реализовать удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему: для чего нужна экономика? 3 класс + презентация
Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема: Для чего нужна экономика Цели: - дать понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», - развивать кругозор обучающих...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика"
Цели: создать условия для ознакомления с новым значением слова "экономика", с понятиями : "богатство", "источники богатства", "природные богатства"; способствовать развитию кругозора учащихся, содейст...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Для чего нужна экономика"
Тема урока: Для чего нужна экономиккаЦели урока: дать понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.;Планируемые результаты:·...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Для чего нужна экономика"
презентация к уроку окружающего мира...
"Для чего нужна экономика?" план-конспект по окружающему миру 3 класс
Тема является не самой популярной среди младших школьников. Они имеют мало информации об этом. Для данного урока важно познакомить с новым для них значением слова «экономика» и развить кругозор обучаю...