Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы ПНШ
рабочая программа по окружающему миру на тему

Селецкая Алина Александровна

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы ПНШ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1-4_klassy.docx58.3 КБ

Предварительный просмотр:

1. Содержание учебного курса по окружающему миру

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа».

 Цели и задачи учебного предмета

1. осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;

2. развитие у детей интереса к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга России», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина»;

3. обучение учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

4. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работать с научно - популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

5. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания;

6.воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательному отношению к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Таким образом, программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом для образовательных организаций, использующих систему «Перспективная начальная школа», на предмет «Окружающий мир» отводится 270 часов, изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели).

Содержание учебного предмета

1 класс (66 ч)

1. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

2. Живая природа (10 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места:

3. Природа и ее сезонные изменения (38 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

4. Наша родина — Россия (10 ч)

Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия по достопримечательностям родного края (города).

2 класс(68 ч)

Человек и природа (40 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля—планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус—модель

Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух— смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни  животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношении человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24 ч)

Обмен письмами как один  из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек—член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край—частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина—Россия. Конституция России—основной закон страны. Важнейшие права граждан России—право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных  с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4 ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота—залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход   железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

3 класс (68 ч)

Человек и природа (52 ч) Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус- модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий. Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера. Формы земной поверхности Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России. Особенности поверхности и родного края. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Вещества, тела, частицы. Природные тел.а Разнообразие веществ. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды. Термометр и его устройство. Круговорот воды в природе. Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Погода и ее составляющие. Измерение температуры воздуха. Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра. Наблюдения за погодой своего края. Дневникнаблюдений за погодой. Горные породы. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Почва. Образование почвы и ее состав. Природные сообщества. Луг и человек. Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Посильное участие в охране природы родного края.

Человек и общество (12 ч)Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды.Право человека на благоприятную среду.Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России.Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года.Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля.Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов.Основные достопримечательности городов «Золотого кольца». Город Санкт- Петербург.

Правила безопасного поведения (4 ч)Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде. Быстрая помощь человеку на котором тлеет (загорелась) одежда. Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

4 класс (136 ч)

Человек и природа (40 ч) Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.Природные зоны России. Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края.Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (24 ч)Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации. Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико - административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края.Народные промыслы.Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии.Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.Терроризм- международная опасность.История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки».Крещение Руси.первый на Руси свод законов «Русская правда».основание города Ярославля.объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох.Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия.Отличия народов друг от друга.Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними.

Правила безопасного поведения (4 ч)Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема. Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на

луг.Сояяблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно - нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.Ценность жизни- признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Программу обеспечивают:

Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

1 класс

Авторы программы: О.Н.Федотова, Г.В.Трофимов, С.А.Трофимов Программа «Окружающий мир» 1-4 классы М: Академкнига, 2012

Автор и название учебника, год издания, издательство: Федотова, О. Н., Трофимова, Г.В., Трофимов, С.А. Окружающий мир. 1 класс : учебник - М.: Академкнига /Учебник 2012.

Учебно-методические пособия:

1. Федотова, О. Н., Трофимова, Г.В., Трафимов, С.А. Окружающий мир. 1 класс : тетрадь для самостоятельной работы - М.: Академкнига /Учебник, 2012.

2. Федотова, О. Н., Трофимова, Г.В., Трафимов, С.А. Окружающий мир. 1 класс : методическое пособие для учителя - М.: Академкнига /Учебник 2012.

3. СД диск – Окружающий мир, поурочные планы 1 – 2 класс – Волгоград: Учитель, 2012

2 класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2012.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2012.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2012.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2011.

3 класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 3 класс: Учебник. -М: Академкнига/ Учебник, 2012г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Зкласс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник, 2012г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. Зкласс. - М: Академкнига/ Учебник, 2012г.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник, 2012г.

4класс

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник.- М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4класс. - М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник.

                                                я


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Обучающиеся научатся:

• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

• проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

• различать объекты природы и изделия человека;

• различать объекты живой и неживой природы;

• различать части растений, отображать их в рисунке;

• приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

• приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

• приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

• приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

• приводить примеры съедобных грибов своего края;

• приводить примеры ядовитых ягод своего края;

• ориентироваться в основных достопримечательностях своего края (озеро Байкал, музей деревянного зодчества Тальцы и др.);

• называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

2 класс

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные);
  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние – многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);различать государственную символику России;
  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • использовать дополнительные источники информации;
  • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
  • понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

•        понимать необходимость правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

•        пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

3 класс

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

 определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
  •  называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);
  • находить на географической карте разные водоемы и определять их название;
  •  характеризовать формы земной поверхности;
  •  ориентироваться на местности при помощи компаса;
  •  приводить примеры веществ;
  •  сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  •  исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
  • исследовать в группах свойства воздуха;
  •  сравнивать свойства воды и воздуха;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;
  • характеризовать круговорот воды в природе;
  • исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
  •  различать изученные полезные ископаемые;
  • характеризовать природные сообщества;
  • опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
  • определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;
  • помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле; описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
  • находить место изучаемого события на ленте времени;
  • находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
  • искать необходимую информацию из книг и других источников;
  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.
  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
  • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

4 класс

Выпускники научатся:

  • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
  • читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
  • использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
  • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
  • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
  • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
  • называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
  • характеризовать основные функции систем органов человека;
  • измерять температуру тела, вес и рост человека;
  • понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
  • рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
  • самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
  • обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства - президент Российской Федерации;
  • готовить небольшие сообщения о Конституции - Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
  • находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
  • работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
  • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
  • называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
  • определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
  • находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
  • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину - первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
  • обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
  • рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
  • понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Ожидаемые результаты формирования УУД  к концу 1-го года обученияв области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

•Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

•Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

•Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

•Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

•Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

• Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Ожидаемые результаты формирования УУД  к концу 2-го года обученияв области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

•извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии), готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

•осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

•выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

•работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

•Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

•Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

•Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

•Находить необходимую информацию

Ожидаемые результаты формирования УУД  к концу 3-го года обученияв области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

  • Ориентироваться в своей системе знаний:        самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • Перерабатывать полученную информацию:        сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в вид текста, таблицы, схемы.

Ожидаемые результаты формирования УУД  к концу 4-го года обученияв области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
  • Определять причины явлений, событий;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

3. Тематическое планирование учебного предмета

1 класс

Количество часов в год        _    66 ч.

      Количество часов в неделю –      2 ч.

      Количество часов в   I четверти –  18 ч.

      Количество часов во II четверти – 14 ч.

      Количество часов в   III четверти - 18 ч.

      Количество часов в   IV четверти - 16 ч.

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

из них, в соответствии со спецификой предмета, курса:

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8

0

2

Живая природа

10

0

1

Природа и ее сезонные изменения

38

0

1

Наша родина - Россия

10

0

0

Всего

66

0

4

2 класс

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в I четверти –16 часов

Количество часов во II четверти –14 часов

Количество часов в III четверти –24 часа

Количество часов в IV четверти –14 часа

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

из них, в соответствии со спецификой предмета, курса:

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

1.

Человек и природа

40

0

1

2.

Человек и общество

24

0

2

3.

Правила безопасного поведения

4

0

0

Всего

68

0

3

3 класс

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в I четверти –16 часов

Количество часов во II четверти –14 часов

Количество часов в III четверти –24 часа

Количество часов в IV четверти –14 часа

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

из них, в соответствии со спецификой предмета, курса:

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

Человек и природа

52

0

4

Человек и общество

12

0

0

3.

Правила безопасного поведения

4

1

Всего

68

0

5

4 класс

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в I четверти –16 часа

Количество часов во II четверти –14 часов

Количество часов в III четверти –24 часа

Количество часов в IV четверти –14 часов

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

из них, в соответствии со спецификой предмета, курса:

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

Человек и природа

40

0

4

Человек и общество

24

0

2

Правила безопасного поведения

4

Всего

68

0

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...