Проектная деятельность 1-4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 4 класс) на тему
Материал раскрывает виды проектной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proektnaya_deyatelnost_1-4_kl.doc | 413 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» Самара. Изд. «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2011г.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс (33 часа).
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.
Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов).
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
2 класс (34 часа)
Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей ( во второй и четвёртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.
Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко).
Подпрограмма «Тренинг» (17 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (11часов)
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)
3 класс (34 часа)
В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».
Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.
Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.
Подпрограмма «Тренинг».(11 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов).
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
4 класс (34 ч)
В четвёртом классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно.
Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».
Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)
.Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов)
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)
Содержание занятий в первом классе
Подпрограмма «Тренинг» (12ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии»
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Содержание занятий. 2 класс.
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе _ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,
отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть)
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Второй цикл (третья четверть)
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)
представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка
текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ
и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований.
Содержание занятий. 3 класс.
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе _ 10 часов (из расчета один час в неделю в 3_й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны
составить примерно 4 часа.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных
идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические
задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить
текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос
и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика
и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи
он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Содержание занятий.4 класс
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем занятий _ 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»
Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения
на основе наблюдений.
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная
беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем _ 16 часов аудиторных занятий, из них
13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем _ 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов
исследований учеников основной школы»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 год обучения)
№п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Тренинг. | 12 | |||
1 | Что такое исследование? | 1 | 1 | |
2 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | 1 | |
3 | Что такое эксперимент. | 1 | 1 | |
4 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 | 1 | |
5 | Знакомство с логикой. | 1 | 1 | |
6 | Как задавать вопросы. | 1 | 1 | |
7 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | 1 | |
8 | Как делать схемы. | 1 | 1 | |
9 | Как работать с книгой. | 1 | 1 | |
10 | Что такое парадоксы. | 1 | 1 | |
11 | Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1 | ||
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1 | 1 | |
Исследовательская работа. | 15ч | |||
13 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | 1 | |
14 | Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 | 1 | |
15 | Экспресс- исследование. | 1 | 1 | |
26 | Семинар по итогам экскурсии.Промежуточный контроль. | 1 | 1 | |
17 | Коллективная игра – исследование. | 1 | 1 | |
18-20 | Коллекционирование. | 3 | 1 | |
21-24 | Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | 4 | 1 | |
25-27 | Сообщения о своих коллекциях. | 3 | 1 | |
Мониторинг. | 6ч | |||
28-29 | Мини конференция по итогам экспресс – исследований. | 2 | ||
30-31 | Мини конференция по итогам собственных исследований. Итоговый контроль. | 2 | ||
32-33 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. | 2 |
Тематический план (2 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Тренинг | 17 | |||
1 | Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | |
2 | Методы исследования | 1 | 1 | |
3 | Наблюдение и наблюдательность. Входной контроль. | 1 | 1 | |
4 | Эксперимент – познание в действии | 1 | 1 | |
5 | Гипотезы и провокационные идеи | 1 | 1 | |
6 | Анализ и синтез | 1 | 1 | |
7 | Как давать определения понятиям | 1 | 1 | |
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |
Второй цикл | 1 | |||
9 | Наблюдение и экспериментирование | 1 | 1 | |
10 | Основные логические операции | 1 | ||
11 | Гипотезы и способы их конструирования | 17 | 1 | |
12 | Искусство задавать вопросы | 1 | 1 | |
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | 1 | |
14 | Ассоциации и аналогии | 1 | 1 | |
15 | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | 1 | |
16 | Искусство делать сообщения | 1 | 1 | |
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Промежуточный контроль. | 1 | 1 | |
Исследовательская практика. | 11 | 1 | ||
18 | Как выбрать тему собственного исследования | 1 | 1 | |
19-20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
21-22 | Коллективная игра-исследование | 1 | 2 | |
23-26 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
27-28 | Семинар. Итоговый контроль. | 1 | 1 | |
Мониторинг. | 6 | 1 | ||
29-30 | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |
31-32 | Итоговый контроль. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 2 | ||
33-34 | Защита собственных исследований | 2 | ||
Всего часов | 34 |
Тематический план (3 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество чассов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Тренинг исследовательских способностей | 11 | ||
1.1 | Наблюдение и экспериментирование | 1 | 1 | |
1.2 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | 1 | |
1.3 | Входной контроль. Совершенствование техники экспериментирования | 1 | 1 | |
1.4 | Интуиция и создание гипотез | 1 | 1 | |
1.5 | Правильное мышление и логика | 1 | 1 | |
1.6 | Искусство делать сообщения | 1 | 1 | |
1.7 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |
1.8 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |
1.9 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |
1.10 | Семинар «Как подготовиться к защите | 1 | 1 | |
1.11 | Семинар «Как подготовиться к защите | 1 | 1 | |
2 | Исследовательская практика | 17 | ||
2.1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | 1 | |
2.2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.5 | Промежуточный контроль. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.6 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.7 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |
2.8 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |
2.9 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |
2.10 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |
2.11 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
2.15 | Семинар « Защита собственных работ» | 1 | 1 | |
2.16 | Семинар« Защита собственных работ» | 1 | 1 | |
2.17 | Семинар« Защита собственных работ» | 1 | 1 | |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 6 | ||
3.1 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | 1 | |
3.2 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | 1 | |
3.3 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | 1 | |
3.4 | Итоговый контроль. Подготовка собственных работ к защите | 1 | 1 | |
3.5 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |
3.6 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |
Всего часов | 34 | 17 | 17 |
Тематический план (4 год обучения)
№п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
1 | Тренинг исследовательских способностей | 10 | |||
1. | 1.1 | Культура мышления | 1 | 1 | |
2 | 1.2 | Методы исследования | 1 | 1 | |
3 | 1.3 | Научная теория | 1 | 1 | |
4 | 1.4 | Научное прогнозирование | 1 | 1 | |
5 | 1.5 | Входной контроль. Совершенствование техники наблюдения экспериментирования | 1 | 1 | |
6 | 1.6 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |
7 | 1.7 | Умение выявлять проблемы | 1 | 1 | |
8 | 1.8 | Ассоциации и аналогии | 1 | 1 | |
9 | 1.9 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |
10 | 1.10 | Как подготовиться к защите | 1 | 1 | |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 16 | |||
11 | 2.1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | 1 | |
12 | 2.2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
13 | 2.3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
14 | 2.4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
15 | 2.5 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
16 | 2.6 | Промежуточный контроль. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
17 | 2.7 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
18 | 2.8 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
19 | 2.9 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
20 | 2.10 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
21 | 2.11 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
22 | 2.12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
23 | 2.13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
24 | 2.14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |
25 | 2.15 | Семинар | 1 | 1 | |
26 | 2.16 | Семинар | 1 | 1 | |
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 8 | |||
27 | 3.1 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |
28 | 3.2 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |
29 | 3.3 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |
30 | 3.4 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |
31 | 3.5 | Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | 1 | 1 | |
32 | 3.6 | Итоговый контроль. Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | 1 | 1 | |
33 | 3.7 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |
34 | 3.8 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |
Всего часов | 34 | 17 | 17 |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Проектная деятельность» (2 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | В том числе | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Теория | Практика | |||||
Тренинг | 17 | |||||
1 | Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | |||
2 | Методы исследования | 1 | 1 | |||
3 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | 1 | |||
4 | Эксперимент – познание в действии | 1 | 1 | |||
5 | Гипотезы и провокационные идеи | 1 | 1 | |||
6 | Анализ и синтез | 1 | 1 | |||
7 | Как давать определения понятиям | 1 | 1 | |||
8 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |||
Второй цикл | 1 | |||||
9 | Наблюдение и экспериментирование | 1 | 1 | |||
10 | Основные логические операции | 1 | ||||
11 | Гипотезы и способы их конструирования | 17 | 1 | |||
12 | Искусство задавать вопросы | 1 | 1 | |||
13 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | 1 | |||
14 | Ассоциации и аналогии | 1 | 1 | |||
15 | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | 1 | |||
16 | Искусство делать сообщения | 1 | 1 | |||
17 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. | 1 | 1 | |||
Исследовательская практика. | 11 | 1 | ||||
18 | Как выбрать тему собственного исследования | 1 | 1 | |||
19-20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
21-22 | Коллективная игра-исследование | 1 | 2 | |||
23-26 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
27-28 | Семинар. Итоговый контроль. | 1 | 1 | |||
Мониторинг. | 6 | 1 | ||||
29-30 | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |||
31-32 | . Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 2 | ||||
33-34 | Защита собственных исследований | 2 |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Проектная деятельность» (3 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | В том числе | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||
Теория | Практика | ||||||
1 | Тренинг исследовательских способностей | 11 | |||||
1 | 1.1 | Наблюдение и экспериментирование | 1 | 1 | |||
2 | 1.2 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | 1 | |||
3 | 1.3 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 | 1 | |||
4 | 1.4 | Интуиция и создание гипотез | 1 | 1 | |||
5 | 1.5 | Правильное мышление и логика | 1 | 1 | |||
6 | 1.6 | Искусство делать сообщения | 1 | 1 | |||
7 | 1.7 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |||
8 | 1.8 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |||
9 | 1.9 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |||
10 | 1.10 | Семинар «Как подготовиться к защите | 1 | 1 | |||
11 | 1.11 | Семинар «Как подготовиться к защите | 1 | 1 | |||
2 | Исследовательская практика | 17 | |||||
12 | 2.1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | 1 | |||
13 | 2.2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
14 | 2.3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
15 | 2.4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
16 | 2.5 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
17 | 2.6 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
18 | 2.7 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |||
19 | 2.8 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |||
20 | 2.9 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |||
21 | 2.10 | Коллективная игра-исследование | 1 | 1 | |||
22 | 2.11 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
23 | 2.12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
24 | 2.13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
25 | 2.14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
26 | 2.15 | Семинар « Защита собственных работ» | 1 | 1 | |||
27 | 2.16 | Семинар« Защита собственных работ» | 1 | 1 | |||
28 | 2.17 | Семинар« Защита собственных работ» | 1 | 1 | |||
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 6 | |||||
29 | 3.1 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | 1 | |||
30 | 3.2 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | 1 | |||
31 | 3.3 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | 1 | |||
32 | 3.4 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | 1 | |||
33 | 3.5 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |||
34 | 3.6 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 |
Тематический план (4 год обучения)
№п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
Теория | Практика | П | Ф | ||||
1 | Тренинг исследовательских способностей | 10 | |||||
1. | 1.1 | Культура мышления | 1 | 1 | |||
2 | 1.2 | Методы исследования | 1 | 1 | |||
3 | 1.3 | Научная теория | 1 | 1 | |||
4 | 1.4 | Научное прогнозирование | 1 | 1 | |||
5 | 1.5 | Входной контроль. Совершенствование техники наблюдения экспериментирования | 1 | 1 | |||
6 | 1.6 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |||
7 | 1.7 | Умение выявлять проблемы | 1 | 1 | |||
8 | 1.8 | Ассоциации и аналогии | 1 | 1 | |||
9 | 1.9 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | 1 | |||
10 | 1.10 | Как подготовиться к защите | 1 | 1 | |||
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 16 | |||||
11 | 2.1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | 1 | |||
12 | 2.2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
13 | 2.3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
14 | 2.4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
15 | 2.5 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
16 | 2.6 | Промежуточный контроль. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
17 | 2.7 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
18 | 2.8 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
19 | 2.9 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
20 | 2.10 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
21 | 2.11 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
22 | 2.12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
23 | 2.13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
24 | 2.14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | 1 | |||
25 | 2.15 | Семинар | 1 | 1 | |||
26 | 2.16 | Семинар | 1 | 1 | |||
3 | Мониторинг исследовательской деятельности | 8 | |||||
27 | 3.1 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |||
28 | 3.2 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |||
29 | 3.3 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |||
30 | 3.4 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей. | 1 | 1 | |||
31 | 3.5 | Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | 1 | 1 | |||
32 | 3.6 | Итоговый контроль. Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | 1 | 1 | |||
33 | 3.7 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |||
34 | 3.8 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 1 | 1 | |||
Всего часов | 34 | 17 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"
Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...
Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 1 – 4 класс
Цель реализации программы:Создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность." 1-4 класс
- формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации;- формирование мотивации к обучен...