Конспект НОД по освоению образовательной области «Познание» в подготовительной группе На тему: «Шестиногие малыши».
план-конспект по окружающему миру на тему

Зиновьева Любовь Александровна

Тема занятия: «Шестиногие малыши».

Возрастная группа:  Подготовительная группа

Образовательная область:

1.Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие;

2.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;

Цель: Уточнить и расширить знания детей о насекомых,  об их характерных признаках.
Задачи: 

Образовательные:

- Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых.

- Закрепить умение детей составлять группы насекомых.

-  Закрепить знания об этапах развития бабочки.

Развивающие

- Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства к насекомым.

- Формировать осознанно - правильное отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу.

Словарная работа: насекомые, летают, ползают, плетет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Антоньевская СОШ»,

структурное подразделение «Детский сад «Колосок»

 Конспект НОД по освоению образовательной области «Познание»

в подготовительной группе

На тему: «Шестиногие малыши».


Воспитатель:

1 кв. категории

Зиновьева Любовь Александровна

                                             

                                                                  с. Антоньевка, 2018


Воспитатель: Зиновьева Любовь Александровна

Тема занятия: «Шестиногие малыши».

Возрастная группа:  Подготовительная группа

Образовательная область:

1.Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие;

2.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;

Цель: Уточнить и расширить знания детей о насекомых,  об их характерных признаках.
Задачи:  

Образовательные:

- Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых.

- Закрепить умение детей составлять группы насекомых.

-  Закрепить знания об этапах развития бабочки.

Развивающие

- Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства к насекомым.

- Формировать осознанно - правильное отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу.

Словарная работа: насекомые, летают, ползают, плетет.

Планируемы результаты: 

-У ребенка сформированы знания о многообразии насекомых;

-Умеет различать их по внешнему виду, определять особенности их строения;

-Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Методы – словесный,  практический, игровой, наглядный.

Приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.

Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности:  познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

-Предметные картинки с изображением насекомых;

-Презентация;  

Раздаточный материал:

-Разрезные картинки с изображением насекомых;

Предварительная работа:

•Утренние беседы с детьми «Такие разные насекомые».

•Организация в книжном уголке выставки иллюстраций с изображением насекомых и книг по тематике недели.

•просмотр презентации (особенности строения тела).

Ход занятия

Этапы, методы, приемы 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Ребята улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Стоят в  кругу.

Ответы детей.

 

  Введение в тему (Мотивационный момент

обеспечение интереса и эмоциональности детей)

фонограмма

«Жужжание шмеля»

Фронтальный метод

 Игра «Разрезные картинки».

2.Основная часть

сообщение и принятие новых знаний

Слайды «строение насекомого»

Беседа  

После подведения итога,  включается слайд с  изображением паука

Ребята, кто это так жужжит ?

- А еще жужжат шмели

-Ребята как вы думаете зачем прилетал шмель

- Мне кажется, что шмель нам что-то хотел сказать, но  он не умеет разговаривать,

- Ой! Смотрите он нам что - то  оставил  

- Молодцы,  по этим фрагментам нужно собрать картину. И, как мне кажется, картина должна быть не одна. Согласны?

- Посмотрите, у фрагментов обратная сторона разного цвета. Какие здесь цвета?

 Нам нужно собрать из них картину целиком, если мы соберем картинки – узнаем, что хотел сказать шмель

- Вы сможете собрать картины, ориентируясь на цвет обратной стороны?

-Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей рубашкой, подойдите к столу, отмеченным синим кругом. Те, у кого с желтой рубашкой – к «желтому» столу и так далее, и попробуйте собрать картины.

- Что изображено на ваших картинках?

- А как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на ваших картинках?

 «Общие признаки насекомых»

-Ребята, как вы догадались, что это насекомые? Посмотрите на экран с изображением насекомых.

-Ребята подведем  итог:

 -У некоторых насекомых есть крылышки и они летают а некоторые ползают. Назовите мне, кто летает, а кто ползает?

Этим насекомые отличаются друг от друга

- Ой, кто это?

- Как вы думаете, паук – это насекомое?

-Давайте рассмотрим его строение

-А тогда зачем он к нам пожаловал

-А что плетет паук? А для чего он ее плетет?

Значит он может причинить вред насекомым

Ответы детей.

 

 самостоятельно обнаруживают новый предмет, берут в руки по одному фрагменту, рассматривают их, высказывают предположения, для чего шмель принес им эти фрагменты

Дети рассматривают обратную сторону, называют цвета (красный, синий, желтый, зеленый)

Дети подходят к столам и собирают картинку

Бабочка, жук, пчела, муравей

Насекомые

 

Ответы детей

наблюдения.  

6 лапок

Тело разделено на3 части

У всех есть усики

Ответы детей.

паук

Нет,  это не насекомое.

Дети проводят сравнительный анализ иллюстраций и приходят к выводу, что паук насекомым не является.

Плетет паутину и ловит мух

Да

Кинесиологическое упражнение

Проблемная ситуация:

Воспитатель обращает внимание на то, что на полянке никого нет.

Обращает внимание на письмо, которое лежит среди цветов.

Педагог читает письмо. 

Задание №1. Игра «Вредные и полезные насекомые

На столе разложены картинки  вредных и полезных насекомых

Задание №2. Игра «Четвертый лишний» (составление предложений с союзом «потому что»)

После ответов детей достает картинки насекомых

Физминутка

Предлагает посмотреть на слайд и ответить: почему гусеница тоже считается насекомым?

Рассказ воспитателя об этапах становления бабочки с использованием слайдов

Задание №3. закрепление нового материала

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Показ слайдов

Фонограмма «Звуки насекомых»

Заключительная часть.

Анализ и самоанализ деятельности детей

 Подвожу  к выводу, что в природе не существует "бесполезных" или "вредных" растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.

  

- Ребята, а вы хотите побывать в гостях у насекомых и еще больше узнать о них?

- Я предлагаю отправиться в гости к шестиногим малышам на лесную полянку:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше. Через кустики и кочки, через ветви и пенечки. Очень ловко все шагали, не споткнулись, не упали».

-Куда же подевались все насекомые?

 «Дорогие ребята! Мы попали в беду. Злой паук нас заколдовал. Помогите нам, пожалуйста! Чтобы нас спасти – надо выполнить все его задания. Мы очень на вас надеемся. Ведь от вас зависит жизнь на Земле. И, если вы нам не поможете, сначала погибнем мы, а потом погибнет все живое на Земле! Подпись: Ваши друзья - насекомые»

- Сможем выполнить все задания злого паука и освободить насекомых?

-Тогда отправляемся за первым заданием.

Молодцы, спасли пчелку…

переходим к следующему заданию

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя, уберите ее и объясните – почему вы ее убрали?

На картинках изображены:

1. Бабочка, пчела, муравей, паук 

  Кто лишний?

2. Комар, бабочка, жук, муравей

3. Муравей, гусеница, саранча, бабочка.                  

 4.Стрекоза, кузнечик, божья коровка, бабочка

-Молодцы, посмотрите сколько насекомых нам удалось спасти

-Ребята! А пойдемте в гости к гусенице

Этот странный дом без окон


У людей зовётся «кокон». 
Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

 

Спит без просыпа всю зиму.


Но зима проходит мимо - 

Март, апрель, капель, весна…


Просыпайся, соня – сонюшка!

Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

- Почему мы пришли к гусенице в гости?

-Какие общие признаки есть у гусеницы и других насекомых?

 - Общих признаков нет, но гусеница считается насекомым, потому что гусеница – это бабочка в детстве и прежде чем стать бабочкой, она проходит долгий и сложный путь превращения.

- Признаков общих нет (отсутствуют 6 лапок, туловище не делится на 3 части)

 

 

-Что сначала откладывает бабочка?

- Кто появляется из яйца?

- Что делает гусеница?

-В кого она превращается?

-Кто выходит из куколки?

-Молодцы!

     

 - Вот и подошли к концу наши испытания, посмотрите, сколько насекомых мы освободили с вами из плена паука.  Давайте возьмем наших насекомых и заселим ими нашу летнюю полянку.  

Послушайте, наша полянка сразу ожила.  

Ребята, вы сегодня были молодцы и с честью преодолели все трудности и испытания. - Скажите, какое задание было самое сложное для вас?

- Какое задание понравилось больше всего?

- А зачем мы с вами преодолевали все эти трудности и испытания?

 - А что было бы, если бы все насекомые на планете Земля погибли?

 

 

        

Да

Дети эмитируют движения

Слушают

Сможем!

 

группируются и выполняют задания

проговаривают

Паук не насекомое

Лишний муравей, он не летает.

Бабочка лишняя, она летает.

Бабочка лишняя, а те хищники

медленно поворачиваются вокруг себя

вращают руками 

ладошки под правой щекой 

ладошки под левой щекой 

взмахи руками вверх

хлопки руками на каждое слово

потягиваются

рисуют руками солнышко

грозят пальцем 

бегут по кругу, машут руками, как крыльями

Никаких.

- Яица

- гусеница

- ест листья и растет

-в куколку

- бабочка

Берут игрушки или размещают их возле цветов на поляне.

Предполагаемые ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в 1 младшей группе Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)

Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)Тема: Разноцветная водичка.Цель:  Ознакомление детей со свойствами воды  средствами рисо...

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Конспект по образовательной области Познание в старшей группе на тему: "Путешествие по волшебной стране "Математика""

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМПЦели: Упражнять ориентировку в пространстве, в счете в пределах 10, в решении задач на сложение и вычитание; закрепить знания детей о геометрических...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство с буквой П". На этом занятии дети в интересной форме знакомятся с новой буквой,составляют предложения, строют букв...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познание (ФЭМП) – изобразительная деятельность (лепка). Тема: «Помидоры в банках» для младшей группы.

Продолжаем знакомить детей с понятиями "один", "много"; с геометрической фигурой круг. Закрепляем знания детей об овощах, о цвете и т.д....

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Спасение доктора Айболита»

Задачи:Образовательные:- закрепить знания о последовательности дней недели, месяцах года;-упражнять в ориентировке во времени;-состав числа;- умение выполнять графический диктант.- закрепить познавате...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...