Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Шорохова Оксана Михайловна

Данная рабочая программа по окружающему миру предназначена для работы с обучающимися 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okr_3_klass.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Планируемые результаты

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Содержание программы

3 класс

Как устроен мир? Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.

Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения.

Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании (Франция). По Франции и Великобритании (Великобритания)На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения.

Проекты:

«Богатства, отданные людям»

«Разнообразие природы родного края»

«Школа кулинаров»

«Кто нас защищает»

«Экономика родного края»

«Музей путешествий»

Тематический учебный план

Окружающий мир .

3 класс (68 ч)

№ п/п

                                   Тема  раздела

                                   Тема  урока

1.

 Как устроен мир (7 ч)

Природа, её разнообразие.  Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

2

Связи в природе. Роль природы в жизни людей

3

Человек – часть природы, разумное существо.

4

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

5.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природы.

6

Воздействие людей  на природу.  Экскурсия

7

Меры по охране природы.  Изготовление кормушек для птиц.

8

Эта  удивительная природа  (19 ч)

Тела, вещества, частицы.

9

Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Пр. р. - Обнаружение крахмала в продуктах питания

10

Воздух, его состав и свойства.  Значение воздуха для  живых организмов. Источники загрязнения воздуха.  Охрана воздуха

11

Вода;  её свойства. Три состояния воды.  

12

Круговорот воды в природе.  Значение  воды для живых организмов.

13

Охрана  воды. Экономия воды в быту.  Пр. р.- Очистка воды с помощью фильтра

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

15

Почва, её состав. Разрушение и охрана почвы.

16

Растения, их разнообразие. Дыхание и питание растений.

17

Размножение и развитие растений.  

18

Размножение  и  развитие  растений.  Пр. р. -  Рассматривание плодов и семян  растений, определение признаков их приспособленности к  распространению ветром.

19

Роль растений в природе и жизни  человека. Охрана растений.

20

Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные.

21

Цепи питания.

22

Сеть питания и экологическая пирамида.

23

Размножение и развитие животных.

24

Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животных.  

25

Грибы, их  разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Пр. р. Распознавание грибов.  

26

 Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

                Мы  и  наше  здоровье  (8 ч)

27

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система.

28

Органы чувств, их значение  и  гигиена.  

29

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.  

Пр. р. Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи.

30

Опорно – двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физкультуры для  развития  скелета  и укреплении мышц.

31

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Пр. р. Изучение содержания питат. в-в в продуктах.

32

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Пр. р. Подсчёт ударов пульса.

33

Закаливание  воздухом, водой,  солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

34

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики -  враги здоровья.  

Наша безопасность (9 ч)

35

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа

36

Правила безопасного поведения пешехода на улице

37,38

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного  движения.  Основные группы дорожных знаков.

39

Опасные мета, Правила поведения  в опасных местах

40

Как вести себя во время грозы.  Ядовитые растения и грибы.

41

Опасные животные.  Правила безопасности  при обращении с кошкой и собакой.

42

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха, воды, продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.  Пр. р.: знакомство с  устройством и работой бытового фильтра   для  воды.        

43

Контрольная  работа  по  теме  «Наша  безопасность»

Чему учит экономика (12 ч)

44

Потребности людей. Что такое товары и услуги

45

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства  товаров и услуг

46

Полезные ископаемые, их значение, способы добычи, охрана.Пр р. Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;  Полезные ископаемые нашего  края.

47

Растениеводство – отрасль сельского хозяйства.

Пр. р. Знакомство с культурными растениями, составление  устного описания растений

48

Животноводство – отрасль сельского хозяйства.

49

Контрольная  работа  за  3  четверть.

50

Промышленность и её основные отрасли.

51

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.  Пр. р.  Знакомство с современными российскими монетами.

52

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.

53

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

54

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

55

Экологические прогнозы, их сущность и значение.

        Путешествие по городам и странам (13 ч)

56,57

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их основные достопримечательности.  Практическая  работа: поиск и показ на карте изучаемых  географических объектов.                              

58

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

59

На  севере  Европы.  Норвегия, Швеция. Их  расположение на карте, столицы, основные достопримечательности, знаменитые люди.

60

На  севере  Европы.  Финляндия, Дания, Исландия. Их  расположение на карте, столицы, основные достопримечательности.

61

Бельгия, Нидерланды,  Люксембург.  Их  расположение на карте, столицы, основные достопримечательности

62

Германия, Австрия,  Швейцария.  Их  расположение на карте, столицы, основные достопримечательности.

63

Франция.   Расположение на карте, столица, основные достопримечательности.

64

Великобритания.  Расположение на карте, столица, основные достопримечательности.

65

Греция,  Италия. Их  расположение на карте, столицы, основные достопримечательности.

66

Контрольная  работа  за  год.                                  

67

Работа  над  ошибками.

Знаменитые места мира. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

68

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...