Программа по окружающему миру по УМК "Начальная инновационная школа" 3класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Гракова Любовь Анатольевна

Рабочая программа и календарно-темптическое приложение по окружающему миру 3класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_po_predmetu_okruzhayushchiy_mir.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Пояснительная записка к рабочей программе курса «Окружающий мир»

                                                                                  3 класс

                                                            Нормативная основа программы

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.«Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказов 26.11.2010 г. № 1241от 22.09.2011 г. № 2357)
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  4. Учебным планом МБОУ Средней школы №7 г. Рославля на 2015-2016 год (Приказ №189   от 29.08.2015 г.)
  5. Годовым календарным графиком МБОУ Средней школы №7 г. Рославля на 2015 - 2016 учебный год (Приказ №________ от _______06.2015 г.)
  6. Примерной программой начального общего образования по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1- 4-е изд., перераб.– М.:Просвещение, 2011. – с.270 -(Стандарты второго поколения)).
  7. Образовательной программой школы (Протокол педсовета №1 от 27.08.2015 г., приказ директора № 189 от 29.08.2015)
  8. Программой курса « Окружающий мир» В.А.Самкова, Е.А.Гринёва.-М.: ООО «Русское слово», 2013г.-208с.(ФГОС, Начальная инновационная школа)
  9. Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по общеобразовательным предметам МБОУ средней школы №7.
  1. Сведения об учебной программе.

Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о

природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.

II.        Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа.

3 класс

Количество часов согласно учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Б.С. Левина»  на 2015 – 2016 учебный год

68

Предмет относится к образовательной области «Окружающий мир».

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: в 1 классе – 66 часов, во 2, 3 и 4 классах – по 68 часов.

В результате обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень экологического образования и воспитания, решены задачи формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единства российского общества.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1–4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой по каждому классу, тетрадями тестовых заданий для 2, 3, 4 классов, методическими рекомендациями для учителя.

III.        Цели и задачи обучения по предмету; общая характеристика учебного пред-мета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Основная цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний младших школьников о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания.

Искусство, создаваемые в процессе творчества художественные образы обогащают научное познание новыми смыслами, развивают эмоционально-чувственное восприятие ребенка, его способность к пониманию окружающего мира.

Интеграция естественнонаучных и социогуманитарных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов служит не только преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, но и гуманизации содержания курса «Окружающий мир».

Основными задачами реализации содержания курса являются:

— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

IV.        Содержательные линии рабочей программы

Курс «Окружающий мир» имеет ряд особенностей. Прежде всего, его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те

знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, рукотворному миру, другим людям), к себе.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и её практическое применение. Таким образом, в данном случае правомерно говорить об интеграции учебного предмета «Окружающий мир» и мультимедиаобразования.

Программа 1 класса преимущественно рисует картину природы и человека на уровне «Что есть что». Цель данного курса — обобщение и систематизация имеющихся у первоклассников знаний, умений и навыков, а также адаптация их к новой социальной роли — учащихся начальной школы.

Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных. Учащиеся знакомятся с различными народами, населяющими РФ (с разнообразием культуры и быта этих народов, с различными объектами, внесенными в международный список Всемирного культурного и природного наследия).

Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах. Рассмотрены взаимосвязи в системе «человек — природа — общество» (в личностном, социальном и глобальном контекстах).

Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека (исторический и индивидуальный аспекты), о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. Важнейший компонент содержания — знакомство с основными этапами исторического развития России.

Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие младших школьников в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.

V.Используемый учебно – методический комплект

Окружающий мир: учебник для 3класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. /В.А.Самкова, Н.И.Романова.-М,; ООО «Русское слово»- учебник, 2011

Рабочая тетрадь к учебнику В.А.Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир» 3класс/ С.Г.Зелеева, Е.А. Гринёва, В.А.Самкова.-М.: «ТИД «Русское слово»-РС», 2011-96с.: ил.

VI.Сведения о внесённых изменениях в примерную или авторскую учебную программу и их обоснования

Изменений нет.

VII.Учебно-методические средства обучения.

Окружающий мир: учебник для 3класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. /В.А.Самкова, Н.И.Романова.-М,; ООО «Русское слово»- учебник, 2011

Рабочая тетрадь к учебнику В.А.Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир» 3класс/ С.Г.Зелеева, Е.А. Гринёва, В.А.Самкова.-М.: «ТИД «Русское слово»-РС», 2011-96с.: ил

Методические рекомендации к учебнику В.А.Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» 3класс /В.А.Самкова, Е.А. Гринёва.-М.: ООО «Русское слово»-учебник»,2013-208с.-( ФГОС. Начальная инновационная школа)

VIII.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры курса представлены следующими системообразующими понятиями:

• человек — биологическая и социальная природа человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние на природ(виды воздействия, изменения, последствия); система отношении к себе и своему социоприродному окружению; строение и функции организма; здоровье, здоровый образ жизни; безопасная жизнедеятельность;

• окружающий [человека] мир — природа, общество, техника; состояние и охрана окружающей среды;• природа — планета Земля, сферы Земли, Солнечная система, Вселенная; тело, вещество; организм (живое существо), растения, животные, грибы, бактерии; природные явления: физические, химические, географические, биологические;

• общество — человек как член общества, семья; класс и школа; родной край, страна; планета — общий дом человечества.

Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания: в программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования («Человек и природа», «Человек и общество»), которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2, 3 и 4 классов. Многообразие и динамичность окружающего мира предстают перед учащимися в процессе знакомства с разнообразными природными и социальными объектами и явлениями, которые рассматриваются не только с научных, но и с эстетических позиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
  2. повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
  3. осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:

  1. уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  2. осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких умений как: 

  1. ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
  2. оценивать собственный вклад в деятельность группы;
  3. проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  4. владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;
  5. работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами выпускников начальной школы являются:

  1. в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
  2. в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
  3. в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
  4. в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...