Конспект открытого урока по окружающему миру по теме " Поговорим о дружбе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Урок окружающего мира по теме "Поговорим о дружбе" проведен в форме ученической конференции. Класс поделён на четыре отдела:информационный, законодательный, строительный,творческий. Каждый отдел согласно своей инструкции выполнял определённую работу, которую нужно было представить и защитить. Урок достиг своей цели, так как удалось общими усилиями построить дом Дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mir.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Урок окружающего мира
Тема: «Поговорим о дружбе»

Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности через произведения искусства.

Задачи:

формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности;

 воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

Ресурсы: М. Чюрлёнис, репродукция картины «Дружба»,  словарь Ожегова, звукозаписи детских популярных песен,  мультимедийная презентация;

Методы: репродуктивный, проблемный, деятельностный,…..

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Компетентности: Понимать                Знать                 Уметь

 Многозначность понятия «дружба».        Какие отношения существуют между людьми;

 Что такое дружба;

 Чем дружеские отношения отличаются от других отношений;

 Можно ли выбрать себе друга.        Видеть и читать скрытые смыслы, заключенные в произведениях искусства.

№ п./п.

      Этапы работы

          Деятельность учителя

                               Деятельность учащихся

   Какие компетенции          формируются

                                           Организационный момент (Психоэмоциональный настрой  - круг радости)

 

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)



- Ребята, я предлагаю всем вам, сказать своему соседу что-нибудь доброе и хорошее.

Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!

                                                                  Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

- Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки?
(Одиночество, бесцельная жизнь, узкий мир личных интересов и др.)

 Определение темы урока, цели.
- Сегодня на занятии мы поговорим о дружбе, уточним суть понятий «дружба» и «друг», поговорим о принципах настоящей дружбы.


- Мораль этой сказки также отражают слова французского писателя Франсуа де Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается».
Не страшно, когда человек один, гораздо страшнее, когда он одинок среди людей.

Около 40% людей среднего возраста в России  живут в одиночестве. Подсчитав, учёные пришли в ужас. Похоже, с данным явлением человечество столкнулось впервые и непонятно, что с этим делать.

У русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть сказка «Премудрый Пескарь». Я коротко передам её содержание. Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху не попали, ни к щуке в пасть. Умирая, старый Пескарь говорит сыну: «Смотри, сынок, если не хочешь в жизни пропасть, так гляди в оба». Пескарь-сын отлично запомнил поучения отца. Он сказал себе: «Надо жизнь так прожить, чтобы никто не заметил, а не то, как раз, пропадёшь». Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь,  таким образом, 100 с лишним лет. Всё дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родных – никого не было. Только пришло время, и стал премудрый Пескарь помирать. Тут-то вся жизнь перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил, защитил, обогрел? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кто слышал о нём? Кто вспомнит о его существовании? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никто, никому». Он жил – дрожал и умирал – дрожа.

                                                       Совместное открытие нового знания

                                      Сегодня на заседании очередной ученической  конференции мы должны решить эту проблему.

         Работают 4 отдела: 1) Отдел информации                                                    

                                               2) Строительный

                                               3) Законодательный

                                               4) Творческий

                                      Кто может быть другом? ( книга, семья, животное)        

           Выставка книг. Обратимся к детскому бестселлеру. Соедините линиями героев мультфильмов.      Показ слайдов  настоящих друзей (из мультфильмов)
Какую замечательную идею  предложил крокодил Гена?  Строительство Дома дружбы

                                                                   

                                                                               Совместное составление плана урока

  1. Работа с учебниками и словарями                                     4)  Формула дружбы класса

2)   Строительство     Дома дружбы                                           5) Упражнение «Границы дружбы»

3)   Кодекс дружбы                                                                         6) Презентация

                   

                                                                                               

Работа в группах по инструкциям (10 мин)

Отдел информации

Строительный отдел

Законодательный отдел

Творческий отдел

Учебный диалог. Умеешь ли ты дружить? (разбор ситуаций в группах)

Упражнение «Граница дружбы».

Рефлексия.

                       Инструкция

  • Найдите в толковом словаре значение слов «дружба», «друг»
  • Подберите слова, близкие по смыслу к слову друг
  • Подумайте, в чём  отличие этих понятий
  • Охарактеризуйте картину М. Чюрлёниса по вопросам

 – Что вы видите на этой картине?

– Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

– Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

  • С чего начинается дружба?
  • Прочтите выразительно стихотворение «Друг напомнил мне вчера
  •  Задайте вопрос для 2 группы  «Можно ли героя стихотворения назвать настоящим другом?  
  • Подготовьте выступление

Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

 – Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?

 – Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?

 – Это что-то огромное,

Радостное, большое.        

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

 Это когда мальчишки

Девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

- Бывали ли с вами такие ситуации? – Что вы делали в таких случаях?


Почему не влечёт мальчика к другу?
-Зачем вообще нужна дружба человеку?
- Кого бы вы назвали «настоящим другом»?

 Каким должен быть настоящий друг?  Каждый человек имеет душу, сердце, разум. Какими качествами вы наполните душу человека, настоящего друга?

2 группа (строительство Дома дружбы)

                 Инструкция

  • Распределите обязанности в группе
  • Прочитайте слова-кирпичики, выберите нужные для строительства дома
  • Постройте « Дом дружбы»
  • Составьте Синквейн  (слово друг)
  • Спойте куплет песни  «Вот что значит настоящий друг»

В мультфильме, который очень любят

дети, крокодил Гена и Чебурашка построили Дом дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это - то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома.

На кирпичиках слова:

преданность     понимание
скромность       доброта
зависть                любовь
эгоизм                 мир
верность             радость
доброжелательность       счастье
настойчивость
равнодушие хвастовство
готовность помочь
честность
внимание
доверие
терпимость
смелость
решительность злоба
лесть
отзывчивость
общительность

Ваш дом дружбы построен. Посмотрите, на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в своём доме. Почему? (На лицах человечков изображен гнев, улыбка, плач, удивление.)

1.Друг (синквейн)

2.

3.

4. Старый друг – лучше новых двух.

5. Союзник, союзник, единомышленник    

Ребята прикрепляют человечков рядом с “Домом дружбы”.

                            Инструкция

  •  Распределите обязанности в группе
  • Выделите главную мысль произведений (учебник литературного чтения с. -      )
  • Сформулируйте правила настоящей дружбы
  • Прочтите пословицы, выберите одну для завершения своего выступления

Ну что же, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы.
- Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы. Для этого познакомьтесь с перечнем правил, и выберите те, которые нужны для настоящей, истинной дружбы. Их может быть несколько.

                 

   

     

 Инструкция

  • Распределите обязанности в        группе
  • Составьте фотоколлаж «Дружба в жизни нашего класса»
  • Выведите формулу дружбы
  • Прочтите басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» и Сформулируйте вывод.

- А что вы понимаете под словом «дружба»? Чтение
(Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

         

  Физминутка

А у нас, а у нас самый – самый дружный класс. Подмигни соседу слева ……, улыбнись соседу справа, …… пожми руку соседу слева, ….. обними соседа слева,….

Презентация проектов

Каждой группе детей раздаю лист с заданием. На обдумывание ситуаций 5 минут.

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг не помог тебе в беде, продолжаешь ли ты с ним дружить?

Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Как ты поступишь, если твой друг нуждается в помощи, а у тебя нет времени?

 

             

 

Чтобы дать более точное определение слову ДРУЖБА, заглянем в толковый словарь Ожегова.

ДРУГ- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

- Подумайте, а в чём отличие понятий «друг», «приятель», «знакомый». (Мнения детей).

ДРУГ – это тот, с кем хорошо, кто разделит нашу беду и порадуется вместе с нами, от кого мы не ждём подвоха, предательства.
ЗНАКОМЫЙ – это человек, с которым мы можем часто встречаться в школе, во дворе, но мы можем даже не знать его имени. Мы можем запросто обращаться к этому человеку, но такие отношения не скреплены никакими обязательствами.
ПРИЯТЕЛЬ – с этим человеком мы проводим больше времени, чем со знакомым, но с ним у нас нет общности взглядов, интересов, вкусов и привычек. Эти отношения лёгкие и безответственные.
- Как вы думаете, каковы причины ссор между друзьями?
- А кто виноват,  когда происходит ссора?
) Загадка «она бесплатна, но стоит многого»

Дружба начинается с улыбки (Улыбка – лучшее средство, дарованное нам природой)
Л.Н. Толстой считал, что «когда ссорятся, оба виноваты», так что смело подходи мириться, а лучше вообще не ссориться. Если хочешь сохранить дружбу, помни, что это большая ответственность, своего рода испытание. Дружба – это великий талант, великий труд. Никакое общение между людьми невозможно без дружбы.  
А сейчас послушайте  стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?


Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
 

В каждой стране люди уважают  чувство дружбы. Вот, например, в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов». В Ташкенте стоит красивый памятник. В Уфе стоит красивый монумент. А мы построили вот такой дом дружбы.

 

Мы сегодня на уроке

О дружбе разговор ведём.

Давайте в музыкальную гостиную заглянем

И дружно песни о дружбе споём.

Звучат отрывки детских песен «Улыбка», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Бременские музыканты» Улыбка

   

Давайте дружить (А. Л. Барто)

Давайте будем

 Дружить друг с другом,

 Как птица – с небом,

 А поле – с плугом,

 Как ветер – с морем,

 Трава – с дождями,

 Как дружит солнце

 Со всеми нами!..

 Давайте будем

 К тому стремиться,

 Чтоб нас любили

 И зверь и птица

 И доверяли

 Повсюду нам,

 Как самым верным

 Своим друзьям!..


Не выдавать чужие секреты.

Всегда быть откровенным с другом.

Не бойся попросить прощения.

Не груби.

Не надо менять друзей.

Надо быть постоянным в дружбе.

Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

 Один за всех и все за одного.

 Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

 Радуйтесь вместе с друзьями.

 Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

 Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Берегите друзей!

 Старый друг лучше новых двух.

Пословица «Нет друга – ищи,  а нашёл – береги.

1.Много классов в школе нашей,

 И любой из них хорош,

 А 2-го "А" дружнее

 Во всем мире не найдешь.

 2.В этом классе все в порядке,

 Здесь учёба не стоит,

 Не играют дети в прятки,

 Ну, а жизнь их здесь кипит.

 3.Здесь конфликтов не встречалось

 Потому, что все друзья,

 Всеми сразу все прощалось,

 Здесь мы дружная семья.

 4.В нашем классе много ласки,

 Дружбы, радости, тепла,

 Мы устраиваем пляски

 И танцуем до темна.

 5.По учёбе впереди мы,

 Обгоняем классы все,

 И никем непобедимы,

 Уважают нас везде.

 6.О культурной жизни нашей

 И речей мы не ведем

 Кто куда нам только скажет,

 Так мы сразу все идём.

 7.Вам поведали рассказ,

 Как живет наш дружный класс,

 Вот такие вот дела

 В нашем лучшем классе – Да!.

Выводят формулу дружбы

Рассказ о дружбе в жизни класса (фотоколлаж)

Читают басню и формулируют вывод (демонстрируют)

Послушайте внимательно басню

Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”.

Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в

согласии; они не слушались. Вот он велел принести

веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по

одному пруту

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто

вас не одолеет; а если будете ссориться, да все

врозь – вас всякий легко погубит..

- Чему учил отец своих детей?

Вывод: если каждый из вас будет действовать поодиночке, то вас можно будет легко победить. А если будете дружить, не ссориться, вас никто не сломает. Вместе вы – сила! И вам, ребята, я желаю жить дружно.

Выступления детей, высказывание мнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?"

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?" в 3 классе....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Здоровый образ жизни"(3 класс).

Цели урока:познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.Планируемые результаты:учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.Тип урока: изучение новых знаний....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Азия", 2 класс.

Конспект  урока по окружающему миру 2 класс. Данный урок входит в раздел «Земля - наш общий дом» по изучению важнейших стран 6 частей света, одной из которых является Азия....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме : «Рыбы» 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок по окружающему миру по теме «Рыбы», учебный комплект Дмитриевой, Казаковой с 1 по 4 класс, входит в учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В.ЗанковаТип урока: изучение новых...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...