Технологическая карта урока "Вода и ее свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Материал к уроку подобран в соответствии с требованиями ФГОС НОО: доступность, научность и с учетом возрастных особенностей. Материал тщательно отобран по объему и содержанию, трудности для обучающихся. Соотношение теоретического и практического материала строго пропорционально. Материал сгруппирован и классифицирован вокруг основных понятий: состояние воды и свойства воды. Практическая направленность урока имеет тесную связь с жизнью, полученные знания дети могут применить в своем жизненном пространстве.
На уроке использован метод исследования новых знаний, применялась методика воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начать, к чему переходить и как аргументировать выводы.), максимально использована самостоятельность обучающихся, выделены и поддержаны тонкости жизненных наблюдений учащихся; темп учебной работы высокий; использована система заданий , предусматривающих постепенное нарастание сложности, организована деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 136.5 КБ |
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Окружающий мир |
Тема урока | Вода и ее свойства |
Класс | 2 |
Место урока в учебном курсе | 3 урок в теме «Свойства воздуха и воды» |
Тип урока | Урок формирования новых знаний |
Цель | Организовать совместную деятельность детей по ознакомлению с водой и ее свойствами. |
Планируемые результаты урока | 1.Личностные: - формировать умение давать самооценку действий. - осознать необходимость охраны природы, всего живого и неживого 2.Метапредметные: Регулятивные: - формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, работать по инструкции; Коммуникативные: - формировать умение распределять обязанности, действия в паре, обмениваться способами действий. Познавательные: - формировать умения построения рассуждения, обобщения ;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Методологическая база | Предметная программа и ее автор: УМК «Перспективная начальная школа» Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Технологии: ИКТ-технологии, обучение в сотрудничестве (групповая работа), проблемный диалог, элементы исследовательской деятельности, игровая технология (обучающая игра), здоровьесберегающие технологии. |
Материалы и оборудование | Окружающий мир: 2 класс - учебник Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; рабочая тетрадь к учебнику Компьютер, мультимедийный проектор, экран, глобус. Лабораторное оборудование: материалы для опытов (питьевая вода, стаканы, блюдце, ложка, сахар, соль, речной песок, цветные полоски т.д) |
Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия
| Осуществляемые действия | |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. Ну – ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». - Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. | -Проверяют готовность и самоготовность к уроку. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; подвести к анализу ситуации и формированию темы и цели урока | - Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки: Без чего не может мама Вы догадались верно. Сегодня мы продолжим разговор о воде. На какой странице будем работать? -Молодцы! (Вывести слайд Презентация Приложение 1) - Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель. - Сделайте отметку в листе самооценке. - Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. -Что изображено голубым цветом на глобусе? -Молодцы! -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока. -Ребята а мы с вами знакомы со свойствами воды? -Так значит какая цель нашего урока? Сформулируйте главную задачу урока. Понятна ли вам наша задача и цель? -Чтобы достичь цели, которую мы поставили перед собой, назовём критерии: какими мы должны быть на уроке? Прочитай в учебнике, в какой форме авторы предлагают нам провести этот урок? Рассмотри страницы 45-49 учебника и вспомни, как проходило 1 заседание клуба. - Что было по плану сначала? - Что члены клуба делали потом? - Чем заканчивается любое заседание клуба, любой урок? Вывод: получился план нашей работы. Назовите пункты плана. 1.Сообщение 2.Опыты 3.Подведение итогов | - Вода. -Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке - это ВОДА. Смотрят по оглавлению стр.52 - проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 2)
-Да. -Изображены моря, океаны нашей планеты. Доклад ученика, подготовленный заранее. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище). Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери. Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды. - Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами -нет. Познакомиться со свойствами воды Главная задача урока – узнать свойства воды Внимательным, ответственным, аккуратным, терпеливым. Заседание клуба | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. -уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. - логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Физминутка Очень всем нужна вода | |||
3. Формирование новых знаний Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | -Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта- исследователя. Распределим свои роли в эксперименте. Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на доску. На ней ПАМЯТКА. Я ее озвучиваю. - Работать будем так:
-Вспомните правила работы в паре. 1)Умей выслушать другого Практическая работа Опыт 1. (Работаем по ролям: лаборант, эксперт по алгоритму) слайд Опыт 2. Каждый день ты умываешься, пьешь чистую воду. Обращали вы внимание на запах воды?
Стр.57 Рассмотрите рисунок. Расскажите как человек использует свои знания о том, что вода прозрачна слайд Опыт 4. Опыт 5. - Прочитайте 1 вопрос. Стр. 52 Что произойдет, если в стакан с водой размешать чайную ложку соли? - Ответьте на вопрос . - Прочитай следующий вопрос А если это будет сахар? (прочитать вслух) -Ответьте. -Прочитайте 3 вопрос. А если это будет речной песок? -Ответьте на него. -Проверим свои предположения на опытах. Проведите опыт результаты свои запишите в тетрадь с 21 -Сравните ваши наблюдения с выводами учебника на с. 53. -Скажите, как можно использовать в хозяйстве это свойство воды? -А можно очистить воду от нерастворённых веществ? Как?
Рассмотри рисунок на с.55. -Зная это свойство воды, объясни: зачем жители с.Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? -Правильно! слайд
Опыт 8 Вы, наверное, замечали, что после дождя улицы, крыши домов мокрые. Но стоит появиться солнышку, всё высыхает. Куда девается вода? Правильно, она превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе. . -Сделайте вывод. -А испаряется ли вода в холодную погоду? | - Работают в парах: распределяют обязанности ( лаборант, эксперт), проводят опыт с водой в соответствии с заданием. -Фиксируют свои наблюдения на листах «Наблюдателя». Вывод о свойстве, оформляют на отдельном листе. У воды нет вкуса Вывод: вода не имеет вкуса Понюхать воду Вода не имеет запаха Вывод: вода не имеет запаха вывод: Видна Вывод: вода прозрачна (Человек, плавая под водой, хорошо видит окружающие его предметы.) Вода не имеет цвета растворится растворится не растворится Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, соли. Вода не растворяет речной песок. При приготовлении пищи, засолки овощей, для приготовления варенья.) (Рассматривают, приходят к выводу, что можно очистить воду с помощью фильтра.) Течет. Потому что вода жидкая. Чтобы вода не размывала берега. Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет. Воду можно поместить в цистерну, бидон, ведро и каждый раз она будет принимать форму сосуда. Ответы детей Протирают влажной губкой доску. Через некоторое время замечают, что доска высохла. Вода испаряется Да, но не так быстро, как в тёплую | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование;
|
4. Применение новых знаний Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | -Ребята , вспомните цель, которую мы поставили перед собой в начале урока. С какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Подведём итоги. -Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. обладает свойством текучести. Вы хорошо потрудились. Ещё раз проверим, как вы запомнили новый материал. -О каких свойствах воды можно сказать, когда 1) …пьем чай или умываемся? (текучесть) | - Ответы детей. Слайд - заполняют соответствующую графу в листе самооценки. Проверка с помощью слайда | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5..Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Задание – из Толкового словаря выписать определение «Вода – это…» 2. Задание – записать пословицы и поговорки о воде. 3.Задание – выписать из фразеологического словаря фразеологизмы о воде и дать им свое толкование. | - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | -Ребята, вам понравилось работать в паре? С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали? - А мы часто используем воды в быту? -А вот о том как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства мы поговорим с вами на след уроке. - Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали! Оцените свою работу. -Выполните в листе самооценке последние отметки. -А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде улыбки на ней, свое настроение от урока, тем цветом, который присутствует на наших индикаторах, соответственно. - а теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала). В заключении хочу напомнить. Человек, запомни навсегда - Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо! | - Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства. - Да. Заполняют последнюю графу. Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно. (цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки). | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Переместительное свойство умножения" 2 класс
Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Переместительное свойство умножения»Цели урока: познакомить с переместительным свойством умножения;Планируемые результаты...

Технологическая карта урока по технологии СВОЙСТВА ТКАНИ
Технологическая карта урока по технологииСвойства ткани...

Технологическая карта урока по технологии СВОЙСТВА ТКАНИ
Технологическая карта урока по технологииСвойства ткани...

Технологическая карта по математике: "Переместительное свойство умножения"
Тема урока: Переместительное свойство умножения.Класс: 2 "в"Цель: Познакомиться с переместительным свойством умножения. Использовать переместительное свойство умножения при нахождении значен...

Технологическая карта урока математики "Переместительное свойство сложения", 1 класс
УМК: «Школа России» А.А. ПлешаковПредмет: МатематикаКоличество часов в неделю: 4Учебник: Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, М.И. Моро, С.И. Волкова...

Технологическая карта урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых", 2 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о свойствах полезных ископаемых. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о свойст...

Технологическая карта урока математики «Переместительное свойство умножения. Умножение 9 и на 9» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Переместительное свойство умножения. Умножение 9 и на 9»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с таблицей умножения числа и составление...