Разработка урока по предмету окружающий мир на тему : "Виды транспорта"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Разработка урока с презентацией
по предмету окружающий мир на тему : "Виды транспорта" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vidy_transporta.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету окружающий мир
Тема урока: Виды транспорта.
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.
Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и способами использования человеком.
Задачи урока:
1.Обучающие:
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.
3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.
Современные образовательные технологии : развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.
Принципы обучения:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения
индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машины.
Ход урока:
1.Орг. Момент.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – хорошо учимся!
Всё у нас получиться!
Проверка домашнего задания.
- Что такое экономика?
-Какие отрасли экономики вы знаете?
(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)
- Каким отраслям экономики пришлось потрудиться, чтобы мы с вами жили в тёплых домах? ( строительство, транспорт)
- Что необходимо для того, чтобы построить дом? Расскажите при помощи опорных слов ( коллективная работа составление макета дома)
- Что является основным помощником в строительстве?
3. Сообщение темы урока.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
- На чем и на ком ехали звери?
-На ком было жалко ехать? (на собаке) Почему? (она была хромая). Все это средства передвижения. А теперь послушайте серьезную загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи поскорей!
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема нашего сегодняшнего урока «Виды транспорта» (слайд 2)
4.Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов).
1 блок
- Как вы думаете, а с чего началась история транспортных средств? Думаю людям стало трудно ходить на большие расстояния и носить тяжелые грузы и человек придумал….КОЛЕСО (слайд_3,4__)
Кто и когда изобрел колесо, но жизнь людей значительно изменилась.
Появились такие виды транспорта как: ТЕЛЕГА, - Как вы думаете, где использовалась Телега? (В селе). А на чем передвигались зимой? (в санях). А кто возил их? (лошади)
- Почему лошадь называют первым в селе работником?
Дети: На селе на лошади пахали землю, перевозили грузы, ездили на ней.
Учитель: Послушайте Стихотворение, посвященное лошади!
автор Наталья Клубничная
(слайд___5____)
Для облегчения труда,
Чтоб не казалась тяжкой ноша,
Решили люди, что тогда
Можно впрягать в телегу лошадь.
И с незапамятных веков,
Стуча копытом по дороге,
С подковами и без подков
Бегают резвые их ноги.
Нелёгкий лошадиный труд
Для сельской жизни много значит,
И носит каждый свой хомут,
От жеребца до старой клячи.
Они берут любой барьер,
Резвятся мирно в чистом поле,
И с места перейти в карьер
Способны лошади на воле.
- А в городе конечно это были более элегантные средства передвижения: КАРЕТА, ДИЛИЖАНС, КАРЕТА, КОЛКА- прототип первого трамвая. (слайд_6,7__)
- Но скорость человеку казалась маленькой и так в середине 18 века появились первые паровозы. В 1834 году отец и сын Черепановы построили паровоз в России. (слайд_8__).
- со временем колесные виды транспорта совершенствовались и появились: ПОЕЗДА, АВТОБУСЫ, ТРОЛЛЕБУСЫ, (слайд ___9__)
(слайд__11-__)ВЕЛОСИПЕД (появился более 300 лет назад) сначала он был деревянный, но затем превратился в нашего с вами современника.). А когда к такому старинному велосипеду изобретатели прикрепили топливный мотор – появился первый прототип мопеда и в последствии мотоцикла. (слайд__12__)
АВТОМОБИЛИ появились впервые в середине 19 века и со временем в ходе преобразований появились легковые и грузовые автомобили. (слайд__13__)
- Как вы считаете, что нужно для работы современного транспорта? (бензин)
- где может передвигаться весь перечисленный транспорт? (по земле)
-Делаем 1 ВЫВОД: Транспорт бывает наземный (слайд_14___)
- Для чего нужен человеку наземный транспорт? (перевозить грузы, людей, военныемашины, исследовательские)
Делаем 2 ВЫВОД: Транспорт бывает грузовой, пассажирский, специальный, личный, общественный. (слайд_15____)
* РАБОТА В ТЕТРАДИ
Физминутка(слайд__16__)
- Со временем транспорта на земле стало великое множество. И чтобы как – то разгрузить наземные транспортные потоки человек решил отпуститься под землю. – Так появился какой вид транспорта? (подземный) (слайд__17__)
-Что мы относим к подземному транспорту? (метро)
- А где встречается метро? ( в больших городах)
- Какова его основная функция? (перевозить людей)
Делаем 3 ВЫВОД: Транспорт бывает подземный, общественный
2 блок
- Но человеку было мало путешествий на земле. Его манило безграничное небо. (слайд__18__)
Так существует Греческая легенда о Дедале и его сыне Икаре, которые волей судьбы были вынуждены жить на острове, и убежать оттуда никак не представлялось возможным. Тогда умный Дедал придумал такую хитрость. Он из птичьих перьев, скрепленных воском, сделал огромные крылья. Вместе с сыном поднялись они на вершину горы и оттуда, при помощи этих крыльев, полетели через море. Полет походил прекрасно, но Дедал предупредил сунна, чтобы он не поднимался высоко к солнцу. Так как оно может растопить воск. Сын - Икар не послушался отца, на столько его увлек полет поднялся высоко –высоко , воск растаял, перья разлепились и он упал в море и погиб.
Так появились первые воздухоплаватели.
- Следующим изобретением человека стал ВОЗДУШНЫЙ ШАР (слайд_19___) А изобрели его более 200 лет назад в 1783 году во Франции братья Монгольфье. Они сшили огромный купол и наполнили его пеплам воздухом. Так они смогли подняться в небо. Это было великим изобретением.
- В наше время тоже люди летают на воздушных шарах, но больше для забавы.
- На смену воздушному шару пришел ДИРИЖАБЛЬ. (слайд__20__) Он выглядел как громаднейший вытянутый воздушный шар, но к нему крепился двигатель и летел он не только с потоками ветра как шар ,но и против него, выбирая запланированный маршрут.
- Но и это человеку стало мало, ему нужна была скорость не только на земле, но и в воздухе. И вот тогда сталь появляться первые планеры (без мотора) и самолеты. Но сколько крушений и неудач ожидало человека, прежде чем появился настоящий самолет (слайд_21-__)
Вместе с самолетами стали появляться вертолеты (слайд_22__)для того, чтобы тоже выполнять определенную функцию.
- Как вы думаете для каких целей человек изобрел самолет и вертолет (перевозить людей, грузы, военный) (пассажирский, медицинский, милицейский, военный)
Делаем 4 ВЫВОД : Появился воздушный транспорт(слайд_23__)
- Для чего человеку нужен воздушный транспорт?
Делаем 5 ВЫВОД : Воздушный транспорт бывает пассажирский, грузовой, специальный. (слайд__24__)
* РАБОТА В ТЕТРАДИ
ФИЗМИНУТКА
Мы летим подобно птице,
нам на месте не сидится.
С высоты на землю глянем
И за парты тихо сядем.
3 блок
- Но не только небо манит в свои бескрайние просторы. Противоположная стихия ВОДА. С давних времен люди использовали деревья для передвижения по воде так появился ПЛОТ (слайд__25__)
Затем народы, жившие по берегам рек, выдалбливали в середине дерева углубление, заостряли его концы, чтобы было меньшим сопротивление воды получался
ЧЕЛН( слайд_26__)
- Приделав парус для быстроходности стали появляться ПАРУСНЫЕ СУДА (слайд__27__) ГАЛЕРЫ, БРИГАНТИНЫ,КАРАВЕЛЛЫ, ФРЕГАТЫ. Но парусное судно очень плохо переживали сильные морские штормы. (слайд__28__)
- И почти более 200 лет назад, поставив на корабль паровую машину, появились ПАРОХОДЫ. (слайд_29__) Далее были более совершенные модели: ТЕПЛОХОДЫ, КАТЕРА, даже РАКЕТЫ на подводных крыльях.
- Есть корабли, которые ходят в морях покрытых огромной толщей льда – это ЛЕДОКОЛЫ. ( слайд___30__)
На современных ледоколах ставят атомные двигатели и их называют АТОМОХОДАМИ ( слайд_31____)
- Ребята, а ответьте мне на вопрос из каких слов получились слова ПАРОХОД,ЛЕДОКОЛ, АТОМОХОД? (слайд__32__) далее на уроках русского языка мы познакомимся с названием этих слов.
- А еще человек изобрел ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ, чтобы изучать морские глубины. Современные подводные лодки используют как в мирных так и в военных целях. ( слайд___33__)
Делаем 6 ВЫВОД : Появился водный транспорт(слайд__34__)
- Какое назначение было у водного транспорта?
Делаем 7 ВЫВОД : Водный транспорт пассажирский, грузовой, специальный. (слайд__35__)
* РАБОТА В ТЕТРАДИ
5 Первичное закрепление(слайд__36__)
- Какие виды транспорта мы с вами сегодня узнали?
ТРАНСПОРТ
Наземный подземный воздушный водный
- По способам использования его человеком каким бывает транспорт?
ТРАНСПОРТ
Пассажирский грузовой специальный
- По принадлежности человеку?
ТРАНСПОРТ
Личный Общественный
6. Практическая работа ( выполнение аппликации из заранее заготовленных деталей)
7 Закрепление
- Послушайте загадки и скажите где может передвигаться этот транспорт?
Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины.
И питается бензином. (Автобус)
Ходит город – великан
На работу в океан. (Корабль)
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
Домашнее задание.
С. 116-119
Самооценка работы на уроке.
Самоанализ
урока окружающего мира
Урок проводился по предмету – Окружающий мир.
Тема урока : Виды транспорта
Тема урока: Виды транспорта.
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе.
Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и способами использования человеком.
Задачи урока:
1.Обучающие:
Выяснить, почему человека называют изобретателем.
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.
3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.
Современные образовательные технологии : развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.
Принципы:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения
индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машины.
Класс, в котором проводился урок насчитывает 10 человек. Неуспевающих нет. Хорошистов- 5 человек, отличников –нет. Успеваемость по классу составляет 100%, качество знаний – 50%. Для повышения качества знаний с хорошистами и слабыми учащимися разработаны специальные программы, которые активно используются в процессе обучения. Ведется системный мониторинг положительных достижений в учебе.
В начале урока к детям был применен элемент психологического тренинга его цель - получить эмоционально-положительный заряд на урок. Средством развития познавательной активности учащихся при изучении предмета использовалась мультимедийная презентация, как активная наглядность, дающая возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично, научно, последовательно.
При таком подходе к изложению учебного материала включаются три вида памяти учеников : Зрительная, слуховая, моторная.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения научного материала и обеспечения его успешного восприятия , усиливающегося при подключении зрительной памяти. А как известно в младшем школьном возрасте развита более наглядно – образная память.
Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением репродуктивного и частично –поискового методов обучения ( рассказ учителя , практическая работа.) наглядного, дидактического, художественного, научного материала.
Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.
Актуализация опорных знаний проводилась на личном опыте учащихся, в качестве проблемной постановки вопросов.
Материал подавался блоками с последующим первичным закреплением. (работа в тетради на печатной основе).
Не использование учебника в данном случае считаю обоснованным, так как весь изучаемый материал выводился на экране.
Общее закрепление темы проводилось путем практической , групповой деятельности..
Научные исследования свидетельствуют о том, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного . Одновременное использование ауди- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 -50% Следовательно материал изучаемый на уроке, считаю, был усвоен хорошо в достаточно полной мере.
На уроке оптимально сочеталась индивидуальная , фронтальная и групповая формы работы .Таким образом , на уроке достигнуты варианты индивидуального , личностно – ориентированного обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности наглядного материала ( просмотр слайда 2-3 мин., физминутка, контроль посадки при письме) проводимых физкультминутках.
Цель урока достигнута. Задачи в уроке реализованы полностью.
На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности реализовался в возможности учеников высказывать личное мнение, иметь право на ошибку, иметь право на исправление ошибок.
Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по предмету "Окружающий мир" тема: Многообразие птиц" по программе "Гармония" 1 класс
Тема урока: Многообразие птиц. Цели урока: Познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.Задачи урока: - обеспечить развитие у школьников умения ...
Разработка урока по предмету Окружающий мир по теме: "Пищеварение"
Разработка урока по предмету окружающий мир в 4 классе "Пищеварение" и электронная презентация помогут интересно представить детям строение пищеварительной системы человека и закрепить полученны...
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».
Цели и задачи урока:1) Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...
Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" в 1 классе по теме " Я здоровье своё берегу"
Урок с использованием игровых технологий. Разработка доработана, внесены изменения в 2018-19 учебном году...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме: "Птицы"(программа II вида, II отделение II вариант)
Материал предназначен для педагогов - дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха....
Разработка урока по предмету "Окружающий мир" по теме "В царстве грибов"
В разработке представлена технологическая карта урока, приложения и презентация...
Урок окружающего мира по теме: Виды транспорта
Урок по технологии Смешанное обучение по модели Ротация станций...