Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Свойства воды »
план-конспект по окружающему миру на тему

Леонова Анна Юрьевна

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

1.Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование .

помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

продолжать воспитывать культуру поведения; воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ftskm_soystva_vody.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.    Конспект занятия по формированию целостной картины мира             в старшей группе
  1. Тема: «Свойства воды »

Выполнила:

воспитатель Леонова А.Ю.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

1.Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование .

помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

продолжать воспитывать культуру поведения; воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

 - схемы: «Свойств воды»,  иллюстрации по теме.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой,  салфетки, соль, сок лимона, молоко, ароматное масло, соломинки для коктейля, одноразовые ложечки, кисть с краской.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека, проведение экспериментов с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы  по теме «Вода», наблюдениеза водой на прогулке.

Методические приемы: беседа;вопросы; совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); загадки;сюрпризный момент, игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Педагог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. Отгадываем загадку:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!    

Если дети затрудняются с ответом, загадать менее сложную загадку:

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая?

 Дети отгадывают загадку, снимают салфетку. Сюрпризный момент на бутылке – капелька воды ( из бумаги) (Капитошка)

- О чём мы сегодня будем говорить? О воде.

Будем не только говорить, но и проводить опыты, как настоящие ученые. А поможет нам в этом Капитошка.

Беседа с детьми о воде. Где мы можем встретить воду.

Вторая часть.

А теперь Капитошка приглашает нас в волшебную лабораторию. Пройти туда можно лишь выполнив задание, которое приготовил для нас Капитошка. (Отгадывание загадок)

 Очень добродушная,

 Я мягкая, послушная.

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода).

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Река).

Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

 И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса).

 Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и утечет. (Сосулька).

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег).

 К маме – речке бегу,

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Покружилась звездочка

 В воздухе немножко,

 Села и растаяла

 На моей ладошке. (Снежинка).

Скажите, о чём были все загадки? (о воде) Молодцы, вы справились с заданием. Теперь мы можем пройти в волшебную лабораторию, где будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она, вода?( Дети садятся за столы)

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Воспитатель:  Что  может делать жидкая  вода?   

Дети:  Она течёт, её можно налить, перелить.

Какой формы вода? 

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы, она текучая (первая табличка)

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Давайте  сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? ( ответы детей). Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Второе свойство: вода прозрачная.(вторая табличка)

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».

- Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды?

(вода ничем не пахнет)

Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать, чем пахнет.

- Добавляю в стаканчики с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло (чеснок). Прикрываю стаканчик салфеткой и подношу детям понюхать с закрытыми глазами.  Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Третье свойство: чистая вода не имеет запаха (третья табличка)

Мы устали, немного отдохнем, поиграем в игру.

Физкультминутка « Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками ( капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

  • Опыт № 4. «Тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие плавают на поверхности воды»   -В стакан с водой опустить в один камешек, в другой- пенопласт. Что видим? ( Камешек тонет, пенопласт плавает).
  • Четвертое свойство: тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие плавают на поверхности воды.  (четвёртая табличка)

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Переливая воду в различные сосуды, задаю вопрос – какая форма у воды?

 Вода – может быть  жидкой. Когда она жидкая - она текучая.

Вода – бесцветная. Вода – безвкусная. Вода – не имеет запаха. Вода - не имеет формы. Вода в природе может быть разной. При желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.  

- Спасибо, ребята. Вы много знаете о свойствах воды. Теперь Капитошка возвратиться домой и расскажет  своим сестрам-капелькам о том, что сегодня узнал вместе с вами.

А на прощание он хочет подарить вам свой портрет, только его надо раскрасить.

(дети садятся за столы и раскрашивают изображение КАПИТОШКИ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостной картины мира

Тема статьи раскрывает, как в нашей школе через образовательную среду мы формируем у первоклассников целостную картину мира. При изучении общей темы мы с помощью слова, звука, линии, цвета, раскр...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР                      ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира «Как работает почта» (проект: «Посылка лесным жителям»)

Программные задачи:Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое в...

Занятие по формированию познавательных интересов у детей старшей группы на тему "Зима"

У детей недостаточное представление о характерных особенностях зимней погоды, о свойствах снега и о том, почему животные и птицы ведут себя по-разному. У них также отсутствует понимание взаимосвязи и ...