Занятие по формированию познавательных интересов у детей старшей группы на тему "Зима"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
У детей недостаточное представление о характерных особенностях зимней погоды, о свойствах снега и о том, почему животные и птицы ведут себя по-разному. У них также отсутствует понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Дети не умеют составлять описательные рассказы из-за ограниченного словарного запаса прилагательных и глаголов. Они не способны видеть красоту зимнего пейзажа. Участие детей в данном проекте поможет максимально расширить их знания и представления о зиме, свойствах снега и природных явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_temu_zima.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель проекта:
Расширить знания детей о зиме, свойствах снега и природных явлениях; Способствовать развитию наблюдательности и воображения детей; Побудить детей видеть красоту зимнего пейзажа и ценить природу.
Задачи проекта:
Закрепить знания детей, о зимних явлениях природы: мороз, снег, иней, гололед, метель, вьюга, пурга и т. д. Закрепить знания о зимних развлечениях, о свойствах снега. Развивать связную речь, побуждать детей к словесному описанию изменений в природе в зимнее время года, наблюдательность, память, внимание, слуховое восприятие, мышление, способность чувствовать красоту природы каждого. Расширить и углубить знания детей о лесе и его обитателях животных, и птицах, об одежде людей в разное время года, научить сравнивать разные времена года. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Воспитывать интерес и уважение к чужому и собственному труду, умение видеть его результаты. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду. Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Умение называть зимние природные явления, формировать знания о свойствах снега, зачем люди надевают теплую зимнюю одежду, как и где зимуют животные и птицы. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки, игры в снежки, снежная карусель, кто быстрее, кто дальше т. д.). Умение рассказывать по картине, описывать ее. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.
Предварительная работа.
Подбор методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций. Рассматривание репродукций.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: расширение и углубление знаний детей о зиме как о времени года. «Зимние месяцы» «Зачем нам зима?» «Животные и растения зимой» «Зимние забавы», «Птицы зимой», «Зимние приметы» «Где прячутся насекомые зимой?» «Что делают деревья зимой?» «Жизнь зимнего водоема».
Словесные и дидактические игры:
Цель: совершенствование знаний и представлений у детей о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей. «Времена года», «Кто, где живет?», «Что в мешке Деда Мороза»
Опыты: «Какой бывает снег», «Разноцветные сосульки», «Определение чистоты снега», «Замерзание воды», «Почему тает снег».
Физическое развитие
Цель: формирование двигательной активности детей. «Два мороза», «Мороз – Красный нос», «Вокруг снежной бабы», «Ловишки, со снежком», «Снежная карусель», катание на санках – ледянках и лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, и др.
Познавательное развитие.
Цель: вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать наблюдательность, познавательную активность и инициативу.«Где прячутся листья?», «Какой бывает снег?», «Снег, вода, лед» Наблюдение на прогулках, за природными явлениями: (снегопад, метель, вьюга, иней, оттепель) и изменениями погоды, птицами, деревьями, работой взрослых в зимнее время года, выявление простейших связей между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер – метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает, во время оттепели образуются сосульки (капель) и т. п. ; развитие наблюдательности, внимания, любознательности
Речевое развитие.
Цель: привить любовь и познавательный интерес к художественной литературе, вырабатывать умение выразительно и эмоционально рассказывать и пересказывать художественные произведения; развивать умение составлять творческие рассказы из личного опыта, совершенствовать связную речь. Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Поет зима, аукает…», И. Суриков «Зима», «Белый снег», В. Бианки «Лес зимой», З. Александрова «Снежок». «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», «Снегурочка», «Рукавичка». Разучивание стихов и загадок о зиме. Составление рассказа по картинам: «Зима», «Дети гуляют», «Зима в лесу», «Зимние забавы», «Собираемся на прогулку», «Дети на празднике елки».
Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки». Разучивание стихотворений: «Птичьи гнезда опустели», «Если снег идет».
Театрализованная деятельность: «Рукавичка», «Заюшкина избушка».
Художественно-эстетическое развитие.
Цель: формировать умения отражать в работе свои впечатления и знания о природе и природных явления зимой.
Рисование: «Елочка зеленая иголочка», «Дерево зимой» ,«Снегурочка», «Наша новогодняя елка», «Снеговик».
Лепка: «Снеговик», «Снегурка в белой шубке», «Снежинка»
Аппликация: «Новогодняя ёлка», «Снеговик», «Бусы на ёлку», «Домик деда Мороза», «Пирамидки в подарок малышам».
Конструктивно- модельная деятельность: снеговик (из втулок), «Лыжник «(из шишек),
Пальчиковые игры (гимнастика): «Снежок», «Веселые гномы», «У кормушки».
Работа с родителями:
Цель: развивать интерес родителей к жизни детского сада, знакомить с элементарной проектной деятельностью.
Совместная выставка поделок родителей и детей на тему: «Парад дедов морозов», «Креативная ёлочка», « Ёлочная игрушка своими руками», « Снеговик» ,
Оформление папок-передвижек для родителей: «Зима », «Игры на прогулке», «Давайте поиграем»
Консультация для родителей: «Одеваем детей по сезону».,
Инструктаж для родителей: «Катание на тюбе» (ватрушка)
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима»;
Пополнить картотеку дидактическими играми по развитию знаний у детей о зимнем времени года;
Подбор рассказов о животных и птицах зимой; Зимние забавы - на прогулке Выставка рисунков на зимнюю тематику .
Выставка работ детей совместно с родителями «Новогодняя сказка».
Ожидаемые результаты:Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание самостоятельной, творческой активной личности
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!. Нашу встречу предлагаю начать с загадки:
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
Дети: Воробей
Воспитатель: Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети: вороны, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния воспитатель выставляет иллюстрации зимующих птиц) .
Воспитатель: Как воробьи клюют корм?
Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.
Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.
Воспитатель: Где живут воробьи?
Дети: Они занимают пустые гнёзда
Воспитатель: А сам могут строить гнёзда?
Дети: Да, могут.
Ребёнок читает загадку:
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …
Дети: Синица
Воспитатель: Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?
Дети: Они любят несолёное тесто, сало, семена
Воспитатель:-Где живут синицы?
Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят синицы?
Дети: Уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: Каких?
Дети: Жучков, мошек.
Воспитатель: А где синицы их находят?
Дети: В щелях, в коре деревьев.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками: ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Ребёнок: Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел
Воспитатель:- Ребята, как ещё называют дятла?
Дети: «Лесной доктор»
Воспитатель: Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?
Дети: Он спасает деревья. Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.
Воспитатель: А чем ещё питается дятел?
Дети: Семенами шишек.
Воспитатель:- Верно, а какие стихи вы знаете о птицах? (дети читают стихи)
Игра “Собери картинку”.
(У детей конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.)
Воспитатель: Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
(Дети складывают картинки и показывают их всем)
Воспитатель: Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?
Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие подходит к концу. Обязательно расскажите своим родителям о зимующих птицах, о том, как им помочь зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с...
Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельнос...
НОД ОО "Познавательное развитие" по патриотическому воспитанию детей, старшая группа - "Абакан- это маленький Париж!"
Интеграция образовательной области: «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Социализация».Цель: продолжать знако...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Свойства воды »
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:1.Образовательные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлени...
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности ( для детей старшей группы).
Тема: «Вода»....
Система работы по выявлению и формированию познавательного интереса одарённых детей средствами дистанционного взаимодействия на образовательном портале Якласс
Презентация содержит наглядный материал (таблицы, графики, краткие аннотации) по теме "Система работы по выявлению и формированию познавательного интереса одарённых ...
Методические рекомендации по формированию познавательного интереса у детей с нарушением зрения
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...