Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе
методическая разработка
Тема: «На земле, в воздухе, на воде" (тема: транспорт)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_transport_po_ftskm_v_starshey_gr.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по формированию целостной картины мира
в старшей логопедической группе
Тема: «На земле, в воздухе, на воде" (тема: транспорт)
Цель: Знакомство с транспортом прошлого (воздушный шар, плот, гужевой транспорт, паровоз, и т.д.)
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения различных видов транспорта, профессиями людей на транспорте.
- Расширять и обогащать словарь детей на тему «транспорт».
- Уточнить понятия: транспорт, наземный, водный, воздушный.
Развивающие:
- Развивать умение по описанию (загадке) узнавать вид транспорта.
- Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других, внимательно слушать ответ товарища; воспитывать усидчивость; интерес к образовательному процессу.
Предварительная работа:
- рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним;
- наблюдение за транспортом на прогулке;
- НОД «Правила дорожные – правила надежные»;
- подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте;
- развивающие игры на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт»).
- повторение ПДД;
-чтение рассказа М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»
Оборудование: Интерактивная доска, карточки на ленте с изображением различного вида транспорта; мяч, магнитофон с записью звуков транспорта, иллюстрации с изображением транспорта
Ход.
Организационный момент.
- Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
Утром солнышко проснулось, потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте: «Здравствуйте»
Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?
Воспитатель: - Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде)
Перед детьми, на доске перевернуты картинки.(самолет, корабль, поезд, машина)
Воспитатель: - Ребята, давайте узнаем, что на этих картинках? Для этого нужно отгадать загадки.
(Дети отгадывают правильно, картинка переворачивается, и т. д. работа со всеми картинками)
«Железный конь» по небу мчится,
Летит на крыльях, но не птица.
Он любит в воздухе полет,
Так кто же это? … (Самолет)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Воспитатель: - Как назвать все слова-отгадки одним словом? (Транспорт)
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, что такое транспорт? ( Транспорт – это то, на чём можно передвигаться, перевозить грузы.)
- Скажите, транспорт, который движется по земле, по дорогам, как называют? (наземный). Транспорт, который движется по воде? (водный) А транспорт, который движется в небе, по воздуху? (воздушный)
- Хорошо! Ну а сейчас мы узнаем, как вы запомнили виды транспорта:
«Д/и «Едет, плывёт, летит»
Воспитатель: - Подойдите к столу и выберите каждый карточку с транспортом, оденьте ленточку на шею.
Воспитатель: - Что изображено на вашей карточке? (дети называют выбранный транспорт)
Воспитатель: - На полу лежат знаки. Как вы думаете, что они могут обозначать? (они обозначают вид транспорта).
- Верно. Какие виды транспорта они обозначают? (Воздушный, наземный и водный)
- Пока будет звучать музыка, соблюдая правила дорожного движения, вы должны передвигаться по группе. Как только музыка закончится, вы должны встать у того знака, который обозначает вид вашего транспортного средства.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен транспорт?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Правильно, чтобы перемещаться (ездить, плавать, летать) в пространстве от одного места в другое.
Люди с давних пор верили в чудеса и мечтали летать, плавать и ездить. Придумано было много сказок, где волшебный ковер - самолет или сапоги - скороходы переносили людей по воздуху. Как вы думаете, это какой вид транспорта? ( Воздушный)
Показ слайдов: «История воздушного транспорта»
Воспитатель: -Да, это воздушный вид, только это волшебный транспорт, а если говорить о реальном настоящем транспорте и отправиться в путешествие в прошлое, то мы увидим, что первым воздушным транспортом был – воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести их на большое расстояние. Он летал за счет воздуха, подогретого горелкой. Но, увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Затем появился дирижабль, уже управляемое воздушное судно, и только позднее стали появляться аэропланы, похожие на наш современный самолет. Помещался в них один или несколько человек.
В современный самолет может поместиться более 1000 пассажиров. Управляет самолетом - пилот.
Еще есть вертолеты, они похожи на стрекозу из-за лопастей наверху кабины.
Недостатки вертолета – он медленнее самолета и не такой вместительный, но зато он может приземлиться и взлетать с маленькой площадки, а самолету необходима взлетно-посадочная полоса.
При помощи вертолетов спасают людей в горах, в лесу, на море. Лесные пожары без вертолета тоже не обойдутся. Полицейские патрулируют город на вертолетах.
- Вот какой он необходимый.
- Сейчас посмотрим, как вы запомнили воздушный транспорт. Мы поиграем с вами в игру «Что летает?»
Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков.
- Я вам называю вид транспорта и поднимаю руки в стороны («ЛЕЧУ»). Вы должны подумать может ли летать данный вид транспорта, и если да - то поднять руки как я, если не летает – то опустить руки вниз.
Показ слайдов: «История водного транспорта»
- Но не только летать мечтал человек, но и плавать по воде. Первым водным транспортом стало бревно.
Человек заметил, что оно не тонет и способно удерживать вес человека на воде.
Люди взяли несколько бревен, связали их вместе и получился плот. Позднее смастерили лодку, выдолбив каменным топором середину ствола. Затем человек изобрел и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Так он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Посмотрите, какие сейчас стали лодки. Их делают из резины, она легкая и прочная, ее можно сложить и убрать в машину. Дальше к лодке прикрепили мотор и скорость передвижения значительно увеличилась. Например, на катерах- небольших суднах, скорость свыше 200 км/час (вспомните скутеры – спортивные катеры, спасательные патрульные катера).
Кроме маленьких есть огромные судна, которые, как и самолеты бывают пассажирскими и грузовыми. Управляет кораблем – командир корабля – капитан.
Посмотрите, это - пассажирский лайнер, который напоминает многоэтажный дом.
Воспитатель: - Ребята скажите, а транспорт может двигаться и работать без чьей-то помощи?
Игра «Кто, чем управляет?» – проводится с использованием мяча. (Дети стоят полукругом).
– Кто управляет самолетом? (летчик)
– Кто управляет машиной? (шофер, водитель)
– Кто управляет ракетой? (космонавт)
– Кто управляет пароходом? (капитан)
– Кто управляет вертолетом? (летчик)
– Кто управляет автобусом? (водитель)
– Кто управляет поездом? (машинист)
– Как одним словом назвать то, что мы назвали? (профессии)
Воспитатель: - И с этим заданием вы тоже хорошо справились. Молодцы! А какой вид транспорта мы еще не рассмотрели? (Наземный)
Показ слайдов «История наземного транспорта»
Когда-то давным – давно, когда еще не было машин, люди ходили пешком, где хотели. Дорожные знаки были не нужны. Потом люди стали ездить на лошадях. А чтобы перевозить грузы, лошадей запрягали в повозки. Так появился первый транспорт – гужевой транспорт. Давайте все вместе повторим это сложное слово – гужевой транспорт. Запрягать можно не только лошадей, но и собак и оленей, верблюдов. И так к гужевому транспорту относятся лошади, собаки, олени, верблюды. Лошадей запрягали в кареты (помните, как в сказке про Золушку). Позднее даже были проложены рельсы и лошадь тянула небольшие вагончики с пассажирами. Затем повозку сменил трамвай, автобус и троллейбус. Автобус и троллейбус двигаются на резиновых колесах, только автобус заправляют топливом, а троллейбус движется за счет электрической энергии, поступающей к его двигателю через провода. У трамвая железные колеса, которые громко стучат по рельсам, питается он электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой.
Важным наземным транспортом является поезд. А раньше это был паровоз, в котором нужно было топить печку углем, чтобы он мог передвигаться. Если у трамвая 1-2 вагона, то у поезда их много. Первый вагон – локомотив, которым управляет машинист. Весь этот транспорт называется общественным, и перевозит много пассажиров.
- Но есть еще транспорт, который имеется практически в каждой семье – как вы думаете, что это за транспорт? (автомобиль)
Сначала он выглядел как трехколесный велосипед. Постепенно он видоизменялся и приобрел крышу, двери, резиновые шины.
Автомобиль сегодня разгоняется до очень высоких скоростей. Поэтому машине необходимы тормоза и другие системы безопасности (детское сиденье, ремни и подушки безопасности).
- Ну а теперь, ребята, пришла пора немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка
Мы с пилотом полетаем.
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Левое крыло вперед, правое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре - полетел наш самолет.
На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)
Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)
Чух-чух-чух-чух!
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
По очереди включаю детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта: скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Упражнение «Спрятанная картинка».
Воспитатель предлагает детям листочки бумаги, на которых нарисованы точки, обозначенные цифрами. Дети должны соединить цифры по порядку, угадать, какой вид транспорта получился, и заштриховать его.
Заключительная часть:
Воспитатель: - Вспомните, пожалуйста, чем мы сегодня занимались, что мы делали? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Вы все большие молодцы, со всеми заданиями справились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование целостной картины мира
Тема статьи раскрывает, как в нашей школе через образовательную среду мы формируем у первоклассников целостную картину мира. При изучении общей темы мы с помощью слова, звука, линии, цвета, раскр...
Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания
Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...
Конспект занячтия по закреплению лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе детей с ОНР. Тема:"Дикие и домашние птицы"
Закрепление падежных конструкций с предлогами "У", "ОТ", формирование навыкам правильногшо употребления притяжательных прилагательныз, уточнение и расширение словаря по теме"Дикие и домашние птицы"...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Свойства воды »
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:1.Образовательные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира «Как работает почта» (проект: «Посылка лесным жителям»)
Программные задачи:Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое в...