Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Горы и равнины России"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Эта технологическая карта поможет организовать внеурочное занятие с использование возможностей проектно-исследовательской среды ГлобалЛаб (проект «Горы – к небу, вдаль – равнины»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного мероприятия (ФГОС)
Тема: Исследование рельефа своего региона
Класс: 4 класс
Виды внеурочной деятельности:
- Познавательная
- Туристско-краеведческая
Модель внеурочной деятельности:
- Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности – программа «Совместная проектно-исследовательская деятельность в образовательной среде ГлобалЛаб»
Цель: Знакомство детей с понятиями «рельеф», «ландшафт», опережающее знакомство с внутренними и внешними силами Земли и формами рельефа, которые они образуют. Обеспечение активизации интеллектуальных интересов учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской деятельности;
- развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный исследовательский продукт;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
Ключевые вопросы: Что такое рельеф? Что такое ландшафт? Какие формы рельефа характерны для вашего региона? Какое влияние оказывают виды ландшафтов на ваше эмоциональное состояние?
Направление воспитательной деятельности: общеинтеллектуальное
Форма проведения мероприятия: подготовка проекта к уроку
Методы и приемы:
(могут использоваться все или выборочно в зависимости от задач конкретного педагога)
Метод экскурсий
Проблемное обучение
Метод проектов
Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение
Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (интерактивная доска) презентация «Горы и равнины России»
Предварительная подготовка:
Роль педагога:
- создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, написание необычного объявления
- подбор содержательного материала
- определение средств
Роли и поручения детям.
- Подготовить фотографии с изображением различных форм рельефа, это могут быть фотографии, сделанные в вашем регионе, например, возле школы или там, где живут учащиеся, также это могут быть фотографии, которые они привезли из поездок.
Раздаточный материал:
- Толковый словарь.
Цифровые образовательные ресурсы:
- https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/priroda-rossii/ravniny-i-gory-rossii
- https://globallab.org/ru/project/cover/gory_k_nebu_vdal_ravniny.ru.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/19/prezentatsiya-gory-i-ravniny-rossii
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
1 этап
Самоопределение к деятельности
Вступительное слово учителя
На уроке окружающего мира вы уже совершили путешествие по карте нашей Родины и увидели, какие интересные географические объекты есть в нашей стране. Сегодня мы с вами поговорим о горах и равнинах нашей страны подробнее и узнаем о них больше. Все эти знания потребуются нам, чтобы сделать географическую карту более живой, чтобы добавить к ней различные иллюстрации и дополнительные материалы.
Посмотрите, пожалуйста, на 1 слайд нашей презентации.
Вы видите здесь два незнакомых слова «рельеф» и «ландшафт». Можете ли вы предположить, что они означают?
Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение
Формируемые УУД:
Коммуникативные
Регулятивные (самоопределение к деятельности)
2 этап
Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.
Учитель организует дискуссию учащихся.
Показывает следующие слайды (3, 4, 5) презентации о формах рельефа. Оказывается рельеф есть не только у Земли, но и у других планет, а гора Олимп на Марсе намного выше самой высокой горы Земли
Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками
Учащиеся высказывают предположения о том, что они будут делать на этом занятии.
Формируемые УУД:
Личностные, коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)
3 этап
Постановка учебных задач
Слово учителя.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего занятия
Тема «Рельеф нашего края»
Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач:
Какие задачи мы должны решить на нашем мероприятии и какими средствами вы предлагаете решить проблему – познакомить участников из других регионов с особенностями рельефа нашего края?
Учащиеся формулируют тему занятия, учебные задачи
Формируемые УУД:
Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные
4 этап
Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии
Учитель просматривает с учащимися презентацию, на каждом слайде использует представленный материал, чтобы организовать дискуссию с учащимися в том объёме и направлении, какое посильно для этих детей и соответствует их познавательным интересам.
Деятельность учащихся
Смотрят презентацию, участвуют в обсуждении представленных материалов.
Формируемые УУД:
Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать)
5 этап
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.
Работа в группах
Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы, использует возможности проектно-исследовательской среды ГлобалЛаб
https://globallab.org/ru/project/cover/gory_k_nebu_vdal_ravniny.ru.html
Наша с вами задача заполнить анкету проекта, чтобы показать другим участникам, как выглядит поверхность Земли в нашем регионе. А может быть кто-то из вас хочет рассказать о тех местах, где он побывал в путешествии.
Учащиеся разбиваются на группы. Предлагают виды продукта проекта, который хотела бы подготовить группа, это могут быть стенгазеты с фотографиями и описаниями, рассказ о путешествии, карта, где разные интересные географические объекты отмечены флажками. И, конечно же, это будет интерактивная анкеты в проекте ГлобалЛаб (или несколько анкет, если ребята хотят рассказать о разных формах рельефа).
Учащиеся выполняют задания с использованием цифровых образовательных ресурсов, анализируют изученный материал, решают поставленные задачи, оценивают ответы друг друга
Формируемые УУД:
Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания, работа с предложенными ЦОРами)
6 этап
Работа над проектом. Принятие критериев оценки
Учитель организует работу групп учащихся по числу выбранных форм представления информации о формах рельефа своего края или других мест.
Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к принятию критериев оценки
Учащиеся выполняют задания в группах, используя подготовленный материал и материал ЦОР:
Формируемые УУД:
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .
7 этап
Защита проектов
Учитель организует защиту проекта
Учащиеся защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям.
Формируемые УУД:
Коммуникативные, личностные, регулятивные
8 этап
Рефлексия деятельности
Учитель организует проведение рефлексии
На доске нарисована гора (дети получают фишки синяя, зелёная, красная). Поставьте фишки этих цветов на гору:
1.синий (размещается на вершине) – всё получилось, было интересно
2. зелёный (размещается посередине склона) – не всё получилось, настроение менялось
3.красный (остаётся у подножия горы) – было трудно и скучно
Учащиеся оценивают мероприятие, размещают фишки на горах, цвет и положение фишек соответствует их состоянию на мероприятии.
Формируемые УУД:
Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)
Прогнозируемый результат:
В ходе внеклассного занятия учащиеся расширяют свои представления о различных формах рельефа, готовятся к изучению географии в 5 классе, начинают понимать, как силы Земли формируют вид поверхности Земли, больше узнают о природе своего края.
На занятии учащиеся учатся:
- принимать и сохранять поставленную задачу;
- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка)
- осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;
- слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;
Автор: Злочевская Яна Олеговна
Место работы, должность: ведущий тьютор, ООО «ГлобалЛаб»
Регион: Москва и Московская область
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: учитель начальных классов
Класс(ы): 4класс
Предмет(ы): Внеклассная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.
Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...
Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».
Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....
Технологическая карта внеурочного занятия «Путешествие по России».
Технологическая карта внеурочного занятия «Путешествие по России»....
Технологическая карта внеурочного занятия «Символы России».
Технологическая карта внеурочного занятия «Символы России»....
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Орлята России"
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Орлята России"по теме: "Орленок-хранитель исторической памяти".4 класс...