Рабочая программа по окружающему миру Перспективная начальная школа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального обучения для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_okr.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения
- сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные УУД
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные УУД
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
- понимать особую роль России в мировой истории;
- рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- прочитать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание тем учебного курса
№ | Раздел | Кол-во | Из них | |
часов | Практ/работы | Конт/работы | ||
1 | История Отечества | 7 | 1 | |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 | 1 | |
3 | Путешествие по природным зонам | 13 | 1 | |
4 | Родной край – часть великой России | 11 | 1 | |
5 | Человеческий организм | 11 | 1 | |
6 | Изучаем органы чувств | 8 | 1 | |
7 | Путешествуем по странам мира | 6 | 1 | |
8 | Москва как летопись истории России | 5 | 1 | |
9 | Мы – граждане России | 3 | 1 | |
Итого: | 68 | 9 |
Тематическое планирование
№ п/п | № по теме | Название темы |
История Отечества (7 часов) | ||
1 | 1 | Древние славяне |
2 | 2 | Древняя Русь |
3 | 3 | Крещение Руси |
4 | 4 | Борьба Руси с западными завоевателями |
5 | 5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья |
6 | 6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба) |
7 | 7 | Обобщение по теме «Древние славяне» |
Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | ||
8 | 1 | Солнечная система |
9 | 2 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца |
10 | 3 | Природные зоны нашей страны. |
11 | 4 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде) |
Путешествие по природным зонам России (13 часов) | ||
12 | 1 | Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба) |
13 | 2 | Животные ледяной зоны. Арктика и человек |
14 | 3 | Тундра |
15 | 4 | Тундра и человек |
16 | 5 | Зона лесов. Растения зоны лесов |
17 | 6 | Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей |
18 | 7 | Зона степей |
19 | 8 | Степь и человек |
20 | 9 | Зона пустынь |
21 | 10 | Жизнь человека в пустыне |
22 | 11 | Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. |
23 | 12 | Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье |
24 | 13 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде) |
Родной край – часть великой России (10 часов) | ||
25 | 1 | Твой родной край |
26 | 2 | Московское время |
27 | 3 | Карта твоего края |
28 | 4 | Поверхность и водоемы твоего края |
29 | 5 | А что можешь сделать ты? |
30 | 6 | Полезные ископаемые твоего края |
31 | 7 | Растения твоего края |
32 | 8 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные |
33 | 9 | Народные промыслы твоего края |
34 | 10 | Заповедные места твоего края |
35 | 11 | Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». (Готовимся к олимпиаде) |
Человеческий организм (11 часов) | ||
36 | 1 | Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам) |
37 | 2 | Путешествие в мир клеток. |
38 | 3 | Самый большой орган чувств |
39 | 4 | Как человек двигается |
40 | 5 | Пищеварительная система |
41 | 6 | Система кровообращения |
42 | 7 | Познакомимся с дыхательной системой |
43 | 8 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие |
44 | 9 | Как почки удаляют из организма вредные вещества |
45 | 10 | Нервная система человека |
46 | 11 | Обобщение по теме «Человеческий организм» Готовимся к школьной олимпиаде. |
Изучаем органы чувств (8 часов) | ||
47 | 1 | «Как мы воспринимаем окружающий мир» Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба) |
48 | 2 | Высуни язык и скажи: «А» |
49 | 3 | «Взгляд» на глаз |
50 | 4 | Ухо не только орган слуха |
51 | 5 | Ухо – орган равновесия |
52 | 6 | Распознавание предметов путем соприкосновения |
53 | 7 | Советы врача |
54 | 8 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде |
Путешествие по странам мира (6 часов) | ||
55 | 1 | Границы России |
56 | 2 | Границы России |
57 | 3 | Соединенные штаты Америки (США) |
58 | 4 | Великобритания |
59 | 5 | Франция |
60 | 6 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». (Готовимся к олимпиаде) |
Москва как летопись истории России (5 часов) | ||
61 | 1 | День народного единства |
62 | 2 | Москва: память о войне 1812 года |
63 | 3 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов |
64 | 4 | Памятники Москвы покорителям космоса |
65 | 5 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России» |
Мы – граждане России (3 часа) | ||
66 | 1 | Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация |
67 | 2 | Основной закон страны – Конституция России. |
68 | 3 | Президент России Обобщение по теме: «Мы – граждане России» |
Президент России
- 3 Обобщение по теме: «Мы – граждане России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...