Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_oom_2_klass.docx | 82.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)
- «Примерных программ начального общего образования»;
Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
- с положением о рабочей программе учебного предмета ГБОУ Школа № 929;
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Учебно - методический комплект:
Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Объем программы: на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа рассчитана на 68 часов в год. (34 рабочих недели по 2 часа в неделю).
Общая характеристика предмета.
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Содержание
Введение. Что окружает человека (1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (14 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Кто живет рядом с тобой (6ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.
Мы — жители Земли (9 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества (23 ч)
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек. (2ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лесопарк « Дубки», на водоем в Тимирязевскую академию ; в школьный музей. Экскурсии в исторический и зоологический музеи.
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение. Что окружает человека | 1 |
2 | Кто ты такой | 14 |
3 | Кто живет рядом с тобой | 6 |
4 | Россия — твоя Родина | 13 |
5 | Мы — жители Земли | 9 |
6 | Природные сообщества | 23 |
7 | Природа и человек. | 2 |
Итого : 68 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Метапредметные результаты обучения:
Ученик может научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
В области познавательных УУД:
- ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
- ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
- ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой.
График проверочных работ:
№ | Тема проверочной работы | Вид контроля | Форма контроля | Дата | Примечание | |
план | факт | |||||
| Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье» | текущий | тест | октябрь | ||
| Проверь себя «Россия — твоя Родина» | текущий | тест | декабрь | ||
| Проверь себя | рубежный | тест | январь | ||
Проверь себя «Мы – жители земли» | текущий | тест | февраль | |||
Проверь себя «Природные сообщества» | текущий | тест | апрель | |||
Комплексная итоговая работа | итоговый | Комплексная работа | май | |||
Учебно - методический комплект:
Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
- Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир мир: 2 класс: Рабочие тетради к учебнику в 2 частях. – 5 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2013
- Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир мир: 2 класс: Рабочие тетради к учебнику в 2 частях. – 5 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2014
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика осн. видов д-ти | Планируемые УУД | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | Дата | ||||
план | факт | |||||||||||
1. | Введение. Что окружает человека | Сравнение понятий: «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» | Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты. | «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | текущий | |||||||
Кто ты такой- 14 часов. | ||||||||||||
2. | Я, ты, он, она…Все мы люди. | Чудеса природы. Чудеса, созданные человеком. | Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее». | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | текущий | Прочитать стихотворение Р. Сефа | ||||||
3. | Наши помощники органы чувств. | Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов». | текущий | С. 10 – 12 Работа с табл: классификация продуктов по вкусу. | |||||||
4. | Наши помощники органы чувств. | Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Чтение и обсуждение текстов. Учебный диалог: «Обладают ли животные обонянием и вкусом?». | текущий | Р.т. №14,15. | |||||||
5. | Поговорим о здоровье | Сравнение понятий: «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима | Учебный диалог: «Что такое здоровье?». Работа с иллюстративным материалом: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной» | текущий | «Какого человека можно назвать здоровым?». | |||||||
6. | Поговорим о здоровье | Сравнение понятий: «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника. Составление режима дня. | Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел». | текущий | С.13 – 15(прочитать). «Если ты себя плохо чувствуешь». | |||||||
7. | Режим дня | Обсуждение правил организации труда | Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Учебный диалог: «Правила организации жизни школьника дома», | текущий | С.16 – 18(прочитать). Составить памятку «Режим дня второклассника». | |||||||
8. | Режим дня. | Обсуждение вопроса: «Что такое физическая культура?». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», учебный диалог, обсуждение проблемы «Что можно делать одновременно», рассказ учителя о часах и времени. Упражнение на определение времени по часам. | текущий | Чтение текста «Этот удивительный мир». | |||||||
9. | Физическая культура. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: придумать веселую историю про мальчика, который не любит физкультуру. | Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Смешинки» | текущий | С.19 – 21(прочитать). Составить комплекс утренней гимнастики. | |||||||
10. | Физическая культура. | Обсуждение вопросов: «Зачем человек питается? Какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы?». Работа | Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды. | тест | С.23(прочитать).Составить памятку «Правила закаливания». | |||||||
11. | Почему нужно правильно питаться. | Обсуждение вопросов: зачем нужны нашему организму витамины, полезен ли сахар? Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника. | Работа с информацией, представленной в виде схемы. Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?». | текущий | Р.т № 26 – 28. Чтение текста «О витаминах». | |||||||
12. | Почему нужно правильно питаться. | Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника. | Работа с иллюстрациями, представление полученной информации в таблице. | текущий | С. 24 – 25(прочитать). Составление памятки «Что полезно для организма; Что вредно для организма». | 2 цикл | ||||||
13. | Почему нужно правильно питаться. | Обсуждение вопросов: «Кого называют осторожным человеком? | Работа в парах: «Полезен ли сахар». Дидактическая игра: «Умеешь ли ты есть?» | текущий | С.26-27 Дифференцированные задания: рубрик «Этот удивительный мир», «Что происходило на нашей земле давным-давно». | |||||||
14. | Почему нужно быть осторожным | Обсуждение вопросов: «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста учебника. | Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | текущий | С. 28 – 29(прочитать). Знать дорожные знаки. | |||||||
15. | Почему нужно быть осторожным. Проверь себя «Кто ты такой. Твое здоровье». Тест. | Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка – это хорошо или плохо?» | Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Соотнеси дорожный знак с его значением» Учебный диалог: «Можно ли изменить себя?» Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек» | тест | С. 29 – 30 (прочитать). Составить памятку «Чтобы избежать неприятности» | |||||||
Кто живёт рядом с тобой? – 6 часов. | ||||||||||||
16. | Что такое семья. | Обсуждение вопроса «Что такое семья?». Работа с рисунком-схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки». | Работа с учебником. Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме. Рассказ-описание по рисунку: «Семья Саши Соловьёва». Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей».. Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текста). | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | текущий | С. 30 – 32 Читать стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой», пословицы о семье. | ||||||
17. | Что такое семья. | Обязанности в семье. Обсуждение вопроса «Существует ли «жен-ский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник» | Оценка жизненной ситуации «Помощник». Обсуждение проблемной ситуации «Женский и мужской труд в семье». Работа в парах: объяснение смысла пословиц о семье. Рассказ от первого лица по воображаемой ситуации «Жили на чердаке старые вещи…». | текущий | С. 32 – 33 (прочитать). Подготовить рассказ «Семейные праздники». | |||||||
18. | Что такое семья. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использование иллюстраций). Работа с рубриками: «Что происходило на нашей земле давным-давно» и «Картинная галерея» (картина Б. Кустодиева «Ярмарка»). Рассказы детей: «Семейные праздники». Учебный диалог: «Как выбрать подарок». Дифференцированные задания: чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день». Рассказ-описание: «Мой воскресный день». | текущий | Составить рассказ «Как семья отдыхает». | |||||||
19. | О правилах поведения. | Обсуждение понятия «правила поведения». Составление рассказов про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость». Ролевые игры: «Театр», Библиотека». | Обсуждение проблемной ситуации на основе выбора: «Зачем придумали правила поведения». Работа со схемой: «Какие бывают правила». Сочинение: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору). Ролевые игры: «Театр», «Библиотека». | текущий | С. 33 – 34 (прочитать). Составить «Правила дружбы» | |||||||
20. | О правилах поведения. | Обсуждение вопроса «правила дружбы». Разыгрывание сценок. | Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «У Вари был чиж». Учебный диалог: Обсуждение разных жизненных историй. Беседа «Правила дружбы» | текущий | С. 35 – 37 (прочитать). Как вести себя в общественных местах. | |||||||
21. | О правилах поведения. | Работа с текстом учебника. Составление памятки «Правила дружбы». Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чем я говорю». | Обсуждение текста учебника. Ролевая игра: «Какие мимика и жесты могут обидеть». Учебный диалог «Правила поведения в театре» (на основе иллюстративного материала). Ролевая игра: сценки в театре. Работа в группах: оценка поведения детей. | тест | С. 38 – 39 (прочитать). «Какие мимика и жесты могут обидеть». | |||||||
Россия – твоя Родина – 13 часов. | ||||||||||||
22. | Родина – что это значит. | Беседа на тему «Наша Родина – Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы. | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям. Ориентироваться в понятии«Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России. | текущий | С. 44 – 46 (прочитать).Пословицы о Родине. | 3 цикл | |||||
23. | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась. | Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу. Исторические места и памятники родного города. | Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов) | текущий | С. 47 – 49 (прочитать). «Как можно узнать об истории города» Подготовить рассказ об истории своего города. | |||||||
24. | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась. | Беседа по тексту и иллюстрациям учебника и рабочей тетради | Обсуждение текста «Как можно узнать о прошлом города?». Чтение и обсуждение текста «Как Русь начиналась». | текущий | Подготовить сообщения о Москве. | |||||||
25. | Москва – столица России | Экскурсия по родному городу. | Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин А. Васнецова «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Ролевая игра: «Путешествие по Москве». | текущий | С.50 – 52 (прочитать). Подготовить сообщения о городах России. | |||||||
26. | Москва – столица России | Сравнение слов история и случай. Беседа на тему «Что такое история». | Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по Москве (с использованием иллюстраций). Выставка фотографий «Москва – столица России» | текущий | Принести иллюстрации городов России. | |||||||
27. | Города России. | Беседа на тему «Славяне – предки русских людей». Работа с текстом учебника, рубрикой «Картинная галерея». | Ролевая игра: «Путешествие по городам России». Задание: ты - экскурсовод, проведи экскурсию по городу (с использованием иллюстраций). Рассматривание иллюстраций (фото) городов России, составление рассказа-описания «Города Золотого кольца России». | тест | С. 53 – 56 (прочитать). рассказ-описание «Мой город». | |||||||
28. | Родной край - частица Родины. | Чтение и обсуждение текста и иллюстраций учебника. Беседа «Русская трапеза». Занятия славян. Сведения об истории развития земледелия. | Экскурсия по родному городу: знакомство с достопримечательностями. Индивидуальное задание: рассказ-описание «Мой город». Работа с иллюстрациями и текстами. | текущий | С. 57 – 59 (прочитать). «Зачем человек трудится». | |||||||
29. | Как трудятся россияне. | Знакомство с первыми русскими князьями. Работа с текстом учебника, рассказ о князе Олеге, рубрикой «Картинная галерея». | Решение проблемы (выбор альтернативы): зачем человек трудится. Работа со схемой «Зачем человек трудится». Игровая минутка: «чтение» рисунков (какие пословицы «спрятаны» в рисунках). Учебный диалог: обсуждение проблемы «Хлеб в жизни человека». Дидактическая игра: «Хлебные изделия». | текущий | Подготовить рассказ о профессиях своих родителей. | |||||||
30. | Как трудятся россияне. | Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Рассказ учителя: «Труд славян в сельской местности». Чтение и обсуждение текста «Русская трапеза». Составление описания по картине А. Пластова «Жатва» с опорой на план. 1. Когда происходит действие картины (в какое историческое время)? 2. Какие детали картины говорят об этом? 3. Кто герои этой картины? 4. Какой момент трудового дня изобразил художник? 5. О каких качествах детей можно рассказать, анализируя сюжет картины? | текущий | Чтение текста «Русская трапеза» | |||||||
31. | Все профессии важны. | Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради. | Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист». Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» (с опорой на рисунки учебника). Дифференцированное задание: работа с рубрикой «что происходило на нашей Земле давным-давно». Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки). | текущий | Подготовить сообщения о символах Родины. | |||||||
32. | Мы – граждане России.Проверь себя «Россия — твоя Родина». Тест. | Беседа «Профессии наших родителей». | Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о государственном устройстве России. Рассматривание государственных символов России герба и флага. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «Устный счёт» | тест | С. 60 – 63 (прочитать). Подготовить сообщение о правах взрослых и детей. | |||||||
33. | Мы – граждане России. | Беседа с использованием иллюстраций «Москва – столица России». Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт-Петербурга». Рассказ учителя «Дом на Мойке» | Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | текущий | С. 64 – 66 Подготовить рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность». | 4 цикл | ||||||
34. | Россия – многонациональная страна. | Встреча с родителями. Рассказы родителей и детей: «Мой народ. Моя национальность». Выставка: «Культура разных народов». | текущий | С. 70 – 72 (прочитать) | ||||||||
Мы жители Земли – 9 часов. | ||||||||||||
35. | Твоё первое знакомство со звёздами. | Обсуждение вопроса: | Учебный диалог: «Почему люди смотрят на звезды?» Работа с текстом «Солнечная «семья»» и схемами учебника. Воображаемая ситуация: «Что расскажут о Солнце люди разных профессий?» | Характеристика планет Солнечной системы. Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растениякак живого существа. | рубежный | С. 73 – 75 (прочитать). Сравнить схемы, рассказать по ним о звёздах. | ||||||
36. | Твоё первое знакомство со звёздами | Знакомство с глобусом – моделью Земли. Выполнение заданий | Рассказ учителя: как представляли Солнечную систему наши предки? Сравнение схем, изображающих Землю в представлениях предков и современных учёных. Работа с рубрикой «Что происходило на Земле давным давно». | текущий | С. 76 – 78 вопрос «Почему открытие Коперника было очень важным?» | |||||||
37. | Чем Земля отличается от других планет? | Обсуждение вопроса: | Чтение и обсуждение текста «Чем Земля отличается от других планет?». Подготовка и обсуждение выводов: «Солнце – ближайшая к Земле звезда. Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна». | текущий | С. 79 – 81 (прочитать). Наблюдения: Луна в ясную погоду. | |||||||
38 | Проверь себя | Рубежное тестирование. | ||||||||||
39. | Чем Земля отличается от других планет? Проверь себя «Мы – жители земли». Тест. | Работа с рисунком-схемой в учебнике. Выполнение заданий в тетради. | Работа в группах: проведение опыта – изменение положения Луны при вращении Земли. Рассматривание фотографий: полнолуние, молодой месяц, выпуклая Луна. Упражнения на ориентирование по глобусу. | тест | С.81 – 82 (прочитать). Дифференцированное задание: чтение и анализ стихотворения Дж.Родари «У лунного моря…». | |||||||
40. | В некотором царстве… | Чтение и сравнение текстов. Учебный диалог «Если быстро бегать». Выполнение заданий в тетради. | Заполнение схемы «Царства живой природы». Дидактическая игра: «Кто больше». Рассказ-описание: «О чём нам могли бы рассказать звери и птицы». Чтение и обсуждение текста «Бактерии». Рассматривание бактерий (с использованием микроскопа, слайдов, компьютерных иллюстраций). | текущий | Сочинить стихотворные строчки – удивление. | |||||||
41. | Грибы. | Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии».Выполнение заданий в тетради. | Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника «Гриб – какой он?». Подготовка вывода: грибы – царство природы, грибы отличаются по внешнему виду, строению и пользе для человека. Рассказ-описание «Какой он, Гриб?» | текущий | С. 83 – 85 Составить памятку: «Ядовитые грибы» и придумать блюда из грибов. | |||||||
42. | Какие животные живут на Земле. | Работа с иллюстративным материалом учебника. Составление схемы «Жилища животных» | Экскурсия в музей. Вопросы для обсуждения: 1. Какие животные объединяются в группы (классы); 2. Чем они похожи на других представителей этой группы и чем отличаются; 3. Какой главный (существенный) признак животных данного класса (данной группы)? | текущий | С. 90 тетрадь с.67,68.вопросы Рассказ о том, какие бывают растения | |||||||
43. | Разнообразие растений. | Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение». Выполнение рисунков по теме. Рассматривание частей растений, зарисовка. Анализ текста учебника. Выполнение заданий в тетради. | Воображаемая экскурсия в биологический музей. Дети выступают в роли экскурсоводов, рассказывают о том, какие бывают растения (с опорой на иллюстрации). Дидактическая игра: «Кто больше назовёт растений». Работа с гербарием (натуральными объектами): составление описаний (паспортов) растений. Учебный диалог: «Какие бывают цветки и плоды». Опыт: «Как развивается растение» посадка семян бобовых. | текущий | С. 86 – 88 (прочитать). С.91 – 94 читать. Наблюдения и фиксация результатов опыта в рисунке-схеме. | |||||||
Природные сообщества – 23 часа. | ||||||||||||
44. | Среда обитания. | Экскурсия в лес (лесопарк). Сравнение «жителей» разных этажей леса. Создание рисунка-схемы. | Беседа: «Каждое живое существо привыкает к определённому месту обитания (природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и в огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры. | текущий | Р.т. № 69,70. | ||||||
45-46. | Лес и его обитатели. | Заочная экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея» и текстами учебника «Лес – многоэтажный дом». | текущий | С. 98 – 99 (прочитать) | 5 цикл | |||||||
47. | Деревья леса. | Опыт с семенами бобовых. Наблюдение и фиксирование результатов в схеме. | Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща». | текущий | Р.т № 71 – 73. Индивидуальные задания: составить паспорт дерева. | |||||||
48. | Кустарники леса. | Проектная деятельность «Паспортизация деревьев». | Экскурсия в парк. Обсуждение вопросов: какие кустарники растут в парке? Как они выглядят? Есть ли среди них лекарственные? Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвей. Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. | текущий | С. 102 – 106 (прочитать). Проектная деятельность: Сравнение листовой и цветочной почки в разрезе. | |||||||
49. | Травянистые растения леса. | Работа с текстами | Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши». | текущий | Работа с таблицей: обобщение информации на тему «Лесная аптека». | |||||||
50. | Травянистые растения леса. | Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. | Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника В. Рождественского о подорожнике. Подготовка ответа на вопрос: «Какие особенности животных подметил автор?». | тест | С.112 – 114 (прочитать). Подготовка к инсценировке: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». | |||||||
51. | Животные леса. | Работа с таблицей «Лесная аптека». Обсуждение вопроса «Как человек использует лес». | Дидактическая игра «Кто больше?» (классификация по принадлежности к классу). Инсценировка: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста). | текущий | С. 115 – 116 (прочитать). Индивидуальная работа: чтение стихотворений Б. Заходера «Ёжик» и «Лиса и крот». | |||||||
52. | Животные леса. | Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описательный рассказ по заданному началу. Учебный диалог: обсуждение проблемной задачи: «Почему кроты являются зверями?». | текущий | Заполнение таблицы «Животные леса»: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся. | |||||||
53. | Животные леса. | Беседа о змеях. Чтение текста об ужах. Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве». | Анализ текста, поиск информации на тему «Признаки пресмыкающихся». Рассказ учителя: «Неожиданная встреча. Как уберечь себя от змеи?» | текущий | С. 116 – 118 (прочитать). Сообщение о пресмыкающемся. | |||||||
54. | Животные леса. | Работа в группах «Правила поведения в лесу» (составление памятки) | Чтение и обсуждение текста «Насекомые леса». Учебный диалог? «Почему жуки так называются?». Коллективный вывод: «Какую пользу приносят муравьи?». | тест | Р.т. № 90 – 91. Составить памятку «Если ты пришёл в лес» | |||||||
55. | Что мы знаем о воде. | Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Рассказ-рассуждение (на основе схемы): «Что такое вода?» Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки»... | текущий | С. 122 – 125 (прочитать). Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». | |||||||
56. | Что мы знаем о воде. | Практическое наблюдение за свойствами воды. Проведение опытов. | Составление схемы «Круговорот воды в природе». Опыты: определение свойств воды и её состояний | текущий | Рассказ по схеме «Круговорот воды в природе». | |||||||
57-58. | Водоёмы и их обитатели. | Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Наблюдения: внешний вид, передвижение, питание рыб (в аквариуме). Обсуждение текста «Чем рыба отличается от других животных?». Коллективный вывод: «Рыбы – живые существа». | текущий | Р. т. рубрика «Проверь себя», с. 129-133 Составить рассказ - описание «Животные морей и океанов» | 6 цикл | ||||||
59. | Водоёмы и их обитатели. | Классификация морских животных по признаку «рыбы – млекопитающие». Дифференцированное задание: работа с рубрикой «Этот удивительный мир»; составление описательного рассказа по картине И. Айвазовского «Корабль у моря». | текущий | Знать классификация морских животных | ||||||||
60. | Водоёмы и их обитатели. | Беседа с использованием иллюстративного материала. Рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов», выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа «Кто такие земноводные», рассматривание рисунка в учебнике. Обсуждение проблемы «Почему природе нужны все?». | Индивидуальное задание: рассматривание рисунков животных – обитателей болот, составление рассказа-описания. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Кто такие земноводные?», «Природе нужны все». Обсуждение пищевой цепи, подбор аргументов её обоснованию. | текущий | С. 141 – 145 (прочитать). Рассказать о земноводных. | |||||||
61-62. | Луг и его обитатели. | Экскурсия на луг. Наблюдение и сравнение сообществ луг и лес. Ответы на вопросы: есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? Работа с текстами учебника. | Заочная экскурсия на луг. Обсуждение вопроса: «Какие травянистые растения растут на лугу». Чтение и обсуждение текста «Растения луга» (с использованием иллюстративного материала). Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Коллективный вывод: «Травянистые растения луга. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос». | текущий | С. 146 – 148 (прочитать). Рассказ «Травянистые растения луга». | |||||||
63 | Луг и его обитатели. | Рассматривание и описание животных луга (по рисункам). Сравнение насекомых с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь». | Дидактическая игра «Кто больше?». Работа с таблицей: классификация по принадлежности «насекомые,птицы, звери». Логическая задача: докажи, почему паук не относится к насекомым. Пересказ текста «Зачем пчёлы танцуют». Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Почему луг нужно беречь?». | текущий | Составить таблицу «Насекомые,птицы, звери». | |||||||
64-65. | Поле и его обитатели. | Описательный рассказ по картине Г. Мясоедова «Косцы». Учебный диалог: «Животные поля», решение проблемных вопросов: «Узнай по описанию», обсуждение проблемы: «Зависит ли питание животных луга от их места обитания». | текущий | Пересказ текста «Лён – прядильная культура». | ||||||||
66. | Сад и его обитатели Проверь себя «Природные сообщества»Тест. | Беседа о плодовых деревьях. Рассматривание иллюстраций в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа с иллюстрациями и текстом учебника. | Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Плодовые культуры»: описание, сравнение внешнего вида, особенности произрастания. Дидактическая игра: «Угадай на вкус». Рассказ – рассуждение «Размножение растений черенками». чтение стихотворения Н. Красильникова «Удод», поиск в тексте ответа на вопрос «Можно ли сказать, что удод - птица южная?». Устное мини-сочинение «Яблонька». | тест | Р. т. № 101 – 103. Чтение и пересказ текста «Животные – обитатели сада» (с презентацией) | |||||||
Природа и человек – 2 часа. | ||||||||||||
67. | Человек – часть природы. Комплексная итоговая работа. | Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России. | Решение и обсуждение логической задачи: «Почему человек должен беречь природу, как самого себя» (на основе выбора альтернативы). Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всё на свете» и обсуждение вывода «Есть ли на свете вредные существа?» | Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе». Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). | итоговый | Дифференцированное задание: составление рассказа по схеме «Животные – друзья человека» | ||||||
68. | Человек – часть природы. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Красная книга России». Обсуждение жизненных ситуаций (учебник). | текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС
Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...
Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века
Рабочая программа по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Конц...
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа 3 класс "Окружающий мир"...