Рабочая программа "Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"в 3 классе
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Развитие речи - одна из важнейших ппроблем в начальной школе. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi.docx | 48.91 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе на 2015-2016 учебный год составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, сб.№1, М, 2010г. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
КТП рассчитано на 65 часов (согласно календарного графика ОУ).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
17 | 13 | 19 | 16 |
Всего: 65 |
Пояснительная записка
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже элементарными навыками связной речи.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Содержание программы
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Количество часов в неделю: 2
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
Название предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картине;
Название основных цветов, форму и размер предметов
Название дней: вчера, сегодня, завтра;
Название частей суток: утро, день, вечер, ночь;
Свое имя, фамилию, имя и фамилии родителей, ближайших родственников;
Свой адрес, проезд к школе и к дому;
Наизусть 2-3 коротких стихотворения;
Учащиеся должны уметь:
Отвечать на вопрос простой фразой;
Составлять предложения по несложной ситуативной картинке;
Связно высказывать по несложной сюжетной картинке;
Правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
Выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: уроки изучения нового материала; закрепления знаний, умений и навыков; проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков; анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного; повторение темы или раздела; тематические игровые уроки, урок с использованием ИКТ.
Методы обучения.
-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностю учебно-познавательной деятельности:Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Технологии обучения:
Традиционное обучение
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии обучения
Учение через обучение
Технология парного обучения
Перечень учебно-методического обеспечения ОП:
1.Учебники
2. Дополнительная литература
Е.Д.Худенко. Практическое пособие по развитию речи (часть I).М.: Просвещение Руссико, 1994.
II. Расчет часов на учебный год
Расчет часов на учебный год
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение материала | Контроль -ные часы(кол-во часов) | Часы регион. компонента | Всего |
1 | Времена года | 19 | 18 | 18 | |
2 | Овощи и фрукты | 6 | 6 | 6 | |
3 | Растения | 5 | 5 | 5 | |
4 | Улица, школа, адрес | 3 | 3 | 3 | |
5 | Деревья | 2 | 2 | 2 | |
6 | Транспорт | 3 | 2 | 2 | |
7 | Посуда | 1 | 1 | 1 | |
8 | Одежда, обувь | 4 | 4 | 4 | |
9 | Птицы | 9 | 9 | 9 | |
10 | Животные | 6 | 6 | 6 | |
11 | Насекомые | 3 | 3 | 3 | |
12 | Охрана здоровья. Человек | 7 | 6 | 6 |
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Дата | Практическая часть | Формы контроля | Наглядность, пособие |
I четверть | 17 | |||||
Сентябрь – осенний месяц | 1 | 01.09. | Наблюдения | Комбинированный | Картина об осени, стихи | |
Осень | 1 | 05.09. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Сюжетные картинки, календарь приро-ды | |
Овощи. Картофель | 1 | 08.09. | Комбинированный | Натуральные овощи | ||
Овощи. Капуста. Виды капусты | 1 | 12.09. | Составление пред-ложений по графи-ческим опорам | Комбинированный | Натуральные овощи | |
Овощи. Свекла | 1 | 15.09. | Игра «Волшебный мешочек» | Комбинированный | Натуральные овощи | |
Овощи. Горох | 1 | 19.09. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Натуральные овощи | |
Арбуз, дыня | 1 | 22.09. | Лексические упражнения | Комбинированный | Предметные картинки | |
Ягоды. Малина, земляника | 1 | 26.09. | Лексические упражнения | Комбинированный | Предметные картинки | |
Растения на клумбах. Астры, ноготки | 1 | 29.09. | Составление букета | Комбинированный | Предметные картинки, натуральные цветы | |
Улица, на которой расположена школа | 1 | 03.10. | Составление плана улицы | Комбинированный | План улицы | |
Улица, школа, адрес | 1 | 06.10. | Упражнения на вни-мание, работа по плану | Комбинированный | Карточки с заданиями | |
Середина осени. Экскурсия | 1 | 10.10. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Календарь природы, серия осенних картинок | |
Деревья. Дуб | 1 | 13.10. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Предметные картинки | |
Деревья. Тополь | 1 | 17.10. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Предметные картинки | |
Растения | 1 | 20.10. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Загадки | |
Растения | 1 | 24.10. | Комбинированный | Предметные картинки | ||
Транспорт | 1 | 27.10. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Предметные картинки | |
II четверть | 13 | |||||
Наземный транспорт | 1 | 10.11. | Отгадывание кроссворда | Комбинированный | Предметные картинки | |
Правила дорожного движения | 1 | 14.11. | Программированные задания | Комбинированный | Дорожные знаки | |
Посуда | 1 | 17.11. | Комбинированный | Предметные картинки | ||
Осень – время года | 1 | 21.11. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Календарь природы, стихи об осени | |
Декабрь – первый месяц зимы | 1 | 24.11. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Стихи о зиме | |
Начало зимы | 1 | 28.11. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Картины о зиме | |
Одежда | 1 | 01.12. | Упражнения, задания, игры | Комбинированный | Предметные картинки | |
Зимняя одежда | 1 | 05.12. | Программированное задание | Комбинированный | Предметные картинки | |
Обувь | 1 | 08.12. | Комбинированный | Предметные картинки | ||
Зимняя обувь | 1 | 12.12. | Комбинированный | Предметные картинки | ||
Зимние забавы детей | 1 | 15.12. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Картина «Зимние забавы» | |
Новый год | 1 | 19.12. | Составление текста поздравления | Комбинированный | Стихи, загадки, песни | |
Зимние каникулы | 1 | 22.12. | Работа с календарем | Комбинированный | Сюжетные картинки | |
III четверть | 19 | |||||
Птицы. Снегирь | 1 | 12.01. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Предметные картинки | |
Птицы. Синица | 1 | 16.01. | Комбинированный | Стихи о птицах | ||
Птицы. Грач | 1 | 19.01. | Выполнение заданий | Комбинированный | Предметные картинки | |
Птицы. Скворец | 1 | 23.01. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Предметные картинки | |
Перелётные птицы | 1 | 26.01. | Рассказ по плану | Комбинированный | Картины с изображением птиц | |
Зимующие птицы | 1 | 30.01. | Программированные задания | Комбинированный | Картины с изображением птиц | |
Домашние птицы. Курица | 1 | 02.02. | Анализ строения курицы | Комбинированный | Предметные картинки | |
Домашние птицы. Утки | 1 | 06.02. | Составление предложений | Комбинированный | Предметные картинки | |
Сравнение : утка - курица | 1 | 09.02. | Сравнение птиц | Комбинированный | Предметные картинки | |
Февраль – последний месяц зимы | 1 | 13.02. | Комбинированный | |||
Февральские приметы | 1 | 16.02. | Работа с приметами | Комбинированный | Приметы | |
Зима – время года | 1 | 20.02. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Календарь природы, стихи о зиме | |
Март – начало весны | 1 | 27.02. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Календарь природы, стихи о весне | |
Домашние животные. Коза | 1 | 01.03. | Анализ строения козы | Комбинированный | Предметные картинки | |
Домашние животные. Овца | 1 | 05.03. | Составление предложений | Комбинированный | Предметные картинки | |
Сравнение : коза - овца | 1 | 12.03. | Сравнение животных | Комбинированный | Предметные картинки | |
Дикие животные. Ёж | 1 | 15.03. | Выполнение заданий | Комбинированный | Предметные картинки | |
Дикие животные. Медведь | 1 | 19.03. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Предметные картинки | |
Весна в природе. Экскурсия | 1 | 22.03. | Наблюдение за природой | |||
IV четверть | 16 | |||||
Комнатные растения. Герань | 1 | 05.04. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Предметные картинки | |
Март – весенний месяц | 1 | 09.04. | Работа с календарем природы | Комбинированный | Календарь природы, стихи о весне | |
Раннецветущие растения | 1 | 12.04. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Предметные картинки | |
Насекомые. Муравей | 1 | 16.04. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Предметные картинки | |
Насекомые. Муха | 1 | 19.04. | Упражнения на внимание | Комбинированный | Предметные картинки | |
Животные | 1 | 23.04. | ||||
Насекомые. Животные | 1 | 26.04. | Сравнение насекомых и животных | Комбинированный | Предметные картинки | |
Весна – красна | 1 | 30.04. | Составление предложений | Комбинированный | Картины о весне | |
Охрана здоровья. Человек | 1 | 03.05. | Комбинированный | |||
Лицо, части лица, глаза | 1 | 07.05. | Отгадывание загадок | Комбинированный | Предметные картинки | |
Уши – органы слуха | 1 | 10.05. | Комбинированный | |||
Нос, язык – органы обоняния, осязания | 1 | 14.05. | Лексические упражнения | Комбинированный | ||
Зубы. Уход за зубами | 1 | 17.05. | Практическое занятие | Комбинированный | Предметы личной гигиены | |
Режим питания | 1 | 21.05. | Составление предложений по графическим опорам | Комбинированный | Режим дня | |
Труд и отдых | 1 | 24.05. | Составление предложений | Комбинированный | Режим дня | |
Повторение пройденного за год | 1 | 28.05. | Ответы на вопросы | Комбинированный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2 класс.
Для специальных (коррекционных) школ VIII вида в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...