Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»
план-конспект урока (3 класс)

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко, ИКТ, элементов сказкотерапии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_respubliki_komi.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект открытого урока

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

в 3 классе

по теме «Дикие животные республики Коми»

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2015

Тема: «Дикие животные республики Коми»

Цели: обобщить и систематизировать  представления учащихся о диких животных республики Коми

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- обогащать и активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

- упражнять в практическом употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными.

- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

коррекционно-развивающие:  

- корригировать внимание путём выполнения упражнений «Кто где живёт?»;

- корригировать  и развивать связной устной речи при составлении рассказа и при работе над деформированным текстом;

- корригировать и развивать мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством  выполнения дидактических игр «Исключи лишнее».

коррекционно-воспитательные:

воспитывать коммуникативные навыки;

воспитывать интерес к живой природе;

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей.

 Программа:  

Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

Учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: коррекционно – развивающего   обучения Е.Д. Худенко, использование ИКТ, элементов сказкотерапии.

Оборудование: проектор, презентация; предметные картинки «Дикие животные».

Дидактический (раздаточный) материал: индивидуальные   карточки,     карточки с деформированным текстом.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1.Организационный момент

2. Зарядка для языка

3.Актуализация знаний и подготовка к восприятию новых знаний

Выполнение дыхательной гимнастики

4. Сообщение новой темы

5. Открытие новых знаний и способов действий

5.Физминутка

6.Открытие новых знаний и способов действий (продолжение)

7. Зрительная гимнастика. Внимание на экран.

8. Открытие новых знаний и способов действий (продолжение)

Психологический настрой на работу.

Приветствие.

- Доброе утро, солнце!

- Доброе утро, птицы!

- Доброе утро, всем нам!

Слайд 3, 4

- На уроке нам придётся много говорить.

- Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).

- Вспомним скороговорку. Говорим медленно, шёпотом, быстро.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела

Белой даже не была.

Слайд 5

- Скажите, ребята, какое сейчас время года? (зима).

(Звук «Метель», учитель подбрасывает снежинки)

-Ну и зима.   Всё кругом снегом замело и в класс снежинки залетели.  Собираем снежинки и называем слова о зиме.

- Молодцы, ребята!

Слайд 6

- Сегодня мы отправимся в путешествие.

- А куда, об этом вы скажите сами, прослушав стихотворение.

Зимний лес, это сказочный сон.

В нем волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Слайд 7

- Так куда мы отправимся в путешествие?

- Посмотрите, какой красивый, зимний лес. Все покрыто снегом, словно пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Поют птицы. В лесу всегда свежий, целебный воздух.  Хочется подышать свежим воздухом.

Сделаем глубокий вдох носом.

Выдохнем 3 раза  ртом.

- Ребята, посмотрите,  кто пришёл к нам в гости из зимнего леса? Это Старичок - Лесовичок. Он нес нам картинки, но по дороге их рассыпал.

Слайд 8

- Возьмите конверты и, работая в парах, помогите Старичку – Лесовичку их собрать.

- Назовите, кто у вас на картинках получился (белка, заяц, волк, лиса, медведь, норка, куница, белый медведь)

- Как назвать одним словом, кто это?

(Упражнение  «Исключи лишнее»)

- Найдите среди этих животных лишнее животное.

- Почему?

- Какие это животные?

-Почему?

Слайд 9

- Ребята, о чём будем говорить на уроке?

-Тема урока «Дикие животные республики Коми».

Слайд 10, 11

- Сколько лесных гостей к нам на урок  пожаловали.  

- Слушайте загадки, отгадали, выходим к доске.

1.С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.

2.Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?

3.На овчарку он похож. 
Что ни зуб – то острый нож! 
Он бежит, оскалив пасть, 
На овцу готов напасть.

4.Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …

5.Хозяин лесной просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой.

6.Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет
Слышит чутко, видит зорко
И зовётся она ..

7.Высоко, скользя по веткам,

Отравляя жизнь птицам,

Ещё больше, бедным белкам,

Мчится хищница - ... 

Слайд 12 – 18

Расскажите о себе, какие вы.

- Белка какая?

- Заяц какой?

- Волк какой?

- Лиса какая?

- Медведь какой?

- Норка какая?

- Куница какая?

Слайд 19

1, 2, 3, 4, 5 в  лес пойдем мы гулять

- За брусникой, за черникой

-И за земляникой.

- Много ягод мы набрали

- и друг друга угощали.

Слайд 20, 21

- Ребята, как вы считаете, трудно ли  диким животным зимой?

- Почему?

- Верно. Зимой приходится трудно диким животным: Очень мало корма, холодно, негде спрятаться…

- Давайте поможем Старичку - Лесовичку определить, чем питаются дикие животные.

Шустрая белка собирает грибы, шишки, ягоды, семена, зёрна. Любит  есть насекомых, птичьи яйца, маленьких птиц.

Косолапый медведь ест траву, ягоды, личинки насекомых, рыбу, мясо.

Хитрая лиса ловит мелких животных.

Серый волк  охотится за животными.

Трусливый заяц любит растения.

Шустрая норка лакомится мелкими животными.

Жадная куница ест орехи, ягоды, мелких животных.

Слайд 22, 23

Слайд 24

- Зима напугала  животных.   В лесу никого пока не видно.  Где вы прячетесь животные? Давайте поможем  старичку – Лесовичку узнать, где вы живёте.

 - Обратите внимание на экран. Вместо вопроса определите дикое животное.

(Кто?) юркнула в дупло. (Белка)

(Кто?) залез в берлогу. (Медведь)

(Кто?) спряталась  в нору. (Лиса)

(Кто?) шмыгнул в логово. (Волк)

 (Кто?) укрылся под кустом. (Заяц)

(Кто?) живёт в норе у лесного ручья? (Норка)

(Кто?) любит устраивать свои жилища  в старых дуплах  белок и гнёздах хищных птиц? (Куница)

- Прочитайте полученное предложение

Слайд 25 - 33

Приветствуют учителя

(все поднимают руки, затем опускают)

(взмахи руками)

 (все разводят руки в стороны, затем опускают)

Выполняют зарядку для языка

Проговаривают

Зима

мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, санки, сугробы, вьюга, гололед.

Слушают

В зимний лес

Слушают голоса птиц

Собирают картинки животных (пазлы)

Животные

Белый медведь

живет среди льдов

Дикие

Живут в лесу

О диких животных

Ребята надевают маски животных

Отгадали, выходят  к доске

Подбирают слова – карточки. Составляют словосочетания.

Шустрая, быстрая, пушистая

Белый, трусливый

Серый, голодный

Рыжая, хитрая

Большой, косолапый, бурый

Маленькая, шустрая

Жадная, быстрая

Трудно

Холодно, мало корма, негде спрятаться

Дети работают с деформированными предложениями. Получили карточки со словами, составить предложения. Индивидуальная помощь ученикам  III  типологической группы

Появляются словосочетания с вопросами. После ответов учеников появляются картинки  диких животных

Индивидуальная помощь ученикам III  типологической группы

Эмоциональ

ный подъём

(Коррекция эмоционально-волевой сферы)

Подготовка органов речи (губ, языка) к работе

Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать

Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать

Помощь в подборе слов слабоуспевающим детям

Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений

Снятие напряжения и укрепление глазных мышц

9.  Закрепление

Самостоятельная творческая работа

- Мы сегодня много узнали о лесных животных. Старичок-Лесовичок  составил рассказ о  животных. Но по дороге потерял некоторые слова. Помогите  нашему герою.

Наступила холодная зима.

Шустрая белка живёт  в дупле. Голодный волк и рыжая лиса рыщут по лесу. Косолапый медведь зимой спит  в берлоге. Белый  заяц прячется под кустами. Быстрые норки и куницы охотятся за мелкими зверьками.

Трудно диким животным зимой.

Слайд 34, 35

Составляют рассказ, дописывают слова.

Индивидуальная помощь ученикам III  типологической группы

Развитие целенаправленности деятельности, адекватной реакции на новое задание, осуществление самоконтроля учащимися.

10. Итог

а) - С какими животными мы познакомились сегодня на уроке?

Слайд 36

Мы познакомились с животными нашей республики.   В лесах нашей родины проживает много животных. Можно встретить лису, волка, медведя, зайца, белку, норку, куницу. Наблюдая за животными, можно узнать о повадках животных

Выявление качества и уровня

овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии.

11. Рефлексия

- Сейчас вы сами подведёте итог своей работы.

- Разукрасьте кружочки в красный цвет  - вам понравилось, зеленый – не очень, синий – совсем не понравилось.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

Литература

  1. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. 3 класс  Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида
  2. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида
  3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М.: Академия, 2002.
  4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения (5-7 классы) - М.: Просвещение, 1991.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция - М.: Просвещение, 1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптиров...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...