Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Жизнь насекомых весной

Класс: 1

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых, с календарём появления комаров, бабочек, пчёл, муравьев после зимнего покоя; способствовать развитию речи, умения описывать насекомых.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; называть представителей насекомых.

Метапредметные.

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.

Образовательные ресурсы и оборудование: учебник: Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011; компьютерная презентация, кроссворд «Насекомые», фотографии и другие изображения насекомых; загадки про насекомых; карточки для самостоятельной работы.

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Мотивация к учебной деятельности.

Сообщение темы урока

Послушайте стихотворение:

Утром бабочка проснулась –

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- О ком говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, к какой группе животных относится бабочка?

- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Зоологам известно уже более 1 млн. видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

– Сядьте поудобнее. Давайте начнём путешествие. Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого же здесь мы встретили первым?

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел!

– Что это за насекомое? (бабочка) Слайд2

Посмотрите на изображение бабочки.

- С чем поэт сравнил крылья бабочки? (с цветком)

- Какие крылья у бабочки? (яркие, воздушные, лёгкие, большие).

- А сколько крыльев у бабочки? (четыре)

- Прослушав и выполнив упражнения, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко с ними наклоняюсь».

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук

На воздушных крыльях.

- Что это за насекомое? (жук) Слайд 3

- Посмотрите на изображение жука. Сколько ножек у жука? (шесть)

- А есть ли у жука крылья? Какие они? Слайд 4

 (верхние – жёсткие, нижние – тонкие, прозрачные)

- А кто ещё здесь есть, давайте отгадаем.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком (пчела) Слайд 5.

- Посмотрите на изображение пчелы. А есть ли у неё крылья? Какие? Слайд 6

- А сколько ножек? Посчитайте.

- Ребята, а все ли насекомые могут летать?

Выберите из картинок только тех насекомых, которые летают, у которых есть крылья. Назовите их.

- Наше путешествие продолжается. С цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.  Здесь мы встречаем новое животное. Слайд 7

- Кто изображен на картинке? (паук)

– Этот паучок гуляет по траве. А где ещё можно встретить паучков и больших пауков?

- Где они живут, какой у них домик? (гнездо из нитей паутины) Слайд 8

– А пауки летают? Почему не летают? (нет крыльев)

- А сколько ног у пауков? (восемь) Поэтому пауки не относятся к насекомым.

- Отгадайте ещё одну загадку.

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

– Как вы думаете, кто это? Слайд 9

В лесу у пня беготня, суета: народ рабочий весь день хлопочет Слайд 10  

- Посмотрите на изображение муравьев. Почему они так быстро бегают? Что у них есть? (есть шесть ножек, как у других насекомых)

- А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? (нет).

- Да, у этих муравьев нет крыльев, хотя существуют и крылатые виды Слайд 11

– Посмотрите, к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

- Кто же  этот скрипач? Слайд 12

- Сколько ножек у кузнечика? (шесть)

- Какие они? (длинные)

- Как прыгают кузнечики? Давайте покажем.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, высказывают свою точку зрения

Дети выполняют упражнения по тексту.

Дети показывают

Дети нагибаются

Дети машут руками.

Дети отвечают на вопросы учителя

Дети выполняют задание

Личностные: развивают доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения задания.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта. Высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы, готовы изменить свою точку зрения.

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Дети выполняют движения

Первичное осмысление и закрепление

- Ребята, бабочки, пчёлы, жуки, муравьи, кузнечики – это все насекомые, огромный мир насекомых. Все они украшают нашу землю, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей.

- Предлагаю выполнить задание на карточках. Дорисуйте части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются

- Как передвигаются пчелы, бабочки, стрекозы? (летают)

– Как передвигаются муравьи? (бегают)

– Как передвигаются кузнечики? (прыгают)

– Отгадайте следующие загадки и расскажите,  как передвигается каждое насекомое. Слайды 13-19

Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки (кузнечик)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит (комар)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза.

Кто же это? (стрекоза)

Над цветами я жужжу,

Целый день в заботах-

Собираю я пыльцу,

Наполняю соты (пчела)

 

Ростом мал, но работящий

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает (муравей)

Он шнырял, шуршал в шалфее,

Он ужасный шум затеял.

Сколько дел он натворил,

Даже муху разбудил (шмель)

Ребята самостоятельно работают на карточках.

Дети отгадывают загадки

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; добывают новые знания: информацию, представленную в разных формах(загадки); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о насекомых, доказывают отличительные признаки насекомых.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, слушают других.

– Ребята, помните!

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала-

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути-

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

– А нам пора домой. Давайте встанем в круг, а теперь скажем вместе: Раз, два, три покружись – снова в классе окажись»

Дети встают в круг и выполняют задание

Закрепление изученного материала

1. -А теперь поработаем с учебником. Прочитайте в учебнике рассказ «Весенние картинки».

- Назовите главный признак насекомых (6 ног, тело покрыто твердым «чехольчиком» с полосками, будто оно насечено)

- Сравните бабочку-капустницу и бабочку-крапивницу по внешнему виду.

- Молодцы, вы внимательно читали рассказ.

2. Предлагаю решить  кроссворд. Слайд 20

1.Это насекомое жалит, строит гнёзда (оса)

2.Мелкие летающие кровососы. (комар)

3.Лохматые любители мёда (шмель)

4.Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми крыльями(стрекоза)

5.Домашние добытчики меда (пчела)

6.Строители муравейников (муравьи)

Самостоятельно читают текст.

Отвечают на вопросы

Решают кроссворд

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, решения кроссворда)

Регулятивные: ориентируются в учебнике

Итог урока.  Рефлексия

– Каких насекомых вы знаете?

- Как передвигаются насекомые?

- Назовите отличительные признаки насекомых

- Мне понравилась ваша работа на уроке. В заключение продолжите предложения.

«Я узнал…»

«Я повторил…»

«Я удивился…»

«Я запомнил…»

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "В ГОСТИ К ВЕСНЕ"

План урока с разбивкой по времени:        I.Организационный момент (1 мин)       II.Мотивация познавательной деятельности (6 мин).1.    Сообщение...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «В гости к весне» (экскурсия) ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок-экскурсияЗадачи урока по практической части ВКР: расширение  и обогащение  знаний детей о весенних изменениях в природе с применением дидактической игры «Знатоки природ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о жизни птиц и зверей в весенний период.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с поведением птиц и зверей веснойПознакомить с ве...

Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;

Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...