Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_nasekomye_vesnoy.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Жизнь насекомых весной
Класс: 1
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых, с календарём появления комаров, бабочек, пчёл, муравьев после зимнего покоя; способствовать развитию речи, умения описывать насекомых.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; называть представителей насекомых.
Метапредметные.
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.
Образовательные ресурсы и оборудование: учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011; компьютерная презентация, кроссворд «Насекомые», фотографии и другие изображения насекомых; загадки про насекомых; карточки для самостоятельной работы.
Сценарий урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока | Послушайте стихотворение: Утром бабочка проснулась – Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. - О ком говорится в стихотворении? - Как вы думаете, к какой группе животных относится бабочка? - Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Зоологам известно уже более 1 млн. видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | – Сядьте поудобнее. Давайте начнём путешествие. Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого же здесь мы встретили первым? На цветок пахучий Сел цветок летучий. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел! – Что это за насекомое? (бабочка) Слайд2 Посмотрите на изображение бабочки. - С чем поэт сравнил крылья бабочки? (с цветком) - Какие крылья у бабочки? (яркие, воздушные, лёгкие, большие). - А сколько крыльев у бабочки? (четыре) - Прослушав и выполнив упражнения, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости. На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко с ними наклоняюсь». Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руках – Пусть лежит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук Нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук На воздушных крыльях. - Что это за насекомое? (жук) Слайд 3 - Посмотрите на изображение жука. Сколько ножек у жука? (шесть) - А есть ли у жука крылья? Какие они? Слайд 4 (верхние – жёсткие, нижние – тонкие, прозрачные) - А кто ещё здесь есть, давайте отгадаем. Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком (пчела) Слайд 5. - Посмотрите на изображение пчелы. А есть ли у неё крылья? Какие? Слайд 6 - А сколько ножек? Посчитайте. - Ребята, а все ли насекомые могут летать? Выберите из картинок только тех насекомых, которые летают, у которых есть крылья. Назовите их. - Наше путешествие продолжается. С цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку. Здесь мы встречаем новое животное. Слайд 7 - Кто изображен на картинке? (паук) – Этот паучок гуляет по траве. А где ещё можно встретить паучков и больших пауков? - Где они живут, какой у них домик? (гнездо из нитей паутины) Слайд 8 – А пауки летают? Почему не летают? (нет крыльев) - А сколько ног у пауков? (восемь) Поэтому пауки не относятся к насекомым. - Отгадайте ещё одну загадку. На лужайке росла большая сосна, А под сосной кипела работа Без работы, хоть убей, Жить не может…(муравей) – Как вы думаете, кто это? Слайд 9 В лесу у пня беготня, суета: народ рабочий весь день хлопочет Слайд 10 - Посмотрите на изображение муравьев. Почему они так быстро бегают? Что у них есть? (есть шесть ножек, как у других насекомых) - А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? (нет). - Да, у этих муравьев нет крыльев, хотя существуют и крылатые виды Слайд 11 – Посмотрите, к нам кто-то неожиданно подскочил: На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. - Кто же этот скрипач? Слайд 12 - Сколько ножек у кузнечика? (шесть) - Какие они? (длинные) - Как прыгают кузнечики? Давайте покажем. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, высказывают свою точку зрения Дети выполняют упражнения по тексту. Дети показывают Дети нагибаются Дети машут руками. Дети отвечают на вопросы учителя Дети выполняют задание | Личностные: развивают доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения задания. Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта. Высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы, готовы изменить свою точку зрения. |
Физкультминутка | Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко Прыгай на носках легко. | Дети выполняют движения | |
Первичное осмысление и закрепление | - Ребята, бабочки, пчёлы, жуки, муравьи, кузнечики – это все насекомые, огромный мир насекомых. Все они украшают нашу землю, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей. - Предлагаю выполнить задание на карточках. Дорисуйте части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются - Как передвигаются пчелы, бабочки, стрекозы? (летают) – Как передвигаются муравьи? (бегают) – Как передвигаются кузнечики? (прыгают) – Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается каждое насекомое. Слайды 13-19 Имя взял у кузнеца, Цвет – у огурца, Крылья – у мошки, Ножки – у блошки (кузнечик)
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел (бабочка) Не зверь, не птица, Носок, как спица. Летит – пищит, Сядет – молчит (комар) На ромашку у ворот Опустился самолёт. Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза) Над цветами я жужжу, Целый день в заботах- Собираю я пыльцу, Наполняю соты (пчела)
Ростом мал, но работящий И охотник настоящий. Дом из хвои собирает, Лес от гусениц спасает (муравей) Он шнырял, шуршал в шалфее, Он ужасный шум затеял. Сколько дел он натворил, Даже муху разбудил (шмель) | Ребята самостоятельно работают на карточках. Дети отгадывают загадки | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; добывают новые знания: информацию, представленную в разных формах(загадки); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о насекомых, доказывают отличительные признаки насекомых. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, слушают других. |
– Ребята, помните! В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа-мать им жизнь дала- У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути- Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой. – А нам пора домой. Давайте встанем в круг, а теперь скажем вместе: Раз, два, три покружись – снова в классе окажись» | Дети встают в круг и выполняют задание | ||
Закрепление изученного материала | 1. -А теперь поработаем с учебником. Прочитайте в учебнике рассказ «Весенние картинки». - Назовите главный признак насекомых (6 ног, тело покрыто твердым «чехольчиком» с полосками, будто оно насечено) - Сравните бабочку-капустницу и бабочку-крапивницу по внешнему виду. - Молодцы, вы внимательно читали рассказ. 2. Предлагаю решить кроссворд. Слайд 20 1.Это насекомое жалит, строит гнёзда (оса) 2.Мелкие летающие кровососы. (комар) 3.Лохматые любители мёда (шмель) 4.Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми крыльями(стрекоза) 5.Домашние добытчики меда (пчела) 6.Строители муравейников (муравьи) | Самостоятельно читают текст. Отвечают на вопросы Решают кроссворд | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, решения кроссворда) Регулятивные: ориентируются в учебнике |
Итог урока. Рефлексия | – Каких насекомых вы знаете? - Как передвигаются насекомые? - Назовите отличительные признаки насекомых - Мне понравилась ваша работа на уроке. В заключение продолжите предложения. «Я узнал…» «Я повторил…» «Я удивился…» «Я запомнил…» | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "В ГОСТИ К ВЕСНЕ"
План урока с разбивкой по времени: I.Организационный момент (1 мин) II.Мотивация познавательной деятельности (6 мин).1. Сообщение...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «В гости к весне» (экскурсия) ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: урок-экскурсияЗадачи урока по практической части ВКР: расширение и обогащение знаний детей о весенних изменениях в природе с применением дидактической игры «Знатоки природ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...
Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о жизни птиц и зверей в весенний период.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с поведением птиц и зверей веснойПознакомить с ве...
Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;
Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...