Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_zhizn_zemnovodnyh_vesnoy.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Жизнь земноводных весной.
Класс: 1
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с жизнью земноводных весной, понятиями «земноводные», «головастики», «развитие»; научить выделять общие черты и различия лягушки и жабы.
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки.
Личностные: принимают ценности окружающего мира, проявляют положительные отношения к учению, умеют выражать свои мысли и впечатления.
Универсальные учебные действия (Метапредметные):
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование - предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – знать понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки (по картинкам, видеофильмам); знаково-символические – моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, вступают в коллективное сотрудничество, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве, умеют работать в паре.
Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Образовательные ресурсы и оборудование: учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011; компьютер учителя, проектор, экран, карточки с таблицей «Что сравнивается», sms сообщение
Сценарий урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент) | Внимание! Проверь, дружок, Готов ли начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Есть девиз у нас такой: Все, что надо, под рукой. Учимся старательно, Слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем! Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас все получится. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | - Ребята, вы знаете, кто такие исследователи? -Исследователи – люди, которые создают или открывают новые знания. (слайд 1) Сегодня наш класс это лаборатория, где мы с вами будем проводить исследования. Что будем исследовать, узнаете чуть позже. Включается видеофильм о весне, по результатам просмотра проводится беседа - Какому времени года посвящен фильм? - Расскажите, какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Солнце поднимается выше, становится теплее, тает снег, идёт дождь). - Молодцы! Вы всё рассказали верно. | Беседа по вопросам. Ответы детей Беседа по видеофильму. Ответы детей | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Постановка учебной задачи. | - Сегодня мы исследуем группу животных, а какую именно (sms сообщение) Включается аудиозапись Помогите! Наши родители совсем о своих детях не заботятся. Выметали икру и забыли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. У наших родителей одна тысяча ребят, и то о них не думают. А беспризорным нелегко живется. Под водой много прожорливых чудовищ, и все они падки до лягушачьей икорки, до лягушат. Сколько гибнет головастиков, сколько опасностей нам грозит, пока мы не превратимся в больших лягушек, - прямо подумать страшно. Помогите! Беседа - Ребята, от кого пришло сообщение, догадались? - Может это сообщение связано с темой нашего исследования? - Кто готов ответить, какая тема нашего исследования? - Где мы можем подтвердить правильность наших ответов? - Что нам в этом поможет? (учебник) - Откройте страницы 83 учебника. - Согласен ли с вами автор учебника? Сообщение темы исследования - Мы на уроке исследуем, кто такие земноводные, рассмотрим развитие лягушки и поговорим о других земноводных. (слайд 2) | Дети слушают sms сообщение Беседа | Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Работа над новой темой. Построение проекта выхода из затруднения |
- Возвращаемся к нашему учебнику. Ребята, откройте стр. 84 и внимательно прочитайте текст. - О ком прочитали? - К какой группе животных относятся лягушки и жабы? - Почему лягушку и жабу называют земноводные? - Что ещё интересного об их жизни узнали? - Молодцы, ребята, вы внимательно читали текст. Работа в парах. - А сейчас ребята, проведете исследование в парах. Изучите внимательно текст и заполните таблицу, используя знаки «+» и «-« («Чем отличаются» см. Приложение ) Лягушка Лягушка быстро и далеко прыгает. Задние лапки у неё длиннее, и им удобно отталкиваться и прыгать. У лягушки гладкая и скользкая кожа. В год она четыре раза меняет свою кожу. Голову вверх приподнимает. Охотится за летающими насекомыми. Жаба У жабы короткие лапки, поэтому ей тяжело прыгать, а удобнее ходить. Кожа покрыта бугорками. Жаба держит голову очень близко к земле, потому что она питается насекомыми, которые ползают по земле. Жаба не любит солнечный свет, но она прекрасно видит в темноте, поэтому на охоту отправляется только после захода солнца. | Дети читают текст на стр. 84 Ответы на вопросы Дети работают в парах. Изучают самостоятельно текст и заполняют таблицу, используя знаки «+» и «- « («Чем отличаются») | Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Реализация построенного проекта. | (СЛАЙД 3) - Ваш ровесник Петя тоже провёл исследование по этой теме, заполнил такую же таблицу и вот что у него получилось. - Сравните ответы. Согласны ли вы с Петей? - Молодцы, вы помогли Пете. - Сделаем вывод, чем лягушка отличаются от жабы? | (Таблица с ошибками) Дети исправляют ошибки, доказывают. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Физкультминутка | Учитель включает видеозапись «Зарядка с лягушками» | Выполняют движения | Познавательные: умение выполнять ритмические движения |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Видеофильм «Как появляются лягушки» - У природы много секретов. Об том мы узнаем из следующего видеофильма. Ребята, внимательно посмотрите на экран. – Какой секрет открыла вам природа? - Как появляются лягушки? - Как называют маленьких лягушат? - Чем дышат головастики? - Чем питаются головастики? - Сравним свои выводы с тем, что нам предлагает автор учебника на стр. 84. - Молодцы, ребята, вы сделали правильные выводы. | Дети смотрят видеофильм. Ответы на вопросы. Делают выводы Читают выводы по учебнику | Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа с компьютерами. - Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаете, поработав с компьютерами. Перед работой проведём гимнастику для глаз. А теперь приступим к работе. Ответы на вопросы - Где живет озерная лягушка? - Где живет травяная лягушка? - Какого цвета бывают лягушки? - Какие по массе бывают лягушки? - Есть и другие земноводные. О них узнаете, если откроете следующий слайд. - С какими еще земноводными познакомились? - Чем они отличаются от лягушек? - Молодцы. Вы внимательные. Только внимательные люди могут быть исследователями. И вы это сейчас доказали. | Дети работают с компьютерами. Дети отвечают на вопросы | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
- Вам понравилось быть исследователями? - Хотите узнать, какую пользу приносят лягушки и жабы? - Где сможете найти ответ на интересующий вас вопрос? - Подойдите все ко мне. Посмотрите, вам знакомы эти книги? - В этих детских энциклопедиях вы можете найти информации о лягушках. Возьмите книги, прочитайте о лягушках. Каждый исследователь в конце своей работы обязательно подводит итог. Мы с вами тоже это сделаем. Возьмите карточки и выполните задание. Ваша ровесница Таня тоже выполняла такое задание. (слайд 4) - Сравните результаты. Справилась ли Таня с заданием? - К какой группе животных относится лягушка? - Как появляются лягушки? - В какое время года лягушки откладывают икринки? | Находят информации по теме в энциклопедиях Работа на карточках | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Мне понравилась ваша работа на уроке. В заключение продолжите предложения. (слайд 5) «Я узнал…» «Я повторил…» «Я удивился…» «Я запомнил…» | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Библиографический список
1. Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011;
Интернет-источники
- http://mirgif.com/ljagushki.htm
- http://briticat.ru/smail/frogs/frogs2.html
- http://new-anoli.ru/post228868484
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/03/urok-okruzhayushchego-mira-v-1-klasse-zhizn
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/plan_konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_zhizn_ziemnovodnykh_viesnoi
Приложение 1
Карточка 1
Кто | Кожа | Охотится | Способ передвижения | Голову | ||||
гладкая | покрыта бугорками | днём | после захода солнца | далеко прыгает | ходит | вверх приподнимает | держит близко к земле | |
Лягушка | ||||||||
Жаба |
Карточка 2
- Найди лишнее слово.
муравей бабочка
лягушка стрекоза
- К какой группе животных относятся жабы и лягушки?
рыбы насекомые
млекопитающие земноводные
- Откуда появляются головастики?
из яйца из икринок
рождают живых детёнышей из личинок
- В какое время года лягушки откладывают икринки?
летом весной
зимой осенью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...
Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» (УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «В гости к Весне» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе. За...
Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с последоват...
Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне (экскурсия)» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «В гости к весне (экскурсия)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; формирование умений з...
Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «В гости к Весне»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе.Задач...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Земноводные» - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о земноводных и какие они бываютЗадачи урокаДидактические:1. Научиться распознавать характерные ...