Конспект урока "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов". УМК "Школа России" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_tsarstve_gribov_3_klass.docx | 247.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по «Окружающему миру»
УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть
Тема: В царстве грибов
Цель: сформировать представление о царстве грибов, их многообразии; познакомить с особенностями строения гриба.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы;
- познакомить с особенностями строения грибов;
- сформировать представление о съедобных и несъедобных грибах (грибы-двойники), их признаках;
- познакомить с грибами, занесёнными в Красную книгу России;
- изучить правила сбора грибов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- проверять правильность выполнения задания;
- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;
- осуществлять поиск информации в учебнике;
- работать в паре.
Личностные:
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности учащихся: поиск информации в учебнике; классификация грибов; работа в паре, составление общих правил; работа с наглядно-образными средствами (рисунками); сравнение грибов; самооценивание.
Оборудование: проектор; учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс 1 часть 2012 год, рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс 1 часть 2013 год;, листы самооценки, презентация.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент. Сообщение темы и цели урока | Дети по-очереди заходят в класс (сначала девочки, потом мальчики). - Здравствуйте. Тихонечко садитесь. Сегодня у нас будет необычный урок! За каждый ваш правильный ответ я буду давать вам жетон, набрав 5 жетонов за урок, вы получите отметку 5. Но давать жетон я буду только тем ребятам, которые знают верный ответ, красиво поднимают руку, не выкрикивают, не встают с мест, а ждут, пока их спросят. | Дети заходят в класс, встают около парт и проверяют рабочее место. Тихо садятся. |
2 | Актуализация знаний | - Давайте вспомним, что такое природа? – Правильно. - Какая бывает природа? - Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите? (слайд 1) - Правильно. Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов. - Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку. Маленький, удаленький, - Что это? - Верно, речь пойдёт о царстве грибов. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим? - Почему грибы определили в отдельное царство? - Значит, что мы ещё узнаем? -Что вы ещё знаете о грибах? (Какие они бывают?) -Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться? - Итак, ребята, вы сами поставили цели урока. А теперь давайте попробуем ответить на все эти вопросы. | - Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. - Живая и неживая - Животные, растения, бактерии и грибы. - Гриб - Мы узнаем, какие бывают грибы. -У них особое строение. - Узнаем строение гриба. -Грибы бывают съедобные и несъедобные. - Мы будем учиться различать грибы и классифицировать. |
3 | Изучение нового материала. Работа с учебником | - Какие грибы вы знаете? - Существует даже целая наука, посвящённая изучения грибов. Она называется “микология” (слайд 2). -Что общего в их строении? - А как вы думайте, гриб состоит только из двух частей? Его ничего в земле не держит? - У гриба нет корней, вместо них есть грибница. - Давайте проверим себя и посмотрим на рисунок 1 в учебнике на стр. 112. - Кто может назвать все части гриба по порядку, не глядя в учебник? - Сейчас прочитайте информацию в учебнике под рисунком первые два абзаца, до слов «Многие грибы». А потом я вам задам несколько очень трудных вопросов, так что читайте внимательно!! - Что такое грибница? - Какую роль она выполняет? - Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений? - Тогда откуда грибы берут питательные вещества? - А какому процессу способствуют грибы? - Вспомним, что такое перегной? - Хорошо. А кто из вас ходил в лес собирать грибы? Поднимите руки. - А кто знает, где больше всего растёт грибов? Где их нужно искать? - Верно. А почему так происходит, кто-нибудь знает? -Сейчас мы с вами посмотрим анимацию, а потом вы мне сможете ответить на этот вопрос. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000346-1000-4ddd-6801-380046bb2fd1/0050.swf ЕКЦОР «Питание грибов» - Так как же взаимосвязаны грибы и растения? -Что получают от гриба корни дерева? -А что получает гриб от растений? - Как вы думайте, грибы взаимосвязаны только с растениями в природе или есть ещё кто-то? (А кто же это?) - Какую связь имеют грибы и животные? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов) - Хорошо. Давайте посмотрим на грибы, которые занесены в Красную книгу (слайд 3, 4). - Прочитай название этого гриба (учитель показывает на грибы по-очереди, дети читают названия). Решёточник красный, Коралловый гриб, Рогатик пестиковый, Грифола курчавая, Паутинник фиолетовый, Сетконоска сдвоенная. - Каждый может выбрать самый красивый гриб и рассказать нам про него на следующем уроке. | - Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д. - У гриба есть шляпка, ножка (если знают грибница). - Корни. Дети открывают учебник и смотрят на схему, запоминают её. - Шляпка, ножка, грибница. Дети читают учебник про себя. - Грибница – подземная часть гриба. - Она высасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. - Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения. - Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. - Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образовывают перегной. - Часть почвы, образованная из остатков растений и животных. Дети поднимают руки. - Рядом с деревьями и пнями. - Нет. - Они питаются сообща. Симбионты. Грибница оплетает корни растения. - Корни дерева получают от гриба. дополнительную воду и минеральные соли. - Органические вещества, которые сам не может синтезировать. - Есть ещё; животные. (животные) - Многие животные питаются грибами. - Редкие грибы внесены в Красную книгу России, их нельзя срезать. Есть заповедники и заказники, где они охраняются.
Смотрят презентацию. |
- На какие две группы можно разделить грибы? - Какие съедобные грибы вы знаете? - Какие несъедобные грибы вы знаете? - Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? - Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод. Откроем учебник на стр.114. - У самого ценного гриба (показывает слайд с белым грибом) - белого - есть опасный двойник - желчный. Сейчас один желающий будет читать нам про белый гриб, а я показывать на доске. Кто хочет читать? Останавливайся после каждой запятой, чтобы мы смогли увидеть это отличие. (слайд 5) - Кто хочет прочитать про его двойник-желчный гриб? (слайд 6) - Чем они похожи? (слайд 7) - Чем отличаются? - Значит, по каким признакам мы нашли отличие? - Читаем про следующий гриб опёнок осенний. Кто будет читать? (слайд 8) - Кто хочет прочитать про ложноопёнка кирпично-красного? (слайд 9) - Чем они похожи? (слайд 10) - Чем отличаются? - По какому признаку нашли отличие? - Прочитаем про шампиньон, обратите внимание, как пишется это слово! (слайд 11) - Прочитаем про его двойник – бледную поганку. (слайд 12) - Сравните шампиньон и бледную поганку. (слайд 13) - Чем они похожи? - Чем отличаются? - Какие признаки мы выделили? Кто может перечислить их? - Ребята, с какой целью вы выполняли это задание? | - Съедобные и несъедобные. - Белый, рыжик, подосиновик и т.д. - Мухомор, бледная поганка. - Можно отравиться и умереть. Читают учебник. Один ученик читает вслух, учитель показывает на слайде. Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся белой. Съедобный гриб. Один ученик читает, учитель показывает. Шляпка снизу розова, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб. - Формой, внешним видом. - Цвет снизу шляпки, цвет ножки, по цвету мякоти на срезе. - По цвету, по срезу. Ученик читает, учитель показывает на слайде. Шляпка снизу желтовато-белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Съедобный гриб. Читает Шляпка снизу тёмная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб. - Формой. - По цвету, по запаху, по кольцу. Ложный опёнок - ядовитый гриб. - По запаху, по цвету, по кольцу. Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб. Шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб! - Формой. - По цвету, по строению (есть мешочек). - По цвету, по запаху, по срезу, по форме, по кольцу, по структуре. - Знать грибы – двойники и уметь их различать. | ||
5 | Физминутка | -Сейчас проверим, насколько хорошо вы научились их различать. Давайте немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо. Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. - Хорошо, теперь тихонечко садитесь. | Дети проигрывают все действия, приседают. |
6 | Первичное закрепление изученного материала | - Откройте рабочие тетради на стр. 67 упражнение 3. Прочитайте его (один ребёнок читает вслух всему классу). - Что нужно сделать в этом упражнении? - У вас есть минута, чтобы выполнить это задание. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли он всё сделал. Если возникнут вопросы, задавайте. Поставьте зелёный кружочек, если всё правильно, желтый, если допущена 1-2 ошибки и красный если допущено больше 2 ошибок. - Учёным известно около 100 тысяч видов грибов из них примерно 100 видов съедобные. Именно поэтому так важно знать, какие грибы можно собирать, а какие лучше оставить. - А вы знаете, как надо собирать грибы? - Сейчас проверим. Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов. Если вам будет удобнее, можете записать их на черновик. - Какие правила вы сформулировали? - Давайте сравним наши правила с правилами в учебнике. Прочитаем правила на стр. 115. - Какие правила у нас совпали? - Что мы не сказали? -Какие правила оказались для вас новыми? - Что может случиться, если не соблюдать эти правила? -Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы? | Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры съедобных и несъедобных грибов. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте. - Написать по три примера съедобных и несъедобных грибов. Дети записываю примеры в тетрадях. Дети осуществляют взаимопроверку, оценивают работу друг друга. - Да. Обсуждают с соседом по парте правила сбора грибов, приходят к общему выводу. - Надо не наступать на грибы; срезать их ножиком; не собирать поганки и незнакомые грибы! и т.д. Читают правила по очереди вслух. - Мы сказали, что нужно срезать грибы ножом; надо срезать только те грибы, которые знаешь. - Мы не сказали, что нельзя разрывать листву и мох, нельзя брать старые грибы, нельзя собирать грибы возле дорог. - Нельзя раскапывать листья и мхи возле грибов, т.к. грибница может высохнуть. - Грибы исчезнут. - Деревья и растения погибнут, перестанут вырабатывать кислород, все живые организмы погибнут. Животные будут болеть и начнут умирать, им нечем будет питаться. Перегной перестанет вырабатываться, растения станут плохо расти. И др. |
7 | Подведение итогов, самооценка | -Ребята, подведём итог урока. Какие цели мы поставили в начале урока? - Как вы думайте, мы достигли поставленных целей? - Что интересного для себя вы узнали на уроке? - Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? - У вас на столе лежат листы самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока. Зелёный кружок – всё понял, желтый – ответил на 1-2 вопроса, красный – не ответил на большую часть вопросов. | - Узнать о царстве грибов, об их строении, уметь их делить на группы: съедобные и несъедобные, знать грибы-двойники и уметь их отличать. - Да. - Что грибы помогают деревьям и растениям всасывать воду, а те взамен получают питательные вещества, которые производятся на свету. Грибница под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. Узнали о грибах-двойниках. - Правила сбора грибов; различия съедобных и несъедобных грибов. Отмечают в листах самооценки. |
8 | Домашнее задание | Сейчас запишем домашнее задание: учебник стр. 116 задание 1 и 2. Задание по выбору: №3 на стр. 116 учебника или подготовить сообщения о грибах из Красной книги, рассказать, почему их так назвали, историю. - Спасибо за урок, вы все хорошо работали! Можете приготовиться к следующему уроку и идти на перемену. | Записывают задания в дневник. |
Лист самооценки
Знаю о наличии царства грибов | Знаю строение гриба | Умею находить части гриба | Знаю съедобные и несъедобные грибы | Умею различать грибы-двойники | Знаю грибы, занесённые в Красную книгу | Понимаю значение грибов для леса | Сравниваю и классифицирую грибы |
Оформление рабочей тетради:
а) Съедобные грибы: белый гриб, опёнок осенний, шампиньон, подосиновик, сыроежка, подберёзовик, лисичка и т.д.
б) Несъедобные грибы: желчный гриб, ложноопёнок кирпично-красный, бледная поганка, мухомор.
Использованная литература:
- Кибби Д. Атлас грибов: Определитель видов. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009.
- Ильина Т.А. Грибы. Иллюстрированная энциклопедия. Собираем и готовим. – М.: Эксмо, 2008.
- Красная книга России, 1988 год, том 2 «Растения» http://biodat.ru/db/rbp/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Царство грибов"
Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...
Конспект урока "Царства льда и снега" с презентацией
Конспект урока "Царства льда и снега", к учебнику Плешакова, 4 класс...
Конспект урока "Война грибов с ягодами" В.И. Даль
Конспект урока Тема урока: «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля. Учитель нач...
Конспект урока "Ядовитые грибы и растения"
Конспект урока "Ядовитые грибы и растения"...
Материал к уроку " Царство грибов". Окружающий мир. 3 класс.Плесень.
Сообщение о плесени...
Материал к уроку " Царство грибов" Окружающий мир. 3 класс. Чайный гриб
Чайный гриб. Сообщение....
Материал к уроку: " Царство грибов". Окружающий мир. 3 класс. Чага
Чага.Сообщение...