Конспект урока "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Хабибулина Наталья Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов". УМК  "Школа России" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_tsarstve_gribov_3_klass.docx247.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по «Окружающему миру»

УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть

Тема: В царстве грибов

Цель: сформировать представление о царстве грибов, их многообразии; познакомить с особенностями строения гриба.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы;

- познакомить с особенностями строения грибов;

- сформировать представление о съедобных и несъедобных грибах (грибы-двойники), их признаках;

- познакомить с грибами, занесёнными в Красную книгу России;

- изучить правила сбора грибов.

Планируемые результаты:

Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Метапредметные:
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- проверять правильность выполнения задания;
- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;

- осуществлять поиск информации в учебнике;
- работать в паре.

Личностные:
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности учащихся: поиск информации в учебнике; классификация грибов; работа в паре, составление общих правил; работа с наглядно-образными средствами (рисунками); сравнение грибов; самооценивание.

Оборудование: проектор; учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс 1 часть 2012 год, рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс 1 часть 2013 год;, листы самооценки, презентация.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

Дети по-очереди заходят в класс (сначала девочки, потом мальчики).

- Здравствуйте. Тихонечко садитесь. Сегодня у нас будет необычный урок! За каждый ваш правильный ответ я буду давать вам жетон, набрав 5 жетонов за урок, вы получите отметку 5. Но давать жетон я буду только тем ребятам, которые знают верный ответ, красиво поднимают руку, не выкрикивают, не встают с мест, а ждут, пока их спросят.

Дети заходят в класс, встают около парт и проверяют рабочее место. Тихо садятся.

2

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое природа? 

 – Правильно.

- Какая бывает природа? 

- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите? (слайд 1)

- Правильно. Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.

- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.

Маленький, удаленький, 
Сквозь землю прошёл, 
Красну шапочку нашёл.

- Что это?

- Верно, речь пойдёт о царстве грибов.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

- Почему  грибы определили в отдельное царство?

- Значит, что мы ещё узнаем?

-Что вы ещё знаете о грибах? (Какие они бывают?)

-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?

- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока. А теперь давайте попробуем ответить на все эти вопросы.

- Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

- Живая и неживая

- Животные, растения, бактерии и грибы.

- Гриб

- Мы узнаем, какие бывают грибы.

-У них особое строение.

- Узнаем строение гриба.

-Грибы бывают съедобные и несъедобные.

- Мы будем учиться различать грибы и классифицировать.

3

Изучение нового материала. Работа с учебником

- Какие грибы вы знаете?

- Существует даже целая наука, посвящённая изучения грибов. Она называется “микология” (слайд 2).

-Что общего в их строении?

- А как вы думайте, гриб состоит только из двух частей? Его ничего в земле не держит?

- У гриба нет корней, вместо них есть грибница.

- Давайте проверим себя и посмотрим на рисунок 1 в учебнике на стр. 112.

- Кто может назвать все части гриба по порядку, не глядя в учебник?

- Сейчас прочитайте информацию в учебнике под рисунком первые два абзаца, до слов «Многие грибы». А потом я вам задам несколько очень трудных вопросов, так что читайте внимательно!!

- Что такое грибница?

- Какую роль она выполняет?

- Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?

- Тогда откуда грибы берут питательные вещества?

- А какому процессу способствуют грибы?

- Вспомним, что такое перегной?

- Хорошо. А кто из вас ходил в лес собирать грибы? Поднимите руки.

- А кто знает, где больше всего растёт грибов? Где их нужно искать?

- Верно. А почему так происходит, кто-нибудь  знает?

-Сейчас мы с вами посмотрим анимацию, а потом вы мне сможете ответить на этот вопрос.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000346-1000-4ddd-6801-380046bb2fd1/0050.swf

ЕКЦОР «Питание грибов»

- Так как же взаимосвязаны грибы и растения?

-Что получают от гриба корни дерева?

-А что получает гриб от растений?

- Как вы думайте, грибы взаимосвязаны только с растениями в природе или есть ещё кто-то?

(А кто же это?)

- Какую связь имеют грибы и животные?

(Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов)

- Хорошо. Давайте посмотрим на грибы, которые занесены в Красную книгу (слайд 3, 4).

- Прочитай название этого гриба (учитель показывает на грибы по-очереди, дети читают названия). Решёточник красный, Коралловый гриб, Рогатик пестиковый, Грифола курчавая, Паутинник фиолетовый, Сетконоска сдвоенная.

- Каждый может выбрать самый красивый гриб и рассказать нам про него на следующем уроке.

- Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д.

- У гриба есть шляпка, ножка   (если знают грибница).

- Корни.

Дети открывают учебник и смотрят на схему, запоминают её.

- Шляпка, ножка, грибница.

Дети читают учебник про себя.

- Грибница – подземная часть гриба.

- Она высасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.

- Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных.

- Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образовывают перегной.

- Часть почвы, образованная из остатков растений и животных.

Дети поднимают руки.

- Рядом с деревьями и пнями.

- Нет.

- Они питаются сообща. Симбионты. Грибница оплетает корни растения.

- Корни дерева получают от гриба. дополнительную воду и минеральные соли.

- Органические вещества, которые сам не может синтезировать.

- Есть ещё; животные.

(животные)

- Многие животные питаются грибами.

- Редкие грибы внесены в Красную книгу России, их нельзя срезать. Есть заповедники и заказники, где они охраняются.

 

Смотрят презентацию.

- На какие две группы можно разделить грибы?

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какие несъедобные грибы вы знаете?

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно?

 - Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод. Откроем учебник на  стр.114.

- У самого ценного гриба (показывает слайд с белым грибом) - белого - есть опасный двойник - желчный.

Сейчас один желающий будет читать нам про белый гриб, а я показывать на доске. Кто хочет читать? Останавливайся после каждой запятой, чтобы мы смогли увидеть это отличие.  (слайд 5)

- Кто хочет прочитать про его двойник-желчный гриб? (слайд 6)

- Чем они похожи? (слайд 7)

- Чем отличаются?

- Значит, по каким признакам мы нашли отличие?

- Читаем про следующий гриб опёнок осенний. Кто будет читать? (слайд 8)

- Кто хочет прочитать про ложноопёнка кирпично-красного? (слайд 9)

- Чем они похожи? (слайд 10)

- Чем отличаются?

- По какому признаку нашли отличие?

- Прочитаем про шампиньон, обратите внимание, как пишется это слово! (слайд 11)

- Прочитаем про его двойник – бледную поганку. (слайд 12)

- Сравните шампиньон и бледную поганку. (слайд 13)

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Какие признаки мы выделили? Кто может перечислить их?

- Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?

- Съедобные и несъедобные.

- Белый, рыжик, подосиновик и т.д.

- Мухомор, бледная поганка.

- Можно отравиться и умереть.

Читают учебник.

Один ученик читает вслух, учитель показывает на слайде.

Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся белой. Съедобный гриб.

Один ученик читает, учитель показывает.

Шляпка снизу розова, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб.

- Формой, внешним видом.

- Цвет снизу шляпки, цвет ножки, по цвету мякоти на срезе.

- По цвету, по срезу.

Ученик читает, учитель показывает на слайде.

Шляпка снизу желтовато-белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Съедобный гриб.

Читает

Шляпка снизу тёмная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб.

- Формой.

- По цвету, по запаху, по кольцу. Ложный опёнок - ядовитый гриб.

- По запаху, по цвету, по кольцу.

Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб.

Шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!

- Формой.

- По цвету, по строению (есть мешочек).

- По цвету, по запаху, по срезу, по форме, по кольцу, по структуре.

- Знать грибы – двойники и уметь их различать.

5

Физминутка

-Сейчас проверим, насколько хорошо вы научились их различать.

Давайте немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

- Хорошо, теперь тихонечко садитесь.

Дети проигрывают все действия, приседают.

6

Первичное закрепление изученного материала

- Откройте рабочие тетради на стр. 67 упражнение 3. Прочитайте его (один ребёнок читает вслух всему классу).

- Что нужно сделать в этом упражнении?  

- У вас есть минута, чтобы выполнить это задание.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли он всё сделал. Если возникнут вопросы, задавайте. Поставьте зелёный кружочек, если всё правильно, желтый, если допущена 1-2 ошибки и красный если допущено больше 2 ошибок.  

- Учёным известно около 100 тысяч видов грибов из них примерно 100 видов съедобные. Именно поэтому так важно знать,  какие грибы можно собирать, а какие лучше оставить.

- А вы знаете, как надо собирать грибы?

- Сейчас проверим. Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов. Если вам будет удобнее, можете записать их на черновик.

- Какие правила вы сформулировали?

- Давайте сравним наши правила с правилами в учебнике.

Прочитаем правила на стр. 115.

- Какие правила у нас совпали?

- Что мы не сказали?

-Какие правила оказались для вас новыми?

- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?

-Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?

Самостоятельно или с помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры съедобных и несъедобных грибов. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.

- Написать по три примера съедобных и несъедобных грибов.  

Дети записываю примеры в тетрадях.

Дети осуществляют взаимопроверку, оценивают работу друг друга.

- Да.

Обсуждают с соседом по парте правила сбора грибов, приходят к общему выводу.

- Надо не наступать на грибы; срезать их ножиком; не собирать поганки и незнакомые грибы! и т.д.

Читают правила по очереди вслух.

- Мы сказали, что нужно срезать грибы ножом; надо срезать только те грибы, которые знаешь.

- Мы не сказали, что нельзя разрывать листву и мох, нельзя брать старые грибы, нельзя собирать грибы возле дорог.

- Нельзя раскапывать листья и мхи возле грибов, т.к. грибница может высохнуть.

- Грибы исчезнут.

- Деревья и растения погибнут, перестанут вырабатывать кислород, все живые организмы погибнут. Животные будут болеть и начнут умирать, им нечем будет питаться. Перегной перестанет вырабатываться, растения станут плохо расти. И др.

7

Подведение итогов, самооценка

-Ребята, подведём итог урока.

Какие цели мы поставили в начале урока?

- Как вы думайте, мы достигли поставленных целей?

- Что интересного для себя вы узнали на уроке?

- Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?

- У вас на столе лежат листы самооценки.  Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока. Зелёный кружок – всё понял, желтый – ответил на 1-2 вопроса, красный – не ответил на большую часть вопросов.

- Узнать о царстве грибов, об их строении, уметь их делить на группы: съедобные и несъедобные, знать грибы-двойники и уметь их отличать.

- Да.

- Что грибы помогают деревьям и растениям всасывать воду, а те взамен получают питательные вещества, которые производятся на свету. Грибница под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. Узнали о грибах-двойниках.

- Правила сбора грибов; различия съедобных и несъедобных грибов.

Отмечают в листах самооценки.

8

Домашнее задание

Сейчас запишем домашнее задание: учебник стр. 116 задание 1 и 2. Задание по выбору: №3 на стр. 116 учебника или подготовить сообщения о грибах из Красной книги, рассказать, почему их так назвали, историю.

- Спасибо за урок, вы все хорошо работали! Можете приготовиться к следующему уроку и идти на перемену.

 Записывают задания в дневник.

Лист самооценки

Знаю о наличии царства грибов

Знаю

строение гриба

Умею находить части гриба

 Знаю съедобные и несъедобные грибы

Умею различать грибы-двойники

Знаю грибы, занесённые в Красную книгу

Понимаю значение грибов для леса

Сравниваю и классифицирую грибы

Оформление рабочей тетради:

а) Съедобные грибы: белый гриб, опёнок осенний, шампиньон, подосиновик, сыроежка, подберёзовик, лисичка и т.д.

б) Несъедобные грибы: желчный гриб, ложноопёнок кирпично-красный, бледная поганка, мухомор.

Использованная литература:

- Кибби Д. Атлас грибов: Определитель видов. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009.

- Ильина Т.А. Грибы. Иллюстрированная энциклопедия. Собираем и готовим. – М.: Эксмо, 2008.

- Красная книга России, 1988 год, том 2 «Растения» http://biodat.ru/db/rbp/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Конспект урока "Царства льда и снега" с презентацией

Конспект урока "Царства льда и снега", к учебнику Плешакова, 4 класс...

Конспект урока "Война грибов с ягодами" В.И. Даль

Конспект урока  Тема урока: «Война грибов с ягодами».   Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.       Учитель нач...

Конспект урока "Ядовитые грибы и растения"

Конспект урока "Ядовитые грибы и растения"...