Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход) Предмет: окружающий мир, класс- 4
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: Человеческие расы
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
К технологической карте урока прилагается "Оценка эффективности урока" с позиции системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТКУ окружающего мира в 4 классе | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
(системно-деятельностный подход)
Предмет окружающий мир класс 4
Учитель Тамара Федоровна Кичигина
Тема урока | Человеческие расы | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Формы, приемы, методы: | Форма урока: урок-исследование. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы обучения: работа с учебником, работа с картой, дополнительным источником; объяснительно-иллюстративный, проблемный. | |
Педагогические технологии | ТРКМ, исследовательские методы в обучении, технология поддерживающего обучения (объяснительно- иллюстративная), здоровьесберегающая | |
Цель урока | Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия по теме «Человеческие расы» Содержательная: сформировать систему новых понятий о человеческих расах, как об исторически сложившихся группах человечества, расширить знания учащихся за счет включения новых определений, описаний основных характеристик каждой расы. | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | ||
Предметный | Метапредметный | Личностный |
Учащиеся в конце урока могут: -дать определение понятию «человеческая раса»; -назвать основные наследственные физические признаки рас; - назвать основные характерные черты каждой расы; -дать объяснение тому, как взаимосвязаны между собой расы и природные условия; -изобразить схему «человеческие расы»; - оценить работу в паре. | Познавательные УУД: извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию; устанавливать причинно-следственные связи в дополнительных материалах к уроку. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока самостоятельно (или частично с помощью учителя); планировать и согласовывать свои действия в паре в соответствии с общей задачей. Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре, умение представлять результат своей деятельности и результат сотрудничества. | Личностные УУД: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; -оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
ХОД УРОКА
Оценка эффективности урока
(самоанализ с позиции системно-деятельностного подхода)
окружающий мир класс 4
Учитель Тамара Федоровна Кичигина
Цель анализа: предъявить коллегам самооценку эффективности урока (через ТКУ) в соответствии с выбранной типологией,
а также умение пользоваться методическим обеспечением проекта «Урок в соответствии с ФГОС»
Аспекты анализа | Критерии оценки показателя |
БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | |
1.1.Определение планируемого результата | Цель урока (деятельностная и содержательная) отражает предметный и метапредметный результаты. В технологической карте дана характеристика планируемых результатов: предметных, метапредметных (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) и личностных. Заявленные УУД в целевом разделе по этапам урока соответствуют типологии, теме и цели урока. Определены компетенции, на формирование которых рассчитан урок, разработана стратегия их достижения (определен планируемый результат) спланирована деятельность обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс. |
1.2. Постановка цели на уроке | Цель поставлена и согласована учителем совместно с учащимися; затраченное время на постановку цели рационально и целесообразно; эффективно подобранны приемы постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание; графически зафиксирована тема урока; организована деятельность по приему цели учащимися и возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения. Цель конкретна, диагностична, измерима, доступна, соответствует возрастным особенностям учащихся. Созданы условия для мотивации достижения согласованной цели урока. |
1.3. Мотивация учащихся | Созданы мотивационные стимулы по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; организована ситуация успеха и управления действиями обучающихся при решении практических задач с применением ранее полученных знаний (воспроизведение знаний и способов действий); поддержание интереса к теме, учебной деятельности, к достижению конечного результата прослеживается на протяжении всего урока посредством использования форм, приемов, методов позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся; организован эмоциональный фон урока в начале и в конце урока; отсутствуют условия, негативно оказывающие влияние на мотивацию учащихся. |
оценка: 2 балла | |
БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ | |
2.1. Структура урока | Урок открытия новых знаний первой классификации типологии уроков деятельностной направленности по Л.Г.Петерсон. Структура урока соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока; все обязательные этапы урока соблюдены. |
2.2. Содержание учебного материала | Содержание урока соответствует требованиям рабочей программы по плану и по факту. Содержание цели урока соответствует планируемым результатам, возрастным особенностям учащихся и уровню подготовки; объем содержания учебного материала на всех этапах урока (избыточность или недостаточность учебного материала) оптимальный; учебный материал ориентирован на решение задач, создание учебно-практических ситуаций (прослеживается практическая значимость изучаемого материала, предполагает использование жизненного опыта учащихся). Выстроенная структура подачи учебного материала позволяет успешно освоить учащимися запланированную единицу содержания. Подготовленный к уроку информационный материал (в том числе видеосюжет) соответствует критериям художественности, доступности, увлекательности для детей, педагогической целесообразности. |
2.3. Формы, приемы, методы обучения | Деятельностный характер обучения обеспечен используемыми на уроке формами, приемами, методами; используемые формы, приемы, методы соответствуют возрастным особенностям, уровню подготовки класса; продуктивные методы обучения преобладают над репродуктивными; прослеживается сочетание различных форм работы на уроке (индивидуальной, парной, фронтальной), целесообразность и эффективность использования приемов по этапам урока; соответствие применяемых ФПМ формируемым видам деятельности по этапам урока (анализ ТКУ, соответствие УУД и организуемой деятельности учителя). |
2.4. Применение современных образовательных технологий | Применяемые технологии (приемы, методы) соответствуют целям урока, планируемым результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки класса; соблюдены особенности, правила технологии; эффективно подобранный комплекс технологий способствовал достижению планируемых результатов, что говорит о системности использования учителем современных образовательных технологий. |
оценка: 2 балла | |
БЛОК 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
3.1. Учебная деятельность учащихся | Организация целенаправленного чередования видов учебной деятельности учащихся на уроке, смена видов деятельности (соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности) позволяют организовать высокую степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились) ; организованная деятельность соответствует цели, планируемым результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки и позволяет учащимся проявить достаточную активность, вовлечение в учебную деятельность всех или большинства учащихся; типология урока по Л.Г Петерсон позволяет разнообразить учебную деятельность на уроке по форме и содержанию и обеспечивает и поддержание дисциплины в течение урока, т.к. дети максимально задействованы и увлечены работой. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО - оптимальная. |
3.2. Самостоятельная работа учащихся | В построении урока прослеживается: - оптимальность объема и формы самостоятельной работы (индивидуальной, парной) учащихся; - соответствие организованной самостоятельной работы целям урока, планируемым результатам; - обеспеченность учащихся учебно-методическим материалом; - наличие дифференцированных заданий; - оценка уровня и качества выполненных заданий; - организация контроля и оценки выполнения самостоятельной работы учащихся. |
3.3. Домашнее задание | Цель домашнего задания - закрепить полученные знания, при этом продуманы: -оптимальность объема домашнего задания (соответствие положенной нагрузке), посильность для учащихся; - наличие инструктажа по выполнению домашнего задания; -знакомство учащихся с продуктом деятельности («толстые, тонкие» вопросы, небольшая слайдовая презентация или сообщение), который должен быть получен в итоге; -дифференциация заданий, наличие творческих заданий (с учетом уровня подготовки учащихся класса их интересов, возможностей). |
оценка: 2 балла | |
БЛОК 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА | |
4.1. Оценивание | Организовано оценивание на уроке (выставление оценки с объяснением и с четким обоснованием); эффективно подобраны оценочные материалы (использование оценочных листов и др.), что соответствует методам обучения, процедуре оценивания; продумано сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Учащиеся включены в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания по установленным критериям. |
4.2. Рефлексия | Рефлексивный анализ проводится в течение всего урока с использованием приемов рефлексии учащихся на разных этапах, организовано оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу; оптимально использование приемов рефлексии; соотнесены цели и результат с фиксацией степени ее достижения; оптимальна роль учащихся и учителя в процессе рефлексии. |
4.3. Результат урока | Запланировано отслеживание достижения поставленной в начале урока цели (как соотносится цель и полученный результат); количество учащихся, достигших планируемого результата, адекватность полученных результатов целям и задачам урока (результат достигнут каждым учащимся). |
оценка: 2 балла | |
общая оценка: 8 баллов | |
Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Изложение материала начинается с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение инновационных технологий. Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы. | |
P.S. Самоанализ урока представлен мною как идеальный прогнозируемый результат деятельности учителя и учащихся по выбранной типологии и типу урока и при огромном уважении к Людмиле Георгиевне Петерсон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Структура урока системно-деятельностного подхода в обучении.
Выступление....
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся. ...
Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»
Урок приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...
Проект урока системно-деятельностного типа в 3 классе.
Предмет английский язык...
Технологическая карта урока информатики. Тема:"Признаки предметов. Информатика 1 класс: Внимание" (1 класс, УМК "Школа 2100").
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “признаки предметов”.Задачи урокаДидактические:Повторить определение “признаки предметов”;Отрабатывать...
Технологическая карта урока по информатике: "Размер предмета. Пазлы" (2 класс)
Технологическая карта урока...