СИПР (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный предмет: человек Предметная область: окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Прокофьева Марина Дмитриевна

I. Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

            Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

            Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

  • формирование гигиенических навыков;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
  • формирование организационных умений и навыков;
  • формирование навыков культурой еды;
  • развитие умений ориентироваться в задании;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
  • продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 9"

        

Рассмотрено

Руководитель ШМО НК

 МКОУ «ООШ № 9»

_________ / О.Д . Муравлева./

Протокол № 1 от

«30» августа 2018 г.

Согласовано.

Зам. директора по УР МКОУ  _________

               /И. Н. Бирючинских/

                 «1» сентября 2018 г.

 

Утверждено.

Директор

МКОУ «ООШ № 9»

_________Т.Н.Шмыглева

«1» сентября 2018 г.

 

СИПР

(вариант 2)

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Учебный предмет: человек

Предметная область: окружающий мир

   Класс:  2 класс

Прокофьева Марина Дмитриевна

учитель начальных классов

2018 уч. г.

I. Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

        Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

        Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

  • формирование гигиенических навыков;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
  • формирование организационных умений и навыков;
  • формирование навыков культурой еды;
  • развитие умений ориентироваться в задании;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
  • продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

                        Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

  •           Обучающийся --. получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования МКОУ «ООШ № 9» для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и множественными нарушениями развития.
  • Для обучающегося характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с локальными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
  • -- отличается выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
  • У -- затруднено формирование устной речи. У обучающегося ограниченное восприятие обращенной к нему речи и ее ситуативное понимание. Речь косноязычная, малораспространенная. Ввиду этого при обучении планируется использовать разнообразные средства невербальной коммуникации.
  • Внимание --. крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Ребенку трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
  • Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. По словам мамы, в зимний период --. практически не выходит на улицу, так как нарушена координации движения, может упасть. Дома имеется тренажер – беговая дорожка, которая используется, если ребенок не выходит на прогулку. У -- наблюдается повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство, которое сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. --. с трудом привыкает к новым людям, не любит выходить в общественные места. При общении с педагогом и психологом вел себя спокойно, отвечал на вопросы, но со слов мамы, может войти в состояние, близкое к истерике, если его не понимают. Не идут навстречу его пожеланиям.
  • -- испытывает трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Правая рука с трудом выполняет упражнение на обведение фигур, левая парализована, практически не работает.  Степень сформированности навыков самообслуживания различна. Требуется помощь окружающих при одевании, раздевании , совершении гигиенических процедур и др.
  • Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
  • У --проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения вербальным и невербальным средствам коммуникации. Его интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
  • У ребенка нет интереса к деятельности окружающих, он не проявляет ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать его взаимодействие со сверстниками.

Основные образовательные потребности обучающегося:

—умение поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

—умение поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

—умение определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

—умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

—умение решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

—умение обслуживать себя

—умение следить за своим внешним видом

Планируемые предметные

результаты изучения учебного предмета

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- будет иметь возможность определять свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

  состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определять свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определять  свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявлять уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- предоставится возможность осознать, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- сформировать представление об  эмоциональном состоянии других людей;

- понимать язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявлять собственные чувства;

«Социальные навыки»

- будет иметь возможность устанавливать и поддерживать контакты;

- кооперироваться и сотрудничать;

- избегать  конфликтных ситуаций;

- пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использовать элементарные формы речевого этикета;

- принимать доброжелательные шутки в свой адрес;

- участвовать в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремиться помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщать о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщать об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

будет иметь возможность осознавать себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявлять мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- сформировать представление, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознавать ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорить на улице;

- не ломать деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимать и наблюдать за окружающими предметами и явлениями, рассматривать или прослушивать произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимать участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

              Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели. Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».

Содержание курса состоит из следующих разделов:

- «Представления о себе. Представления о частях тела»

- «Гигиена тела »

- «Приём пищи»

- «Семья. Мой мир.  Безопасность»

Направления коррекционной работы:

налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;

- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;

- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;

- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом.

Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.

Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах  у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Особенности обучения

        Занятия по предмету «Человек» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

        В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

       Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

II. Место предмета в учебном плане 2 класса

        В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год.

III. Планируемые результаты освоения программы во 2 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Представления о своем теле

 Представление о правилах здорового образа жизни.

Представление о полезных и вредных привычках.

Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви.

Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.

Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.).

Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи.

Уметь различать, все ли пуговицы на месте.

IV. Программа формирования БУД

        Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II)

Группа БУД

Учебные действия и умения.

Виды заданий на уроке.

Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.

Наглядные - практические.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Найди свою парту»

« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические. Игры.

Пиктограммы.

«Посмотри на меня»

«Найди на парте»

«Повтори за мной»

Ритмические движение вместе с педагогом.

( физкультминутки, динамические паузы)

« Знакомство с книгой»

« Найди в пенале»

«Что лишнее?»

Игра «можно- нельзя»

«Прописи»

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Кто внимателен»

«Выбери правильный ответ»

«Отгадывание загадок», «Раскрась»,

 «Построй домик »,

«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

-Умение следовать инструкции педагога.

Устные.

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Пиктограмма,

«Найди тетрадь»

«Передай мяч».

        

        В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

V. Содержание программы

        Программа представлена следующими разделами

        Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

        Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

        Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

VI. Система оценки достижения планируемых результатов

        Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

        При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

        В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

п/п

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

0

1

2

3

4

5

1

«Представления о себе»

Соблюдает режим дня

Различает части тела

Соблюдает правила гигиены

Называет сове имя

Различает продукты питания

2

«Семья. Мой мир. Безопасность»»

Использует вежливые слова

Знает правила безопасности в доме

Знает правила поведения с животными

Знает правила поведения в лесу

Знает правила поведения на воде

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

VII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащегося на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

  • Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

  • Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 

        Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др. 

Методы формирования новых умений

  • Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного 

        Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др. 

Методы контроля результатов обучения

        Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.  Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

  • Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.

        Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Литература____________________________________________________________________________

VIII.    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Урока

Дата

Содержание учебного материала

(тема урока, контрольной работы, практических, лабораторных работ)

Кол-во ч.

Развитие тематических речевых навыков

План

Факт

I ЧЕТВЕРТЬ           «Представления о себе»

1

Знакомство с учебником.

Условные обозначения. О себе.  

1

Моя семья. Моя фамилия. Меня зовут.

 «Волшебные слова»

Как вести себя в школе.

В каком классе ты учишься? Моя школа

2

Режим дня школьника.

1

Наше здоровье.

Гигиена, режим

3

Прогулка и ее значение.

1

Наше здоровье.

4

Утренний и вечерний туалет.

Правила пользования туалетом.

1

Наше здоровье.

Гигиена

5

Зарядка и её значение.

1

Я делаю зарядку

6

Сон, его значение.

1

Наше здоровье.

7

Человек: строение.

   1

Это я

8

Игра – импровизация: что умеет твоё тело.

1

Давай играть . Мы тихо играем

9

Лицо в зеркале.

Повторение пройденного материала

1

II ЧЕТВЕРТЬ    «Гигиена тела»

1

1

Гигиена полости рта.

1

Наше здоровье.

Гигиена

2

1

Чистота рук – залог здоровья.

1

Наше здоровье.

Гигиена

3

2

Внешний облик человека

Правильная осанка человека

1

Наше здоровье.

4

Кожа, порез, ожог

1

Наше здоровье.

5

Лицо человека: глаза, уши, нос

1

Это я

6

Человек: строение.

1

Части тела

7

Повторение пройденного материала

1

III ЧЕТВЕРТЬ   «Приём пищи»

1

Продуктовые магазины

1

2

Как правильно есть

1

Наше здоровье.

3

Из чего варят каши

1

Питание

4

Хлеб – всему голова.

1

Питание

5

Игра-прогулка по улице Сезам

1

Давай играть. Мы тихо играем

На вкус и цвет товарищей нет

1

6

Как утолить жажду

1

7

Если хочешь быть здоровым

1

ЗОЖ

8

Витамины . Сухофрукты

1

Польза овощей и фруктов.

9

Самые полезные продукты: овощи, фрукты.

1

Я ем свежие овощи и фрукты

10

Повторение пройденного материала

1

IV ЧЕТВЕРТЬ    «Семья. Мой мир. Безопасность»

1

Человек: строение.

1

Это я

2

Безопасность в доме.

1

ПБП

3

Пожарная безопасность: огонь

1

Огонь-враг

4

Безопасность при общении с животными.

1

ПБП

5

Правила поведения в лесу.

1

ПБП

6

Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес.

1

ПБП

7

Правила поведения на воде.

1

ПБП

8

Повторение пройденного материала.

Всего за год 34 часа

1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

- Коммуникативные символы;

- Картины, наглядные пособия;- предметов различной̆ формы, величины, цвета;

- Графика. схемы, таблицы-пиктограммы   с   изображениями   занятиймоментов и др. событий;

- Невербальные средства общения(жест, мимика, голос);

- Электронные презентации;

- Дид.игры по лексическим темам;

- Шнуровки,липучки;

- Посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины);

- Виды одежды и обуви;

- Принадлежности для ухода за своим телом-оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

- Пазлы, лото, разрезные картинки;

-Альбомы с фотографиями детей-изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

-  предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- мозаики;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных орие...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая рограмма учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной о...