Проект урока по окружающему миру.
проект по окружающему миру на тему

Кузьмина Татьяна Викторовна

Данный проект представляет из себя зачетную работу к квалификационным курсам «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях внедрения ФГОС»
Включает в себя:
- текстовый документ
- презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmina_t.v._proekt_uroka.docx37.99 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский государственный институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях внедрения ФГОС»

Сроки проведения курсов: 27.01.2014 - 30.01.2014

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по окружающему миру

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 Сергачского района

Кузьмина Татьяна Викторовна

Квалификационная категория: 1

Стаж работы учителем начальных классов: 23 года

Контакты: +79616319456

Проект урока.

Тема урока выбрана в соответствии с рабочей программой. В соответствии с рабочей программой определено место урока в системе уроков по данному разделу и данной теме. Приступая к изучению новой темы, необходимо проанализировать весь объём работы по ней. При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо  выбрать те задания, которые соответствуют уровню класса.

На основе программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий были проведены следующие диагностики:             

Личностные УУД: действия самооценки – методика «Лесенка»

Распределение учащихся по уровням развития личностных УУД

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 19 чел.)

8 чел.

8 чел..

3 чел.

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознанию качества и уровня усвоения: методика «Выкладывание узора из кубиков».

Распределение учащихся по уровням развития осознания

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 19 чел.)

9 чел.

7 чел.

3 чел.

Общеучебные универсальные действия: универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление аналогий) - методики из диагностического альбома  Н.Я.Семаго

Распределение учащихся по уровням развития универсальных логических действий

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 19 чел.)

7 чел.

10 чел..

2 чел.

 Коммуникативные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия) – методика: «Рукавички» (Цукерман)

Распределение учащихся по уровням развития умения действовать по плану и планировать свою деятельность

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 19 чел.)

8 чел.

9 чел.

2 чел.

Распределение учащихся по уровням развития согласования усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

уровень

высокий

средний

низкий

Количество уч-ся:

(в классе 19 чел.)

11 чел.

7 чел.

1  чел.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых

для проведения урока по данной теме.

Знают:

  1. Времена года
  2. Приметы весны
  3. Признаки живой и неживой природы

Умеют:

  1. Замечать весенние изменения в природе
  2. Рассказывать о своих наблюдениях
  3. Находить в тексте нужную информацию
  4. Формулировать тему и цель урока
  5. Работать коллективно, в парах

Тема:  «В гости к весне»

Предмет: Окружающий мир

УМК: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова)

Класс:  2 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цель: систематизировать и расширить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

  1. Формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки, технологии;
  2. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна»;
  3. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, какие весенние изменения происходят в живой и неживой природе.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные УУД

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; продуктивно взаимодействовать со сверстниками и со взрослым; формулировать выводы;
  • Умение рассуждать
  • Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
  • Умение находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  • Умение ставить цель и сохранять ее на протяжении всего урока 

Личностные УУД 

  • нравственно-этическая ориентация.
  • Эмоционально-положительный настрой на урок.
  • Здоровьесберегающий компонент
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
  • Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД.

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • Умение моделировать с учетом специфики (природной и художественной)
  • Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Логические УУД

  • Умение отгадывать

Общеучебные УУД

  • Формирование учебно-познавательных мотивов

Здоровьесберегающий компонент (физкультминутка – для снятия мышечного и эмоционального напряжения)

При построении урока реализуются  дидактические принципы:

  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • принцип связи теории с практикой.

Методы и приёмы:  

словесные: беседа;

наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;

практические: поисковый метод, парная работа, рефлексия.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование:

у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio, диск с презентацией, жаворонки.

у учащихся: конверты с набором иллюстраций, клей-карандаш, линеечка достижений, ручка, карточка с заданием, зеркальце, салфетка

План урока с хронометражем:

  1. Орг.момент – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 2 мин.
  3. Постановка темы и цели урока – 2 мин
  4. Самоопределение к деятельности – 4 мин.
  5. Физкультминутка – 1 мин.
  6. Знакомство с новым материалом – 15 мин.

- практическая работа – 13 мин.

      7. Рефлексия. Итог урока – 7мин.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

  1. Орг. момент.

Учитель:  Встали ровно и красиво. Тихо сели.

Руки (на месте)

Ноги (на месте)

Локти (у края)

Спина (прямая)

Учитель.

     Вот опять звонок зовет

     второклашек на урок.

Слушать, видеть, изучать,

 Мир, что окружает нас.

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,

Не шутите, не вертитесь,

Слушайте внимательно.

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Учитель. Это слышать мне приятно.

Проверка правильной посадки

Рассказывание  стихотворения заранее подготовленными учащимися

Ученик.

Гулять сегодня некогда!

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам,

Мы очень рады им.

Ученик.

Наш веселый второй класс

Вам покажет все сейчас:

То, чего достигли мы,

Находясь, весь год в пути.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

Ответ на вопрос:

Дети.  Да!  

Здоровьесберегающий компонент

Личностные УУД нравственно-этическая ориентация.

Эмоционально-положительный настрой на урок.

 

2. Актуализация знаний

- Я знаю, что вы любите разгадывать кроссворды. И вот сейчас вам предстоит этим заняться. Слушайте внимательно вопросы.

  1. Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой на ветках...

Ну, конечно, это - ...

  1. Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый …

  1. Висит за окошком

 Кулек ледяной.

 Он полон капели

И пахнет весной.

4. Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...

  1.  Только за окошком

 Попустил мороз,

 Потекли сосульки

 Бусинками слез.

 Ну, а ты, дружочек,

 Отвечай теперь -

 Под моим окошком

 Что звенит? …

- Ребята, назовите какое ключевое слово у нас получилось.

Отгадывают загадки

-ветер

-ручей

-сосулька

-солнце

-капель

-весна

Логические УУД

Умение отгадывать

загадки

3.Постановка темы и цели урока

- Предположите, о чем пойдет речь у нас на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить  о весне.

- Ребята, а то, что происходит в природе весной как можно назвать одним словом?

- Давайте вспомним, какая бывает природа?

- Так о чем еще мы будем говорить на уроке?

-Какую цель мы ставим перед собой на уроке?

Проведя внутренний анализ, дают ответ на поставленный вопрос:

-о весне

Проводят обобщение:

-изменения

На основе имеющихся знаний отвечают на поставленный вопрос:

-живая и неживая

Проведя внутренний анализ, дают ответ на поставленный вопрос:

-Об изменениях  в живой и неживой природе весной

Проведя внутренний анализ, дают ответ на поставленный вопрос:

-узнать, какие изменения происходят в живой и неживой природе весной

Регулятивные УУД

Умение ставить цель и сохранять ее на протяжении всего урока

4.Самоопределение к деятельности

- Тогда слушаем меня внимательно. (Звучит звук «аськи»)

- Ой, ребята, что это? Нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Чтение письма учителем, либо хорошо читающим учеником

«Внимание! Внимание! Зиме не хочется уступать место Весне и она решила ее заколдовать, заморозить, чтобы никогда больше не было тепла и света. Помогите освободить Весну из зимнего плена. Лесные жители»

- Вот так незадача. Надо идти Весну-красну искать, в наши края ее кликать-звать. Согласны?

-Да где же искать-то? Куда нам идти? Я думаю идти нужно в ту сторону, откуда теплый ветерок веет, где солнышко больше пригревает-греет. А помогут определить нам направление солнечные зайчики. Давайте попробуем их поймать. Возьмите в руки зеркальце и поймайте своего солнечного зайчика.

- Молодцы! Зеркальца положите на край парты. Сейчас я вам предлагаю самим превратиться в солнечных зайчиков. Встали ровно и красиво

На основе эмоционального отзыва отвечают на вопрос:

-да

Коллективное выполнение задания, предложенного учителем. Создание положительного эмоционального фона

Общеучебные УУД

Формирование учебно-познавательных мотивов

Личностные УУД

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

5. Физкультминутка

Осуществление профилактики утомления

(Песня «Солнечный зайчик».)

Солнце только выйдет -

Я уж тут как тут,

Кто меня увидит,

Все играть зовут.

Припев:

Я зайчик, зайчик, зайчик,

Скачу, скачу, скачу,

Я солнечный, и, значит,

Скачу, куда хочу.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения

6.Знакомство с новым материалом

-Тихо сели.

-Ребята, наши солнечные зайчики привлекли внимание солнышка и оно пускает нам солнечные лучики, которые нам укажут дорогу.

-Закрыли глазки и произнесли волшебные слова:

И раз, и два, и три

На поляну мы пришли

-Я хочу вам загадать загадку. Слушайте внимательно:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает

Что за месяц, кто узнает?

- А знаете ли вы, как этот месяц называется в народе?

- Догадайтесь, почему он так называется?

- Еще его называют «Весна света». Как думаете, почему?

- Ребята, посмотрите внимательно на эту загадку. Какие признаки этого месяца вы увидели?

-Какие признаки марта из своих наблюдение вы добавите?

- А вы знаете, что кругом снег, а у зайчих уже рождаются зайчата. Их называют - "настовики" – появляются зайчата  на свет в конце марта, когда снег только начинает таять.

Работа на карточках (индивидуально)

-Ребята, у вас на карточках записаны все  признаки месяца марта. Вам нужно стрелками указать, какой признак относится к живой природе, а какой к неживой природе.

Самопроверка по слайду (фронтально)

-Ребята, а для чего мы пришли на поляну?  

Правильно, вот сейчас мы этим и займемся. Вам нужно включить свое воображение, чтобы самим составить картину весны. Работать вы будете в парах, но три счастливчика будут выполнять это задание на интерактивной доске. А кто они, мы сейчас узнаем. Для этого приготовьте свои ладошки. Ладошкой проведите по внутренней стороне крышки стола. Что заметили. Те, кто нашел картинку с солнышком,  прошу выйти к доске.

У всех остальных на партах лежат конверты. Откройте их. Достаньте содержимое этих конвертов. Положите перед собой рабочее поле. Наклеивая детали, у вас должна получиться весенняя картина. Приступаем к работе.

Практическая работа в парах

-Молодцы! у вас получились красивые весенние пейзажи. О чудо, перед нами появилась сама красавица Весна.

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе;

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая

(Л.Модзалевский)

-Весна очень рада что мы ее освободили из снежного плена. Ведь сегодня 21 марта – день весеннего равноденствия. День с ночью меряется. Пол суток на небе солнышко, пол суток ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. По старинному русскому обычаю в этот день пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз.  Этими птичками Весна нас угощает.  А мы для Весны   пропоем   заклички: (стоя)

- Наше увлекательное путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в класс. Для этого скажем волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в классе мы опять

Коллективное выполнение задания, предложенного учителем:

И раз, и два, и три

На поляну мы пришли

Отгадывают загадку

-март

На основе имеющихся знаний отвечают на поставленный вопрос:

-протальник, капельник, зимобор

Проведя внутренний анализ отвечают на вопрос:

- появляются проталины, капает капель

-солнце начинает светить ярче, по сравнению с зимой

На основе анализа текста отвечают на вопрос:

-теплый ветер, ярко светит солнце, тает снег, прилетают грачи.

На основе личного опыта отвечают на вопрос:

-появление проталин, подснежников, высокое небо, белые легкие облака, ручейки

Словарная работа (межпредметная связь с литературным чтением)

На основе полученных знаний выполняют задание

на классификацию.

Самопроверка, самооценка

Исходя из поставленных задач отвечают на вопрос:

-расколдовать весну.

Выполняют задание, предложенное учителем (межпредметная связь с технологией). Проявление умения работать в паре.

Осуществление профилактики утомления

Весна-красна

На чем пришла?

На жердочке

На бороздочке

На овсяном колосочке

На пшеничном пирожочке

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в классе мы опять

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Логические УУД

Умение отгадывать

Регулятвные УУД

Умение находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач

Познавательные УУД

Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Познавательные УУД

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Познавательные УУД

Умение моделировать с учетом специфики (природной и художественной)

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Рефлексия. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие в гости к весне.

- Оно вам понравилось?

- Что на уроке вам показалось наиболее интересным?

- Что вам особенно запомнилось?

- Что еще вам хотелось бы узнать о весне?

- Обещаю, что ответы  на ваши вопросы мы найдем на следующем уроке окружающего мира.

- А сейчас я предлагаю вам с помощью линеечек достижений оценить свою работу на уроке.

- С вашими оценками я полностью согласна.

 - Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.

На основе эмоционального отзыва отвечают на вопрос:

-да

Ответы учащихся

Проводят самооценку

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Личностные УУД

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

8.Домашнее задание

С. 86-89 читать, отвечать на вопросы

Записывают в дневники задание на дом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по «Окружающему миру» 2-а класс

Слайд 2

В Е Т Е Р К Ь Л У С О С Й Е Ч У Р А Е Ц Н Л О С Ь Л Е П А К

Слайд 3

Внимание! Внимание! Зиме не хочется уступать место Весне и она решила ее заколдовать, чтобы никогда больше не было тепла и света. Помогите освободить Весну из зимнего плена. Лесные жители.

Слайд 6

Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Март

Слайд 7

ПРОТА́ЛИНА Место, где стаял снег и открылась земля. Толковый словарь

Слайд 8

К АПЕ́ЛЬ Падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Толковый словарь

Слайд 9

Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Март

Слайд 10

НАСТ Заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. Толковый словарь

Слайд 11

проталины капель теплый ветер грачи тает снег ярко светит солнце зайчата- «настовики» подснежники белые легкие облака ручейки высокое небо Неживая природа Живая природа

Слайд 12

21 марта – день весеннего равноденствия.

Слайд 13

Ж А́ВОРОНОК (многозначное) Сдобная булочка в виде птички (устар.). Толковый словарь

Слайд 14

Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?

Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России....

Проект урока по окружающему миру "Огонь, вода и газ"

1- Организационный момент.2- Актуализация знаний (актуализировать знания детей о пожаре и другич ЧС.)3- Работа над новым материалом. Игра "Вызов по телефону пажарной команды". Цель- научить детей...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...