Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №4 имени В.В.Бианки»
Проект урока по окружающему миру
1класс
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках естественнонаучного цикла
Программа и УМК «Школа России»
учитель начальных классов,
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4
имени В.В. Бианки»
Смертина Елена Викторовна
Бийск 2013
Тема: Как живут животные?
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Базовый учебник: Окружающий мир А.А. Плешаков
Цель: Создать условия для расширения представления о жизни животных и условиях, необходимых для их обитания.
Задачи:
1.Обучающие: Познакомить с условиями жизни животных, расширить представления о жизни животных, продолжить учить формулировать цель и задачи урока .
2.Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, речь, умение отстаивать свою точку зрения, умения наблюдать, умение работать в парах.
3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Развитие надпредметных УУД:
Развивать познавательные умения:
- поиска и выделения необходимой информации;
- с помощью учителя решать проблемы поискового характера;
- извлекать необходимую информацию из текста.
Развивать регулятивные умения:
-самостоятельно и с помощью учителя выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
- оценивать свою работу (саморефлексия).
Развивать коммуникативные умения:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Развивать личностные умения:
- иметь представление о ценности и уникальности природного мира.
Тип урока: изучение нового и закрепление полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа, герои Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха, изображения животных, слайдовая презентация, доска, мел, рабочие листы с заданиями, пр. карандаши, учебник , Окружающий мир А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методические рекомендации |
1 | Организационный момент: Цель: создать эмоционально-положительный настрой на урок, проверить готовность учащихся к уроку Долгожданный прозвенел звонок, Начинаем мы урок. -А начинаем мы наш сегодня урок с игры «Молчанка» Я показываю, что должно быть у вас на партах, а вы проверяете готовность к уроку. Если чего-то нет, готовите. | Учащиеся настраиваются на урок. Учащиеся, молча, проверяют все ли у них готово на парте. | Учитель читает стихотворение Учитель показывает предметы необходимые к уроку | В начале урока возможно использование стихотворения, музыки, загадок и т.д. Материалы: Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков; карандаш; рабочий лист с заданием – один на парту. |
2 | Актуализация знаний: Цель: повторить способы действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. - Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку с дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое. -Расскажите , Муравьишке еще раз, что мы узнали с вами о растениях на прошлом уроке. -Я хочу сказать спасибо дежурным, в нашем классе, которые следили за нашими растениями в течении недели. -Ребята, Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. А с кем, догадайтесь… Игра «Доскажи словечко» Цель: активизировать внимание детей, обобщить знания о разнообразии животного мира. -Я буду читать стихотворение, а вы хором вставляйте подходящее по смыслу слово. При затруднении вам помогут рисунки на доске. Затеем-ка игру!- промолвил … (кенгуру) Быстрей сходитесь в круг, - пробормотал… (индюк) Нам вовсе не до игр, за всех ответил … (тигр) Да и какой в них толк?- добавил серый… (волк) Уж лучше я уйду,- воскликнул… (какаду) А я уж поскакал, протявкал трус … (шакал) Жаль, поиграть нам не пришлось, - вдруг промычал печально … (лось) Ах, ах, оставим эту тему,- сказал капризно страус… (эму) Сыграем в следующий раз, всех успокоил … (дикобраз) Нет, ты меня теперь не трожь, и я колюч, -профыркал… (ёж) -Ребята, кого называли слова, которые вы договаривали? (Животных) Что мы знаем о животных? (Делятся на 4 группы). -Кто догадался, о ком пойдёт речь на уроке? (О животных) | Учащиеся, решают проблемную ситуацию, применяя свои знания. Дети хором вставляют подходящее по смыслу название животного. Учащиеся выходят к доске и распределяют животных на группы. Учащиеся определяют, о чем пойдет речь на уроке. | Учитель ставит проблему перед учащимися Учитель читает стихотворение. Учитель в игровой форме актуализирует мыслительные операции учащихся, необходимые для проблемного изложения нового знания. | Материалы: мультимедиа, слайдовая презентация. На данном этапе урока возможно использование стихотворения, загадок. Материалы: доска, на доске изображения животных (приложение 1); мультимедиа, слайдовая презентация. |
3 | Проблемное объяснение нового материала Цель: развитие умений формулировать вопросы, необходимые для постановки цели исследования; определение границы знаний детей; формулирование цели урока; составление плана решения проблемы. У каждой группы животных есть свои отличительные особенности, но у всех животных есть и общее. Как вы думаете, что объединяет всех животных? (Они все живые) Да, все животные живут. Посмотрите на доску, там записаны ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы. На доске: Как? Сколько? Что необходимо? Почему мы не можем оставить на урок вопрос: Сколько живут животные? (Животных очень много, мы не можем узнать про каждого сегодня на уроке) Итак, мы задали 2 вопроса: Как живут животные? и Что необходимо животным для жизни? Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? (Нет) Какую цель поставим себе на урок? (Узнать, как живут… и Что необходимо ….) Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни? Что будем исследовать, определили, а вот как будем это делать? ( В парах) Как проверить, правильные ли выводы вы сделали? ( Посмотреть в учебнике) Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы. Чтобы помочь вам провести исследование, я приготовила рабочие листы для каждой пары. Каждая пара читает задание, соединяет рисунки карандашом, делает вывод о своём исследовании. Задания у каждого ряда отличаются, поэтому, когда будем делать выводы, заслушаем ответы каждого ряда. Итак, читаем задание, выполняем и делаем вывод. Как проверим, правильные ли выводы сделали? (Прочитаем в учебнике «Проверь себя») Мы ответили только на один из вопросов. На какой вопрос ещё надо найти ответ? (Что необходимо животным для жизни?) Я предлагаю подумать и порассуждать всем вместе. Как вы думаете, без чего животное не может обойтись? Где проверим, правильные ли выводы мы сделали? ( В учебнике) | Учащиеся с помощью слов формулируют вопросы по теме урока. Затем выбирают вместе с учителем только те, ответ на которые смогут найти на этом уроке Каждая пара выполняет задание: 1. Читает задание. 2. Выполняет его – соединяет рисунки при помощи карандаша (Проведя линию). 3.Делайет вывод. 4.Желающая пара выступает. 5. Проверяет правильность вывода по учебнику. | Учитель на доске записывает несколько слов, с помощью которых дети формулируют вопросы по теме урока. Затем выбирают только те, ответ на которые смогут найти на этом уроке. Организовывает работу в парах. Напоминает правила работы в парах. Учитель объясняет задание учащимся: 1. Прочитайте задание. 2. Выполните его – соедините рисунки при помощи карандаша (Проведите линию). 3.Сделайте вывод. 4.Выступление пар. 5. Проверка правильности вывода по учебнику. | Метод «Ключевые слова», т.е. учитель предлагает слова, опираясь на которые учащиеся формулируют цель исследования. Материалы: доска, дидактические раздаточные карточки (приложение 2) Работа в парах. Алгоритм:
Учащиеся по мере готовности представляют свои исследования в виде рассказа и вывода. На данном этапе можно использовать музыку, звуки природы. Материалы: рабочие листы с заданиями №1, №2,№3, простой карандаш. Выполнение задания: Работа в парах (приложение 1) |
4 | Первичное закрепление во внешней речи ( физкультминутка) Цель: повысить уровень эмоционального состояния в классе. Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают. Рано утром в зоопарке просыпаются зверята: -открывают глазки барсучки; -трут щёчки хомячки; -умываются бельчата; -потягиваются лисята; -зевают тигрята; -бегают страусята; -хлопают крыльями индюшата; -подпрыгивают тигрята; -машут гривой жеребята; -крутятся влево-вправо неугомонные мартышки; -кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки. А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились? Зверята просыпаются! | Учащиеся выполняют движения, представляя себя детенышами. | Учитель рассказывает, как просыпаются зверята, в зоопарке. | На данном этапе урока можно использовать музыку, звуки природы, стихотворения. |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: обучить навыкам использования знаний на практике; организовать коммуникативное взаимодействие с целью развития умений сопоставлять, обобщать, делать выводы Сегодня мы говорили о том, как живут все животные, но ведь у каждого из них есть свой природный дом: У рыбы - вода, у большинства зверей - поверхность земли (леса, поля). Сейчас вы будете определять, где находится природный дом некоторых животных. Работать вы будете в парах по плану: 1.Вырежите рисунки из приложения на стр.65. 2. Поместите каждое животное в его «природный дом». 3.Попросите соседа по парте проверить вас: расскажите, как каждое животное связано с тем, что его окружает. 4. После проверки наклейте рисунки. Выполнив задание, передайте работу соседу по парте . Каждый из вас проверяет работу соседа и делает вывод верно ли она выполнена. | Дети работают в парах. Каждая пара получает и выполняет задание. Учащиеся после выполнения, работы передают соседу по парте для проверки. | Учитель организовывает работу в парах. Учитель объясняет задание учащимся: 1.Вырежите рисунки из приложения стр.65. 2. Поместите изображение животного в его «природный дом». 3.Попросите соседа по парте проверить вас: расскажите, как каждое животное связано с тем, что его окружает. 4. После проверки наклейте рисунки. | Материалы: рабочая тетрадь. «Окружающий мир» ч.1. стр.50. клей; ножницы ( инструктаж по технике безопасности по использованию клея, ножниц) |
6 | Включение нового знания в содержание материала Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности обучения. Ребята, Муравьишке приятно слушать о своих друзьях. Давайте еще раз для него повторим, как живут животные. Ребята, подумайте, где нам пригодятся новые знания. | Учащиеся повторяют изученное на уроке, совместно с учителем определяют, где могут пригодиться новые знания. | Учитель направляет детей. Помогает сделать вывод и определить возможность применения новых знаний. | На данном этапе урока можно использовать метод беседы, кроссворд, загадки и др. |
7 | Итог урока Цель: обучение учащихся умениям оценивать результаты своей деятельности на уроке. Какую цель ставили на урок? Получили мы ответ на эти вопросы? Что мы всегда делаем в конце урока? (Проверяем себя, оцениваем свою работу) Проверим свои знания и оценим свою работу на уроке с помощью контрольных вопросов. Читаем вопрос №1. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Читаем вопрос №2. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Оценим себя с помощью человечков. Те, кто ответили на 2 вопроса правильно- покажите пальчиком в учебнике улыбающееся лицо- вы молодцы ! Те, кто смог ответиь только на 1 вопрос - покажите пальчиком в учебнике спокойное лицо- вы тоже неплохо поработали, но не всё запомнили. Те, кто не смог ответить ни на один вопрос показывают грустное личико. | Дети отвечают мысленно. Затем проверяют правильность – отвечает один учащийся, остальные показывают, при помощи поднятой руки, согласны ли с таким ответом. Таким же образом отвечают на все контрольные вопросы. А затем оценивают полученные знания при помощи рисунков учебника. Ответил на все вопросы правильно- показывает пальцем улыбающееся лицо, не ответил на 1 вопрос- спокойное лицо, не ответил ни на один вопрос- грустное лицо. | Учитель читает вопрос №1, №2. | Метод «Контрольные вопросы»: использование контрольных вопросов в тексте учебника стр.75. Материалы: учебники «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков, смайлики с изображением веселого, спокойного и грустного настроения. |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по окружающему миру на тему: «Где живут белые медведи?»
Интегрированный урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии природы Земли. На уроке перед учащимися, ставится какая - либо проблема, вопрос, от...
Проект урока по окружающему миру 1класс Тема: « Равновесие в природе»
Данный урок может быть использован учителями начальной школы.Программа «Школа 2100» Класс - 1Предмет – окружающий мирТема – «Равновесие в природе»На урок...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Где живут белые медведи?"
Конспект урока 1 класс...
Презентация и конспект урока по окружающему миру по теме "Где живут Слоны?" УМК "Школа России".
Презентация и конспект поможет учителю провести интересный урок. К презентации предлагаю физ.минутку и релаксацию....
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны?" УМК "Школа России", 1 класс.
Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС....
технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России
технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?" 1 класс...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут животные?"
Урок по окружающему миру на тему "Как живут животные?" с использование ЦОР.Тема: «Как живут животные?»Класс: 1Тип урока: открытие нового знания.УМК : "Школа России"...