Конспект урока в 3 "а" классе по окружающему миру на тему: "Как разрушаются камни".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Данный конспект урока может использоваться на уроке окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kak_razrushatsya_kamni.odt15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока по окружающему миру.

Теме: «Как разрушаются камни».

В 3 «а» классе «Школа России» ФГОС

Урок подготовила

учитель начальных классов

А. В. Хрулева

«Как разрушаются камни»

Цель:

-сформировать представление о разрушении горных пород под действием температуры, воды, льда, растений, животных.

Задачи:

-углубить знания об изменении твёрдых тел под воздействием различной температуры;

-сформировать знания о постепенном, последовательном разрушении пород;

-развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность;

-умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;

- использовать методы формирования у детей коммуникативной, проблемной, толерантной компетенции;

-поддерживать стремление поиска верного ответа без боязни ошибки.

Оформление:

запись фрагментов стихотворений об осени на доске.

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодняшний урок мы начнём с прогноза погоды, посмотрим, какие сообщения вы подготовили дома, а потом перейдём к изучению новой темы. А вот название темы я не скажу, вы поможете её сформулировать.

2. Наблюдение за погодой.

Дети схематически отмечают погоду на доске при помощи картинок.

-Ребята, какая схема, на ваш взгляд, более точная?

-Какое из стихотворений наиболее точно отражает состояние сегодняшней погоды?

-Почему?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...(А. Плещеев)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...(Ф. Тютчев).

3. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

Сообщения детей.

4. Подготовка к изучению нового материала. Формулировка темы и целей урока.

-Сейчас вам предстоит определить тему нашего урока. Сначала я прошу вас внимательно послушать небольшой фрагмент рассказа А. Гайдара. Я буду читать текст, а главное слово буду заменять словом ПРЕДМЕТ. Ваша задача догадаться, о каком же предмете идёт речь.

Фрагмент рассказа А. Гайдара «Горячий камень».

  От стыда и горя Ивашка забрёл в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчащий из мха голубой ПРЕДМЕТ, но тотчас же с воплем подскочил, так ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

  Однако никакой пчелы на ПРЕДМЕТЕ не было. Этот предмет был, как уголь, горячий и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

  Ясно, что ПРЕДМЕТ был волшебный!- это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого ПРЕДМЕТА может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочёл такую надпись:

Кто снесёт этот предмет на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала.

-Так о чём речь в рассказе?

(О камне).

-А кто -нибудь читал этот рассказ?

-Называется это произведение «Горячий камень» А. Гайдара.

-Как поступил Ивашка, вы сможете узнать, прочитав этот рассказ, если ещё с ним не знакомы. А я тоже нашла этот волшебный камень  и принесла.

-Да, я принесла вам волшебные камешки, они не сделают вас моложе, но обязательно принесут удачу.

-Потрогайте их, опишите их внешний вид и свойства.

-Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.

Мы к твёрдым телам отнесём его?

Да!

-Давайте попробуем сломать его руками.

-Как вы думаете, может ли человек разрушить такой камень?

-Как? Чем?

-А могут ли камни разрушаться без влияния человека?

-Определите тему, над которой мы будем сегодня работать на уроке.

И так, тема нашего урока: «Как разрушаются камни?»

5. Работа над новым материалом.

-Ребята, рассмотрите осколки камня, которые я вам раздала. Как вы думаете, как мне удалось расколоть камень? А может ли камень разрушиться под влиянием природных явлений, т е без вмешательства человека?

-Сейчас я продемонстрирую вам опыт.(В дощечку вбиты два гвоздя, между гвоздями учитель вкладывает монету. Монета легко входит между гвоздями. После нагревания нет.

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

(При нагревании твёрдые тела расширяются, при охлаждении-сжимаются.

Слайд №1.

-Как же разрушаются камни?

Кто и что влияет на разрушение камней?

Под влиянием человека.

В природе без вмешательства человека.

Слайд №2

Естественное разрушение камней в природе.

Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что она.

Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней была когда то.

Но с каждым годом, так уж получается, скала- то эта всё же разрушается.

-Что в природе может разрушить камень?

Солнце.

Слайд №3

Я и тучка, и туман,

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.(вода).

-Может ли вода разрушить камень?

-Каким образом?

(Свойства воды).

Слайд №4

Неизвестно, где живёт,

Налетит- деревья гнёт,

Засвистит- по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.(Ветер)

-Как ветер влияет на разрушение камней?

-Как растения влияют на разрушение камней?

6. Работа с учебником. Работа в парах.

Прочитаем об этом в учебнике.

Ответы на вопросы из учебника. (Ответы в парах).

1. Что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении?

2. Почему из- за изменений температуры в камнях образуются трещины?

3. Какую роль в разрушении скал играет вода?

4. Какую роль в разрушении скал играет ветер?

5. Почему растения могут ускорить разрушение?

7. Физкультминутка.

8. Сообщения о камнях.

(Готовят ученики).

Аквамарин, алмаз, гипс, жемчуг

9. Рефлексия.

Камни это-

а) созданные человеком искусственные предметы;

б) твёрдые тела;

в) слой земли

Какое высказывание является верным:

а) Разрушение твёрдых пород вызвано: изменением температуры, действием воды, ветра, растений;

б) твёрдые породы не подвержены разрушению.

Работа в парах.

1. Твёрдые тела при нагревании:

-сжимаются

-расширяются

-лопаются

2. Твёрдые тела при охлаждении:

-сжимаются

-расширяются

-лопаются

3. Что образуется в камнях из-за изменений температуры:

-полоски

-глина

-трещины

4. Что ещё играет роль в разрушении камней:

-воздух, ветер, дождь

-вода, ветер, растения

-вода, ветер, животные

5. Что образуется в результате разрушения камней:

-песок и глина

-слюда и гранит

-глина и гранит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром по теме:" Растения весной".

Цель: дать представления об изменениях в жизни растений с приходом  весны.Задачи:- продолжать учить замечать сезонные изменения в природе;- поплнение и активизация словарного запаса;- воспитывать...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Звери"

развернутый конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Звери" для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа" и презентация....