Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса пнш
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Горелкина Ирина Юрьевна

Пояснительная записка и рабочая программа по окружающему миру для 2 класса пнш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудровой

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе  учебного плана МАОУ, согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование  составляет 70 часов  (35 х 2= 70).

Программа предназначена  обучающимся 2 класса

Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:

— топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но  и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ

мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;

— особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях

сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.

Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:

— принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его

объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посредством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, базирующийся на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил личной безопасности, гигиены, режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе в течение всех четырех лет тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

— воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов, заданий, экспериментальных и опытных исследований, экскурсионных учебных и внеурочных мероприятий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

— демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

— выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

— системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

— специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей- открывателей закономерностей и правил;

— иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.

Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у

детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание

причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования

в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

— на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);

— участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;

— социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

— задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

— задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

— завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Новая форма организации учебного занятия — заседание школьного клуба — позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры — к чтению, от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.

Место учебного предмета в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1 — в соответствии с требованиями стандарта второго поколения), курс окружающего мира представлен

в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.

Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

• поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВО 2 КЛАССЕ

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);

• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

 • группировать (классифицировать) объекты природы по при- знакам: насекомые—рыбы—птицы—земноводные—пресмыкающиеся—млекопитающие (животные);

• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

 • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние—двулетние—многолетние растения; цветковые—хвойные—папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

 • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

 • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника. Обучающиеся получат возможность научиться: 

• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

 • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

 • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);

• описывать достопримечательности Московского Кремля;

• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

 • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

 • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

 В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся: 

• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

 • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при возникновении простудных заболеваний;

• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

• выполнять правила безопасного поведения в природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 Человек и природа (42 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

 Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России.

Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

 Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие.

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.

 Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (26 ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества.

Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

 Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности родного края.

Наша Родина — Россия. Конституция России — основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых.

Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля).

Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).

Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила обращения с водой, электричеством, газом. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВО 2 КЛАССЕ

Содержательный блок «Человек и природа»:

• классификация объектов окружающего мира

 • выделение отличительных признаков живой природы

 • распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы) • обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы

 • изучение разнообразия растений и животных родного края

• осуществление посильных осенних работ на участке

 • сбор природного материала

 • проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа

• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

• самостоятельное маркирование

 • уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах

• знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус

• выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля

 • усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений

 • расширение представлений о значении воды для жизни на Земле

• определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств

• обсуждение особенностей процесса питания растений

• высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)

• выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих

• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края

 • обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду

• составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края

• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов

 • обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)

 • классификация отличительных признаков животных разных групп

• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей; приобретение новой информации

• углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме

 • повторение и расширение знаний о диких животных

 • знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной

 • обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга

 • проведение наблюдений, постановка опытов. Содержательный блок «Человек и общество»

• участие в исследовательской деятельности

• проведение сравнений, выбор правильного ответа

 • работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

 • самостоятельное маркирование

 • описание на основе иллюстраций объектов, выделение их основных существенных признаков

• обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе

 • знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме

 • знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники

• удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве

• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой

 • изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)

• расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах • изучение родословной

 • рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи

• воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам

 • моделирование (составление маршрута экскурсии).

 Содержательный блок «Правила безопасного поведения»: 

• знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий

 • приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов

• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью

 • использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека

• обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье

 • знакомство и применение основных правил личной гигиены

 • классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения

• использование основных правил дорожного движения

 • моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»

• обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми.

Формы и методы контроля.

  1. Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он проводится на первых этапах обучения. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Он важен как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планирование последующего обучения и предупреждение неуспеваемости.
  2. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат

Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его интерес к учению.

  1. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток времени.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного с повествование о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться, как:

  • беседа;
  • рассказ ученика;
  • объяснение;
  • чтение текста;
  • сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Цель самостоятельной работы: проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознания понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

Содержание работ может быть вариативным.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника, но и его умение применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильные и неправильные ответы.

 Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.

  Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

•  создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

•   формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

•  развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.  

Планируемые результаты  реализации  программы

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

• родная земля, заповедная природа, планета Земля;

• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

  В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

•  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов в

неделю согласно учебному плану лицея

Ревизиты

программы

УМК

обучаю

щегося

УМК учителя

Феде

раль

ный компо

нент

Регио

Наль

ный компо

нент

Школь

ный компо

нент

2

2

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

О.Н.Федотова,

Г.В.Трофимова

Учебник Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г.

Хрестоматия

Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г.

Тетрадь для самостоятельной работы

Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г.

Проверочные работы в тестовой форме

Чуракова Р. Г., Кудрова Л. Г.

Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г.

Учебник Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г.

Хрестоматия

Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г.

Тетрадь для самостоятельной работы

Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г.

Методическое пособие

Окружающий мир 2 класс в 2-х частях

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов

Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г.

Электронные пособия:

Уроки Кирилла и Мефодия Окружающий мир 2 класс

Чуракова Р. Г., Кудрова Л. Г.

Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г.

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира.

№ п/п

Раздел

программы

Тема урока

Кол.

 часов

Дата

план

Дата

факт

Примечание

    Источники информации об окружающем мире. Где и как найти ответы на вопросы.

6

1

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьников.

1

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы

1

экскурсия

презент.

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

1

4

Осенние работы на пришкольном участке

1

экскурсия

5

Книги - наши друзья. Ищем о  ответы на вопросы в

 учебнике.

1

проект

6

Опыт и наблюдение

1

Практ. работа

Планеты и звезды

5

7

Земля. Модель Земли.

1

Практ. работа

8

Почему на Земле день

 сменяется ночью?

1

Практ. Работа

тест

9

Звезды и созвездия

1

проект

10

Планеты

1

Презент.

11

Движение Земли вокруг

 Солнца

1

Практ. работа

Живая и неживая природа Земли

2

12

Как связаны живая и неживая природа?

1

13

Условия жизни на планете Земля

1

Свойства воды и ввоздуха

4

14

Свойства воздуха

1

Практ. работа

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Презент.

16

Вода и ее свойства

1

Практ. работа

17

Обобщение по теме «Вода и ее свойства»

1

Пров. работа

Солнце, воздух, вода

 и растения

4

18

Условия, необходимые для жизни растений

1

Практ. работа

19

Корень, стебель и лист

1

20

Питание растений

1

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»

1

тест

Разнообразие растений

4

22

Цветковые и хвойные растения

1

Презент.

23

Папоротники, мхи и водоросли

1

Практ. работа

24

Красная книга России. Правила поведения в природе

1

Проект

Презент.

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1

тест

Культурные растения. Продолжительность жизни растений.

8

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

27

Какие части растений люди используют?

1

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

30

Растения сада

1

Презент.

31

Сколько живут растения?

1

32

Размножение растений своими частями

1

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Пров. работа

Грибы

3

34

Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Практ. работа

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

Презент.

36

Как правильно собирать грибы?

тест

Животные

8

37

Разнообразие животных

1

Проект

Презент.

38

Насекомые

1

Презент.

39

Рыбы

1

Презент.

40

Земноводные

1

Презент.

41

Пресмыкающиеся

1

Презент.

42

Птицы

1

Презент.

43

Звери

1

Презент.

44

Как животные защищаются

1

Пров. работа

Человек и животные

6

45

Домашние животные

1

Презент.

46

Живой уголок

1

47

Я - гражданин

Урок-экскурсия

Знай и люби свой край

1

экскурсия

48

Значение диких животных

1

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

1

50

Я - гражданин

Заповедники и заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

Планета просит помощи

1

тест

Человек разумный – это часть родной природы

6

51

Я - гражданин

Про тебя

Я - ученик

1

52

Я - гражданин

Что умеет человек?

Мои права и обязанности

1

53

Расти здоровым

1

Презент.

проект

54

Питание и здоровье

1

Презент.

55

Я - гражданин

От кого зависит твой режим дня?

Я помощник своей семье

1

Практ. работа

56

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

1

Пров. работа

Как уберечь себя от беды?

5

57

Чистота – залог здоровья

1

58

Берегись простуды

1

59

Твоя безопасность на улице

1

Презент.

60

Твоя безопасность дома

1

Презент.

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды»

1

тест

В родном краю

7

62

Я - гражданин

Имя города, села, поселка

С чего начинается родина?

1

Практ. работа

63

История Московского Кремля

1

Презент.

64

Экскурсия в город

1

экскурсия

65

Общий дедушка

1

66

Я - гражданин

День Победы

След ВОВ в жизни родного края и моей семьи

1

67

День конституции

1

68

Обобщение по теме «В родном краю»

1

тест

69-70

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...