Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса пнш
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Пояснительная записка и рабочая программа по окружающему миру для 2 класса пнш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудровой
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе учебного плана МАОУ, согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 70 часов (35 х 2= 70).
Программа предназначена обучающимся 2 класса
Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:
— топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ
мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;
— особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях
сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
— принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его
объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посредством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, базирующийся на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил личной безопасности, гигиены, режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе в течение всех четырех лет тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
— воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов, заданий, экспериментальных и опытных исследований, экскурсионных учебных и внеурочных мероприятий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
— демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
— выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
— системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
— специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей- открывателей закономерностей и правил;
— иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у
детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание
причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования
в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
— на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
— участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;
— социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
— задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
— задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
— завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия — заседание школьного клуба — позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры — к чтению, от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1 — в соответствии с требованиями стандарта второго поколения), курс окружающего мира представлен
в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
• поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВО 2 КЛАССЕ
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по при- знакам: насекомые—рыбы—птицы—земноводные—пресмыкающиеся—млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние—двулетние—многолетние растения; цветковые—хвойные—папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника. Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при возникновении простудных заболеваний;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа (42 ч)
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России.
Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.
Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (26 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества.
Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности родного края.
Наша Родина — Россия. Конституция России — основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых.
Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля).
Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).
Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила обращения с водой, электричеством, газом. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВО 2 КЛАССЕ
Содержательный блок «Человек и природа»:
• классификация объектов окружающего мира
• выделение отличительных признаков живой природы
• распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы) • обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы
• изучение разнообразия растений и животных родного края
• осуществление посильных осенних работ на участке
• сбор природного материала
• проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
• самостоятельное маркирование
• уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах
• знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус
• выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля
• усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений
• расширение представлений о значении воды для жизни на Земле
• определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств
• обсуждение особенностей процесса питания растений
• высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)
• выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих
• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края
• обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду
• составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края
• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов
• обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)
• классификация отличительных признаков животных разных групп
• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей; приобретение новой информации
• углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме
• повторение и расширение знаний о диких животных
• знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной
• обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга
• проведение наблюдений, постановка опытов. Содержательный блок «Человек и общество»
• участие в исследовательской деятельности
• проведение сравнений, выбор правильного ответа
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
• самостоятельное маркирование
• описание на основе иллюстраций объектов, выделение их основных существенных признаков
• обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе
• знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме
• знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники
• удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве
• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой
• изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)
• расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах • изучение родословной
• рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи
• воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам
• моделирование (составление маршрута экскурсии).
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
• знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий
• приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов
• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью
• использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека
• обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье
• знакомство и применение основных правил личной гигиены
• классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения
• использование основных правил дорожного движения
• моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
• обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми.
Формы и методы контроля.
- Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он проводится на первых этапах обучения. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Он важен как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планирование последующего обучения и предупреждение неуспеваемости.
- Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его интерес к учению.
- Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток времени.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного с повествование о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться, как:
- беседа;
- рассказ ученика;
- объяснение;
- чтение текста;
- сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Цель самостоятельной работы: проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознания понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Содержание работ может быть вариативным.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника, но и его умение применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильные и неправильные ответы.
Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Планируемые результаты реализации программы
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | Ревизиты программы | УМК обучаю щегося | УМК учителя | ||
Феде раль ный компо нент | Регио Наль ный компо нент | Школь ный компо нент | ||||
2 | 2 | Рекомендовано Министерством образования и науки РФ О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова | Учебник Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г. Хрестоматия Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г. Тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г. Проверочные работы в тестовой форме Чуракова Р. Г., Кудрова Л. Г. Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г. | Учебник Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г. Хрестоматия Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г. Тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г. Методическое пособие Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г. Электронные пособия: Уроки Кирилла и Мефодия Окружающий мир 2 класс Чуракова Р. Г., Кудрова Л. Г. Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира.
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол. часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
Источники информации об окружающем мире. Где и как найти ответы на вопросы. | 6 | |||||
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьников. | 1 | ||||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | экскурсия презент. | |||
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших. | 1 | ||||
4 | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | экскурсия | |||
5 | Книги - наши друзья. Ищем о ответы на вопросы в учебнике. | 1 | проект | |||
6 | Опыт и наблюдение | 1 | Практ. работа | |||
Планеты и звезды | 5 | |||||
7 | Земля. Модель Земли. | 1 | Практ. работа | |||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | Практ. Работа тест | |||
9 | Звезды и созвездия | 1 | проект | |||
10 | Планеты | 1 | Презент. | |||
11 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | Практ. работа | |||
Живая и неживая природа Земли | 2 | |||||
12 | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | ||||
13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | ||||
Свойства воды и ввоздуха | 4 | |||||
14 | Свойства воздуха | 1 | Практ. работа | |||
15 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | Презент. | |||
16 | Вода и ее свойства | 1 | Практ. работа | |||
17 | Обобщение по теме «Вода и ее свойства» | 1 | Пров. работа | |||
Солнце, воздух, вода и растения | 4 | |||||
18 | Условия, необходимые для жизни растений | 1 | Практ. работа | |||
19 | Корень, стебель и лист | 1 | ||||
20 | Питание растений | 1 | ||||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения» | 1 | тест | |||
Разнообразие растений | 4 | |||||
22 | Цветковые и хвойные растения | 1 | Презент. | |||
23 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Практ. работа | |||
24 | Красная книга России. Правила поведения в природе | 1 | Проект Презент. | |||
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | тест | |||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений. | 8 | |||||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | ||||
27 | Какие части растений люди используют? | 1 | ||||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | ||||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | ||||
30 | Растения сада | 1 | Презент. | |||
31 | Сколько живут растения? | 1 | ||||
32 | Размножение растений своими частями | 1 | ||||
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | Пров. работа | |||
Грибы | 3 | |||||
34 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Практ. работа | |||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 | Презент. | |||
36 | Как правильно собирать грибы? | тест | ||||
Животные | 8 | |||||
37 | Разнообразие животных | 1 | Проект Презент. | |||
38 | Насекомые | 1 | Презент. | |||
39 | Рыбы | 1 | Презент. | |||
40 | Земноводные | 1 | Презент. | |||
41 | Пресмыкающиеся | 1 | Презент. | |||
42 | Птицы | 1 | Презент. | |||
43 | Звери | 1 | Презент. | |||
44 | Как животные защищаются | 1 | Пров. работа | |||
Человек и животные | 6 | |||||
45 | Домашние животные | 1 | Презент. | |||
46 | Живой уголок | 1 | ||||
47 | Я - гражданин | Урок-экскурсия Знай и люби свой край | 1 | экскурсия | ||
48 | Значение диких животных | 1 | ||||
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | 1 | ||||
50 | Я - гражданин | Заповедники и заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» Планета просит помощи | 1 | тест | ||
Человек разумный – это часть родной природы | 6 | |||||
51 | Я - гражданин | Про тебя Я - ученик | 1 | |||
52 | Я - гражданин | Что умеет человек? Мои права и обязанности | 1 | |||
53 | Расти здоровым | 1 | Презент. проект | |||
54 | Питание и здоровье | 1 | Презент. | |||
55 | Я - гражданин | От кого зависит твой режим дня? Я помощник своей семье | 1 | Практ. работа | ||
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 | Пров. работа | |||
Как уберечь себя от беды? | 5 | |||||
57 | Чистота – залог здоровья | 1 | ||||
58 | Берегись простуды | 1 | ||||
59 | Твоя безопасность на улице | 1 | Презент. | |||
60 | Твоя безопасность дома | 1 | Презент. | |||
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды» | 1 | тест | |||
В родном краю | 7 | |||||
62 | Я - гражданин | Имя города, села, поселка С чего начинается родина? | 1 | Практ. работа | ||
63 | История Московского Кремля | 1 | Презент. | |||
64 | Экскурсия в город | 1 | экскурсия | |||
65 | Общий дедушка | 1 | ||||
66 | Я - гражданин | День Победы След ВОВ в жизни родного края и моей семьи | 1 | |||
67 | День конституции | 1 | ||||
68 | Обобщение по теме «В родном краю» | 1 | тест | |||
69-70 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...