Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса пнш
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Пояснительная записка и рабочая программа по окружающему миру для 2 класса пнш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудровой
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе учебного плана МАОУ, согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 70 часов (35 х 2= 70).
Программа предназначена обучающимся 2 класса
Цель изучения курса «Окружающий мир» — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:
— топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ
мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;
— особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях
сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
— принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его
объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посредством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, базирующийся на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил личной безопасности, гигиены, режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе в течение всех четырех лет тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
— воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов, заданий, экспериментальных и опытных исследований, экскурсионных учебных и внеурочных мероприятий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
— демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
— выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
— системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
— специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей- открывателей закономерностей и правил;
— иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у
детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание
причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования
в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
— на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
— участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;
— социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
— задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
— задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
— завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия — заседание школьного клуба — позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры — к чтению, от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1 — в соответствии с требованиями стандарта второго поколения), курс окружающего мира представлен
в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
• поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВО 2 КЛАССЕ
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по при- знакам: насекомые—рыбы—птицы—земноводные—пресмыкающиеся—млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние—двулетние—многолетние растения; цветковые—хвойные—папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника. Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при возникновении простудных заболеваний;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа (42 ч)
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России.
Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.
Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (26 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества.
Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности родного края.
Наша Родина — Россия. Конституция России — основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых.
Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля).
Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).
Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила обращения с водой, электричеством, газом. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВО 2 КЛАССЕ
Содержательный блок «Человек и природа»:
• классификация объектов окружающего мира
• выделение отличительных признаков живой природы
• распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы) • обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы
• изучение разнообразия растений и животных родного края
• осуществление посильных осенних работ на участке
• сбор природного материала
• проведение сравнений, сравнение, выбор правильного ответа
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
• самостоятельное маркирование
• уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах
• знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус
• выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля
• усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений
• расширение представлений о значении воды для жизни на Земле
• определение в ходе опытов свойства воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств
• обсуждение особенностей процесса питания растений
• высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп)
• выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих
• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края
• обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду
• составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края
• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов
• обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности)
• классификация отличительных признаков животных разных групп
• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей; приобретение новой информации
• углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме
• повторение и расширение знаний о диких животных
• знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной
• обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга
• проведение наблюдений, постановка опытов. Содержательный блок «Человек и общество»
• участие в исследовательской деятельности
• проведение сравнений, выбор правильного ответа
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
• самостоятельное маркирование
• описание на основе иллюстраций объектов, выделение их основных существенных признаков
• обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе
• знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме
• знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники
• удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве
• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой
• изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села)
• расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах • изучение родословной
• рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи
• воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам
• моделирование (составление маршрута экскурсии).
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
• знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий
• приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов
• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью
• использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека
• обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье
• знакомство и применение основных правил личной гигиены
• классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения
• использование основных правил дорожного движения
• моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
• обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми.
Формы и методы контроля.
- Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он проводится на первых этапах обучения. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Он важен как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планирование последующего обучения и предупреждение неуспеваемости.
- Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его интерес к учению.
- Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток времени.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного с повествование о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться, как:
- беседа;
- рассказ ученика;
- объяснение;
- чтение текста;
- сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Цель самостоятельной работы: проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознания понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Содержание работ может быть вариативным.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника, но и его умение применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильные и неправильные ответы.
Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Планируемые результаты реализации программы
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | Ревизиты программы | УМК обучаю щегося | УМК учителя | ||
Феде раль ный компо нент | Регио Наль ный компо нент | Школь ный компо нент | ||||
2 | 2 | Рекомендовано Министерством образования и науки РФ О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова | Учебник Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г. Хрестоматия Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г. Тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г. Проверочные работы в тестовой форме Чуракова Р. Г., Кудрова Л. Г. Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г. | Учебник Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г. Хрестоматия Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г. Тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2014 г. Методическое пособие Окружающий мир 2 класс в 2-х частях О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов Москва, АкадемКнига/Учебник 2013 г. Электронные пособия: Уроки Кирилла и Мефодия Окружающий мир 2 класс Чуракова Р. Г., Кудрова Л. Г. Москва, АкадемКнига/Учебник 2015 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира.
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол. часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
Источники информации об окружающем мире. Где и как найти ответы на вопросы. | 6 | |||||
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьников. | 1 | ||||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | экскурсия презент. | |||
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших. | 1 | ||||
4 | Осенние работы на пришкольном участке | 1 | экскурсия | |||
5 | Книги - наши друзья. Ищем о ответы на вопросы в учебнике. | 1 | проект | |||
6 | Опыт и наблюдение | 1 | Практ. работа | |||
Планеты и звезды | 5 | |||||
7 | Земля. Модель Земли. | 1 | Практ. работа | |||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | Практ. Работа тест | |||
9 | Звезды и созвездия | 1 | проект | |||
10 | Планеты | 1 | Презент. | |||
11 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | Практ. работа | |||
Живая и неживая природа Земли | 2 | |||||
12 | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | ||||
13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | ||||
Свойства воды и ввоздуха | 4 | |||||
14 | Свойства воздуха | 1 | Практ. работа | |||
15 | Кому и для чего нужна вода? | 1 | Презент. | |||
16 | Вода и ее свойства | 1 | Практ. работа | |||
17 | Обобщение по теме «Вода и ее свойства» | 1 | Пров. работа | |||
Солнце, воздух, вода и растения | 4 | |||||
18 | Условия, необходимые для жизни растений | 1 | Практ. работа | |||
19 | Корень, стебель и лист | 1 | ||||
20 | Питание растений | 1 | ||||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения» | 1 | тест | |||
Разнообразие растений | 4 | |||||
22 | Цветковые и хвойные растения | 1 | Презент. | |||
23 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Практ. работа | |||
24 | Красная книга России. Правила поведения в природе | 1 | Проект Презент. | |||
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | 1 | тест | |||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений. | 8 | |||||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | ||||
27 | Какие части растений люди используют? | 1 | ||||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | ||||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | ||||
30 | Растения сада | 1 | Презент. | |||
31 | Сколько живут растения? | 1 | ||||
32 | Размножение растений своими частями | 1 | ||||
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | Пров. работа | |||
Грибы | 3 | |||||
34 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Практ. работа | |||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 | Презент. | |||
36 | Как правильно собирать грибы? | тест | ||||
Животные | 8 | |||||
37 | Разнообразие животных | 1 | Проект Презент. | |||
38 | Насекомые | 1 | Презент. | |||
39 | Рыбы | 1 | Презент. | |||
40 | Земноводные | 1 | Презент. | |||
41 | Пресмыкающиеся | 1 | Презент. | |||
42 | Птицы | 1 | Презент. | |||
43 | Звери | 1 | Презент. | |||
44 | Как животные защищаются | 1 | Пров. работа | |||
Человек и животные | 6 | |||||
45 | Домашние животные | 1 | Презент. | |||
46 | Живой уголок | 1 | ||||
47 | Я - гражданин | Урок-экскурсия Знай и люби свой край | 1 | экскурсия | ||
48 | Значение диких животных | 1 | ||||
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | 1 | ||||
50 | Я - гражданин | Заповедники и заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» Планета просит помощи | 1 | тест | ||
Человек разумный – это часть родной природы | 6 | |||||
51 | Я - гражданин | Про тебя Я - ученик | 1 | |||
52 | Я - гражданин | Что умеет человек? Мои права и обязанности | 1 | |||
53 | Расти здоровым | 1 | Презент. проект | |||
54 | Питание и здоровье | 1 | Презент. | |||
55 | Я - гражданин | От кого зависит твой режим дня? Я помощник своей семье | 1 | Практ. работа | ||
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 | Пров. работа | |||
Как уберечь себя от беды? | 5 | |||||
57 | Чистота – залог здоровья | 1 | ||||
58 | Берегись простуды | 1 | ||||
59 | Твоя безопасность на улице | 1 | Презент. | |||
60 | Твоя безопасность дома | 1 | Презент. | |||
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды» | 1 | тест | |||
В родном краю | 7 | |||||
62 | Я - гражданин | Имя города, села, поселка С чего начинается родина? | 1 | Практ. работа | ||
63 | История Московского Кремля | 1 | Презент. | |||
64 | Экскурсия в город | 1 | экскурсия | |||
65 | Общий дедушка | 1 | ||||
66 | Я - гражданин | День Победы След ВОВ в жизни родного края и моей семьи | 1 | |||
67 | День конституции | 1 | ||||
68 | Обобщение по теме «В родном краю» | 1 | тест | |||
69-70 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...