Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа XX Iвека"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа XXIвека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Тематическое планирование | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру 1-4
Тематическое планирование
Начальная школа ХХ1 века
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру 1-4 классы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир». Москва. «Вентана-Граф», 2013 год.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
2. Общая характеристика учебного предмета
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального пси-хического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами
и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
- Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на обучение с 1 по 4 класс. В учебном плане на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2- 4 классах - по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».
5 Результаты и основания
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
6 Содержание предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно- нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно- нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Тематическое планирование | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
1 класс | 66 | |||||
1.Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира | Введение. Этот удивительный мир | 1 | ||||
2. Давай познакомимся 3 «Мы – школьники». Урок – экскурсия. Знакомство со школой 4. «Правила поведения в школе и на уроке» Урок – импровизация | Мы — школьники | 3 | Определяют время по часам с точностью до часа. Описывают назначение различных школьных помещений. Конструируют игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. | |||
5. «Сентябрь – первый месяц осени» Сезонные изменения в природе. Урок – экскурсия. 6. «Что нам осень подарила» Урок открытых мыслей 7. «Грибная пора» Урок - игра 8. «Семья. Члены семьи» Урок открытых мыслей 9 «Любимые занятия». Взаимоотношения членов семьи. Урок – игра 10 «Как из зерна получилась булка» Урок - игра 11. «Человек и домашние животные» Аукцион знаний Мини тест самост. работа) 12. «Октябрь уж наступил» Сезонные изменения в природе и жизнь животных. Урок – экскурсия 13 «Явления природы». Сезонные изменения в природе. | Родная природа Семья Труд людей Родная природа | 9 | Описывают сезонные изменения в природе. Создают мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определяют последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Различают животных по классам (без термина). Сравнивают домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различают животных по месту обитания. Устанавливают логические связи, классифицируют предложенный материал Сочиняют конец предложенного текста Выделяют характерные особенности разных явлений природы | |||
14. «Правила поведения на дорогах» Урок – игра 15«Где ты живешь?» Аукцион знаний | 2 | Взаимодействуют с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | ||||
16. Ты и вещи 17. Кто работает ночью. Экскурсия в пожарную часть 18. Ноябрь – зиме родной брат. Сезонные изменения в природе. 19. Звери – млекопитающие. ОБЖ: опасные животные. 20 Что мы знаем о птицах | Труд людей Наша страна — Россия. Родной край | 5 | Классифицируют предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и др.). Ориентируются при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строят небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. | |||
21 Что такое здоровье? Твои помощники – органы чувств 22. Правила гигиены 23. Режим первоклассника Практическая работа. О времени и часах. 24 Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Урок в спортивном зале. 25. В декабре, в декабре все деревья в серебре. Урок - экскурсия Сезонные изменения в природе. 26. Какая бывает вода? Практическая работа. 27. Родной край. Город - село | Твоё здоровье | 7 | Изучают правила гигиены, уточняют понятия аккуратный-неаккуратный, чистюля-грязнуля, называют предметы гигиены. Ориентируются во времени, определяют время по часам, изучают понятие организованный-неорганизованный. Проводят опыты со снегом: измеряют глубину, определяют цвет при разной освещенности, обобщают результаты наблюдений. Проводят опыты с водой, наблюдают воду в разных состояниях. Характеризуют особенности Москвы по сравнению с остальными городами, обсуждают достопримечательности | |||
28. Дом, в котором ты живешь 29. Зачем люди трудятся 30. О дружбе. Идём в гости. | Я и другие люди | 3 | Составляют небольшой рассказ о своей семье. Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; Составляют краткий рассказ на тему «Что делают в …». | |||
31. С новым годом! 32. Январь – году начало, зиме – середина. Урок - экскурсия 33 Хвойные деревья 34. Жизнь птиц. Мини тест. 35. Наша страна – Россия Символика нашей области, города. 36.-37 Богата природа России. 38. Мы – россияне 39. Народная сказка Мини тест (самост. работа) 40. Февраль – месяц метелей и вьюг 41. Звери – млекопитающие 42. Наш уголок природы. Животные уголка природы 43. Комнатные растения. Практическая работа 44. Мы – граждане России 45. 8 Марта – праздник всех женщин! (Урок – концерт) 46. Март – капельник Урок - экскурсия 47. Если хочешь быть здоров, закаляйся! (Урок в спортивном зале или на спортивной площадке) 48. Здоровая пища 49. Какое бывает настроение. 50. Апрель – водолей Урок - экскурсия 51. Кто работает на транспорте 52. Ты - пешеход Правила безопасной жизнедеятельности 53. День космонавтики 54-55. Весенние работы Практическая работа 56. Жизнь земноводных весной 57. Май весну завершает, лето начинает. Урок - экскурсия 58- 59. Животное – живое существо 60. Правила безопасного поведения в природе. 61. Экскурсия в зоопарк 62. Ты - пешеход Правила безопасной жизнедеятельности 63. Урок – экзамен. Тестирование. 64. Скоро лето 65-66. Резервные уроки | 4 5 5 5 1 1 2 8 5 | Реализовываютв процессе парной работы правила совместной деятельности. Описывают внешние признаки растения. Характеризуют условия роста растения. Выделяют из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Называют достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), Ориентируются в понятии «народное творчество»: приводят примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Сравнивают внешний вид зверей, составляют рассказ-описание «как звери передвигаются», Классифицируют животных по типу питания Реализовывают в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Выполняют творческие работы Работают с иллюстративным материалом, решают логические задачи Работают с иллюстративным материалом: как дети закаляются, составляют памятки «Правильное питание» Обсуждают сезонные изменения в природе, наблюдает и анализируют видеоматериал, устанавливают причинно-следственные связи Классифицируют предметы по теме, решают логические задачи на основе иллюстраций учебника. Решают логические задачи «Какие знаки дорожного движения напоминают эти рисунки», обсуждают правила поведения во время отдыха, на игровых площадках, на водоемах, в лесу. Демонстрируют в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. Различают (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называют к ним антонимы и синонимы. Анализируют дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводят домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. | ||||
2 класс | 68 | |||||
1.Что такое окружающий мир. 2.Время: настоящее, прошлое, будущее | Введение. Что окружает человека | 2 | «Читают» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивают внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. Различают арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. | |||
3.Все мы – люди. 4.Наши помощники – органы чувств. Опыт: Определение вкуса продукта. 5.Ты и твое здоровье. 6.Режим дня и его значение. Практ. работа: составление режима дня 7.Что такое физическая культура. 8.Закаляться может каждый 9.Что такое правильное питание. Опыт: продукты содержат жир. 10.Почему нужно быть осторожным. 11.Чтобы избежать неприятностей 12.Зачем изменять себя. | Кто ты такой | 10 | Описывают кратко особенности разных органов чувств. Сопоставляют орган чувств с выполняемой им функцией. Анализируют режим дня, рассказывают о его значении в жизни школьника. Характеризуют значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывают в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. Анализируют ситуацию во время экскурсий по своему поселку (безопасное поведение на дороге) | |||
13. Что такое семья. 14. Семья – коллектив близких людей.Практ. работа: составление семейного древа. 15. Домашнее хозяйство 16. Семейный досуг 17. Шумит, веселится русская ярмарка. 18. Семейные праздники 19. О правилах поведения 20. Когда появились правила. 21. Правила культурного поведения в театре. 22. Берегите свой дом. 23. О дружбе. | Кто живёт рядом с тобой | 11 | Составляют небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризуют правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывают правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Беседуют с родными о поколениях в семье и Составляют родословное древо семьи. Приводят примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых Различают формы поведения, которые допустимы или недопустимы в общении со взрослыми и сверстниками. Выбирают оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | |||
24. Что такое Родина 25. Достопримечательности городов России 26. Родной край- частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей. 27. История рассказывает о прошлом 28. Как Русь начиналась 29. Труд в сельской местности 30. Как трудились в городах 31. Первые русские князья 32. Мы – граждане России 33. Права детей – граждан России 34. Зачем человек трудится? 35. Хлеб – всему голова 36. Экскурсия в пекарню 37. Все профессии важны 38. О компьютерах и программистах 39. Знаменитые города России. Москва, Санкт-Петербург 40. Древние города России 41. Россия – многонациональная страна. 42. Родная природа – часть Родины. | Россия — твоя Родина | 19 | Ориентируются в понятии «Родина», приводят примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводят в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различают основные достопримечательности родного края и Описывают их. Ориентируются в понятии «Конституция РФ»; называют основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России. | |||
43.Солнечная «семья». 44. Земля как планета жизни 45. Царства живой природы. 46. Бактерии. 47. Грибы. 48. Какие животные живут на Земле. Животные воспитывают потомство | Мы — жители Земли | 6 | Характеризуют кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называют царства природы. Описываютпризнаки животного и растения как живого существа. | |||
49. Какие бывают растения 50. Органы растения и их значение для его жизни. 51. Что такое лес? 52. Как развивается растение. 53. Деревья леса. Экскурсия в парк. 54. Кустарники и травянистые растения леса 55. Лесная аптека 56. Птицы – лесные жители 57. О лесных зверях. Насекомые леса. 58. Путешествие капельки. 59. Свойства воды. Опыты. 60. Рыбы – обитатели водоёмов. 61. Океаны и моря - водоёмы 62. Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. 63. Растения и животные луга. 64. Растения и животные поля 65. Растения и животные сада | Природные сообщества | 17 | Различают этажи леса: Называют особенности каждого этажа. Узнают в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса(с ориентировкой на растительность родного края). Различают понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составляют небольшое описание на тему «Лес – сообщество». Моделируют на примере цепи питания жизнь леса. Конструируют в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличают водоёмы как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различают состояние воды как вещества, приводят примеры различных состояний воды. Проводят несложные опыты по определению свойств воды. Отличают водоём от реки как водного потока. Описывают представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводят примеры лекарственных растений луга. Узнают в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличают поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводят примеры культур, выращиваемых на полях. «Читают» информацию, представленную в виде схемы. Описывают сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различают плодовые и ягодные культуры. | |||
66. Будем беречь природу 67. Животные – друзья человека. 68. Урок повторения. | Природа и человек | 3 | Составляют небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводят примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводят примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). | |||
3 класс | 68 | |||||
1. Где и когда ты живешь. 2. Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы 3. Земля - планета Солнечной системы. 4. Земля - планета жизни. Солнце - источник тепла и света. 5. Вода - условие жизни на Земле. 6. Воздух - условие жизни на Земле. | Земля — наш общий дом | 7 | Ориентируются в понятии «историческое время». Различают понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризуют Солнечную систему: Называют, кратко Описывают планеты, входящие в неё. Характеризуют условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливают зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывают свойства воды (воздуха), приводят примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называют источники воды, Характеризуют различные водоёмы. Моделируют несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. | |||
7. Изображение Земли на моделях. 8. План и карта. 9-10. Практическая работа. Компас. Ориентирование | Человек изучает Землю | 3 | Анализируют модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различают географическую и историческую карты. Анализируют масштаб, условные обозначения на карте. Ориентируются на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объясняют назначение масштаба и условных обозначений. Определяют направление расположения объекта по компасу, находят стороны горизонта. | |||
11.Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. 12.Грибы. 13.Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. 14.Разнообразие растений на Земле. 15.Растение - живой организм. 16.Размножение растений. 17.Распространение плодов и семян. 18.Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. 19.Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова. 20Красная книга России. 21 Животные - часть природы. Роль животных в природе. 22. Разнообразие животных. 23. Животное – живой организм 24. Поведение животных. 25. Беспозвоночные животные. 26. Позвоночные животные. 27. Природное сообщество 28. Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. 29. Заповедники. | Растительный мир Земли. Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животный мир земли | 19 | Объясняют отличия грибов от растений. Различают грибы съедобные и ядовитые. Характеризуют роль животных в природе. Приводят примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризуют животное как организм. Устанавливают зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводят примеры (конструировать) цепи питания. Составляют описательный рассказ о животных разных классов. Составляют рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентируются в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводят примеры домашних животных. Характеризуют значение растений для жизни. Различают (классифицировать) растения разных видов, Описывают их. Объясняют последовательность развития жизни растения, Характеризуют значение органов растения. Проводят несложные опыты по размножению растений. Приводят примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). | |||
30.Древняя Русь. Восточнославянские племена. 31-32.Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси. 33-34.Как Москва стала столицей. Иван Грозный 35 Пётр 1 Великий - Император России. 36Екатерина II Великая. 37Император Николай II. 38-39.Советская Россия. Названия русского государства в разные исторические времена | Наша Родина: от Руси до России | 7 | Воспроизводят названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнают символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называют даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называют имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. | |||
40.Из истории имён. 41. Как выглядели наши предки. 42. Как в старину трудились наши предки. 43. Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. 44. Какие предметы окружали русских людей. 45. Русская трапеза. 46. Во что верили наши предки. 47. Принятие христианства на Руси. | Как люди жили в старину | 8 | Составляют словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?». Описывают особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводят дату Крещения Руси, кратко рассказывают о значении этого события. Объединяют (обобщают) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывают об основных исторических событиях, происходивших в это время. | |||
48.Что создавалось трудом крестьянина. 49.Труд крепостных крестьян. 50.Что такое ремесло. 51.Игрушечных дел мастера. 52.Маленькие мастера. 53. О гончарном ремесле. 54.О труде ткачей 55.Русские оружейники. 56.Первые российские. Мануфактуры. 57.Железные дороги в России. 58.Первые пароходы и пароходство в России. 59.Автомобилестроение в России. 60.Самолётостроение в России. 61.Время космических полётов. 62-68 Резервные уроки | Как трудились в старину | 8 | Ориентируются в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризуют их. Рассказывают о возникновении ремёсел на Руси, Различают характер ремесла по результату труда ремесленника. Приводят примеры изобретений в прошлом и настоящем России. Называют древние города, Описывают их достопримечательности. Ориентируются в понятиях «рабочий», «капиталист». | |||
4 класс | 68 | |||||
1.Организм человека. Нервная система. 2.Головной и спинной мозг. 3.Скелет – опора человека. 4.Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. 5.Кости и мышцы нужно укреплять. Практическая работа: Оказание первой помощи при несчастных случаях 6.Пищеварительная система. 7.Берегите зубы с детства 8.Зубы. Правила ухода за зубами. 9.Дыхательная система 10.Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. 11.Кровь. Кровеносная система. 12.Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции 13.Сердце – главный орган кровеносной системы. 14.Практическая работа: Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. 15.Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Почки – главный орган выделения 16.Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа 17.Зрение. Береги глаза 18.Слух, Береги слух 19.Обоняние. Как мы чувствуем запахи. 20.Береги обоняние. 21.Вкус. Осязание 22.Обобщающий урок 23.От эмоций к чувствам. 24 Чувства. 25 Что такое внимание? 26.Зачем человеку память 27.Человек умеет думать и говорить 28.Счастливая пора детства 29.Почему старикам нужна «твоя помощь» | Человек — живое существо (организм) | 29 | Характеризуют человека как живое существо, организм: раскрывают особенности деятельности различных органов. Объясняют особую роль нервной системы в организме. Характеризуют основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Выявляют потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека . Моделируют в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Практические работы: знакомятся с внешним строением кожи; подсчёт ударов пульса Соотносят результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки Изучают правила сохранения и укрепления здоровья | |||
30. Здоровье человека. Практическая работа: Составление режима дня школьника 31. Курение – опасно для здоровья. 32. Осторожно – спиртное! Урок обобщения «Здоровый образ жизни» | Твоё здоровье | 3 | Раскрывают принципы здорового образа жизни. Объясняют вред курения, наркотиков, алкоголя. Различают ядовитые грибы и растения. Конструируют в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. | |||
33. Человек – путешественник. Как человек открывал новые земли. Почему человек стал путешественником 34. Как славяне обживали Север. Открытие земель за каменным поясом. | Человек — часть природы | 2 | Характеризуют человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Устанавливают последовательность этапов развития человека. Характеризуют условия роста и развития ребёнка. | |||
35. Человек и культура. 36. Как дети учились, когда не было школ. О чем рассказывает летопись. Что такое литературный памятник 37. Когда появились первые школы? 38. Первая азбука 39. Чему и как учили при Петре 1 40. Как развивалось образование после Петра 1. Первые университеты в России. 41. Школа в 19 веке | Человек среди людей | 7 | Называют основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры). Различают год и век, соотносить арабские и римские цифры. Различают события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе. | |||
42. Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона 43. Художественное ремесло в Древней Руси. Владимир Мономах и его «Поучение». 44. Музыка в Древней Руси | Родная страна: от края до края | 3 | Описывают картины природных зон, Узнают на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Знакомятся с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси Выделяют особенности кремлёвских городов, Узнают по рисункам (достопримечательностям). Обобщают информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывают особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. | |||
45. Скоморохи – первые артисты на Руси 46. Поговорим об архитектуре. О первых историках России. 47. О художниках России 18 века. Государственный публичный театр 48. Писатели и поэты 19 века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин 49. Знаток русского народного творчества 50. Стихи о детях и для детей, написанные поэтами 19 века. 51. «Он чувствовал чужие страдания» Антон Павлович Чехов 52. Лев Николаевич Толстой 53. Михаил Иванович Глинка 54. Петр Ильич Чайковский 55. Художники 19 века 56. Исаак Ильич Левитан 57. Рассматриваем картины художников 20 века 58. Читаем и слушаем стихи поэтов 20 века | Человек — творец культурных ценностей. Культура в разные исторические времена | 14 | Ориентируются в понятии «культура», «наполняют» его характеристику конкретными примерами. Составляют рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Называют основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена). Называют имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. Обобщают информацию, полученную в разных информационных средствах. Знакомятся с понятием «опера». Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский Знакомятся с творчеством художника-пейзажиста И. И. Левитана. История изобразительного искусства XIX–ХХ веков | |||
59. Как славяне боролись с половцами. 60. Как русские победили шведских Рыцарей. 61. Битва на Чудском озере 62. Как Русь воевала с войском Золотой Орды 63. Борьба русского народа с польскими захватчиками 64. Отечественная война 1812 года. Трудное решение Михаила Илларионовича Кутузова. 65. Партизанская война против Наполеона 66. Великая Отечественная война 1941 –1945 года. Все для фронта. Все для победы! | Человек — защитник своего Отечества | 8 | Составляют рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, Называют их даты. Раскрывают причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России; – Узнают по тексту, к какому времени относится это событие. Узнают главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали Великой Отечественной войны | |||
67. Мы живем в Российском государстве. Права граждан. Обязанности граждан. Практическая работа с картой 68. Обобщающий урок по теме «Гражданин и государство» | Гражданин и государство | 2 | Характеризуют права и обязанности гражданина России. Обобщают информацию, полученную в разных информационных средствах. Умеют: – называть права и обязанности гражданина России; - права ребенка. -события, происходящие в России. |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | 1.Виноградова Н.Ф. Программа четырёхлетней начальной школы по окружающему миру.-М.: Вентана-Граф. 2012г. 2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч1-М.: Вентана-Граф. 2011г. 3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч2-М.: Вентана-Граф. 2011г. 4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2012г. 5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2012г. 6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобра-зовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2013г. 7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2013г. | |
2. | Научно-познавательные, художественные книги для чтения. | |
3. | Детская справочно-библиографическая литература. | |
2.Печатные пособия | ||
4. | 1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2011г. 3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2012г. 5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г. 6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2013г. 7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения. - М.: Вентана-Граф. 2011г. | |
3.Технические средства обучения | ||
5. | Магнитная доска | 1 |
6. | Мультимедийный проектор | 1 |
7. | Компьютер | 1 |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
8 | Интерактивная доска | 1 |
5.Оборудование класса | ||
9. | Коллекции плодов и семян растений. | 3 |
10. | Муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы) | 1 |
11. | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания. | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...