План –конспект урока по окружающему миру по теме «Зеркала» во 2 классе УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кошманова Анна Геннадиевна

Цель урока : Создать условия для успешного изучения зеркала.

Задачи урока:

              1.Изучить строение, свойства, применение  зеркала

2.Способствовать развитию навыка постановки учебной проблемы и созданию плана действий по её решению

3.Способствовать развитию исследовательских навыков, умения наблюдать,  объяснять, моделировать

4. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, связной речи

5.Воспитывать  интерес к предмету, к физическим явлениям, к познанию мира.

6.Воспитывать уважение к мнению одноклассника, прививать нормы и правила работы в коллективе

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zerkala.docx113.74 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока по окружающему миру по теме «Зеркала»

УМК «Планета знаний» -  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир»

 класс 2

Цель урока : Создать условия для успешного изучения зеркала.

Задачи урока:

              1.Изучить строение, свойства, применение  зеркала

2.Способствовать развитию навыка постановки учебной проблемы и созданию плана действий по её решению

3.Способствовать развитию исследовательских навыков, умения наблюдать,  объяснять, моделировать

4. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, связной речи

5.Воспитывать  интерес к предмету, к физическим явлениям, к познанию мира.

6.Воспитывать уважение к мнению одноклассника, прививать нормы и правила работы в коллективе

Планируемые результаты :

1.Овладение знаниями : значением слова «Зеркало», составе , свойствах, применении зеркал человеком

2.Развитие личностных умений : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению, самоопределение.

 3.Развитие регулятивных умений :   — целеполагание как постановка учебной задачи              на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

4.Развитие коммуникативных умений : умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


5. Развитие  познавательных  умений:
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение находить ответ на вопрос.

Тип урока- урок-исследование

Оборудование урока: компьютерная презентация,  компьютер, экран; фонарик, зеркало, лупа, шило или канцелярский нож у учителя и у каждого ученика, микроскоп у учителя,  рисунок зеркала, кроссворд «Природа вокруг нас» на карточке,  плакат с планом урока, толковый словарь  В.И. Даля, С.И. Ожегова, «Википедия», карточка с инструкцией к практической работе, черный и простой карандаши, карточка с домашним заданием.

Формы работы : фронтальная работа,  работа в парах,  работа  в группах, самостоятельная работа, работа с учебником,  работа со словарём.

Подготовка к уроку: создание компьютерной презентации «Как человек использует зеркала»; поиск мультфильма («Сказка о зеркале», режиссёр А. Манарян, киностудия «Арменфильм», 1982 год); поиск детской песни ( старая детская песня «Зеркало»); составление кроссворда по теме «Природа вокруг нас», разработка карточек с инструкцией, с домашним заданием.

ХОД УРОКА:

1.Организация класса

Дорогие мои второклассники! Продолжаем нашу совместную работу. Я вижу, что на переменке вы хорошо отдохнули и готовы приступить к уроку окружающего мира.  Садитесь. И прежде чем мы займёмся  изучением предмета, давайте решим, по каким правилам будем строить  работу на уроке. ( БУДЕМ ПОДНИМАТЬ РУКУ, ЕСЛИ ХОТИМ ОТВЕТИТЬ,  НЕ БУДЕМ ПЕРЕБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА, БУДЕМ ПОМОГАТЬ  ДРУГ ДРУГУ В РАБОТЕ)

2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового.  Процесс добывания знаний похож на строительство дома. Как  второй этаж дома не построишь без первого, а первый этаж без фундамента, так и этаж  новых знаний не усвоится без фундамента из ранее полученных. Поэтому мы сейчас ……. ,(ПОВТОРИМ, ЧТО ИЗУЧАЛИ НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ ),  а заодно и проверим  насколько прочны ваши знания. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и найти его ключевое слово.

Кроссворд по теме «Природа вокруг нас»

1

2

3

4

5

6

7

1.Тело, которое изготовлено руками человека, называется ………….(изделие)

2. Одно из веществ, из которого сделано окно.                                       (стекло)

3.Топливо для самолёта.                                                                            (керосин)

4.Источник теплового излучения в маленьком домике                          (печка)

5.Это вещество покрывает  большую часть поверхности Земли.          (вода)

6.Главный источник энергии, света  на Земле.                                         (солнце)

7. Любой предмет, который нас окружает,  называется …..                   (тело)

Обработка результатов:

 - все ответы верные - я всё знал и справился блестяще!!!

-5-6 верных ответов – я почти всё знал и справился хорошо!

-3-4 верных ответа -  я затруднялся с ответами и справился удовлетворительно.

-1-2 верных ответа – я плохо справился…

Проверяем. (Учитель читает вопросы кроссворда, ученики проверяют и / или  вписывают недостающие ответы ручкой с зелёной пастой). Оцените свою работу. Всего было 7 вопросов, запишите, сколько правильных ответов в вашем кроссворде и оцените свою работу по предложенным критериям.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос на основе имеющихся знаний.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение, умение объективно оценить свою работу.

3. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Какое слово получилось?   «ЗЕРКАЛО»

Отрывок из мультфильма «СКАЗКА ПРО ЗЕРКАЛО» ( 1 минута 50 секунд)

А как вы ответите на вопрос героев мультфильма?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

 Как вы думаете, а есть ли ещё какие-то сведения, факты, о которых вы не упомянули? (НАВЕРНО ЕСТЬ). Конечно, есть. Например,  из чего сделано зеркало? Почему оно отражает предметы? Человек использует зеркало только для того, чтобы видеть своё отражение?)

Интересно узнать?  (КОНЕЧНО, ЭТО ИНТЕРЕСНО). Вот  мы с вами попробуем найти ответы на эти вопросы.

Итак, сегодня на уроке мы с вами будем…  ( ИЗУЧАТЬ ЗЕРКАЛО).  Это цель нашего урока.

Как же нам  двигаться к достижению цели?  Что нам необходимо продумать? ( ПРОДУМАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ )

(На доске вывешивается план урока с комментированием каждого пункта).

                   План урока.

  1. Узнать значение слова  «ЗЕРКАЛО»
  2. Узнать, из чего оно состоит
  3. Понаблюдать за отражением в зеркале
  4. Узнать , где человек  применяет зеркала
  5. Потрудиться над тем, чтобы закрепить знания
  6. Подвести итог работы

В течение всего урока с вами будет «Зеркало урока» - оно будет отражать успешность вашего продвижения к цели урока. На зеркале 5 полос, они соответствуют 5 заданиям. Если вы справились с заданием успешно, оставляете полосу белой или голубой (как на картинке). Если вы затруднялись с выполнением – закрасьте серым. А если не справились – тогда чёрным.  

C:\Users\кобр.шк\Desktop\Моя аттестация\зеркало.jpg

Регулятивные действия:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные: 

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;

5. Решение учебной задачи.

Начинаем работу по изучению зеркала. С чего же мы начнём? (ПОСМОТРИМ НА ПЛАН, СНАЧАЛА УЗНАЕМ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ЗЕРКАЛО»)

Наверно, сначала мы должны понять , что обозначает это слово. Что нам поможет это сделать? (ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ). Разбиваемся на три группы. Первая группа работает с с толковым словарём В.И.Даля, вторая – со словарём русского языка А.И.Ожегова, третья – с интернет-энциклопедией «Википедия».

(дети находят в словарях значение слова «ЗЕРКАЛО»). Представитель от каждой группы зачитывает значение слова.)   Подводим   итог. ЗЕРКАЛО – это предмет с гладкой стеклянной или какой-то другой поверхностью, предназначенный для отражения того, что находится перед ним.

Оцените, как вы справились с этим заданием и закрасьте в «Зеркале урока» следующую часть.

А как нам узнать, из чего сделано само зеркало? (ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ). Давайте выдвинем гипотезу, то есть  предположим, из чего же может состоять зеркало. (НАВЕРНОЕ  ИЗ СТЕКЛА  И  ЕЩЁ ЧЕГО-ТО)

 Проверим наши предположения на опыте. Люди, которые проверяют предположения опытным путём, называются исследователями. Мы сейчас тоже будем исследователями и проведём исследование. Но прежде чем его провести, ознакомимся с инструкцией к работе.

 Прочитай инструкцию и подумай, как ответить на вопросы.

Инструкция.

1.Проведи рукой по зеркальной поверхности. Что ты заметил?

2.Положи зеркало зеркальной стороной вниз. Несколько раз процарапай  поверхность канцелярским ножом. Помни, нож острый, поэтому работай аккуратно.

3.Возьми лупу и  внимательно рассмотрите место процарапывания. Что ты заметил?

 Из скольки слоев состоит зеркало? Из каких веществ состоит каждый слой?

Давайте обсудим наши результаты. Что вы можете сказать о зеркальной поверхности? (ОНА ОЧЕНЬ ГЛАДКАЯ).

Из скольки слоёв состоит зеркало? ( ИЗ ТРЁХ. – хотя дети могут ответить ИЗ ДВУХ. – тогда учитель должен обратить внимание на разную окраску второго слоя –серебристую, блестящую с одной стороны и темную с другой).

Из каких веществ состоит каждый слой? (Из стекла, металла, краски)

ИТАК, мы узнали, что  зеркало состоит из 3 частей : гладкой стеклянной  пластинки, тонкого слоя металла серебра и слоя краски. Попробуем сравнить  результаты  наших исследований с данными в  авторитетном источнике. С каким источником сверим результаты нашего исследования ? (С УЧЕБНИКОМ). Прочитаем первый абзац  текста  учебника на с.18.   Какой вывод можем сделать?  ( РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВПАЛИ С ДАННЫМИ УЧЕБНИКА)

Давайте подведём итоги работы в «Зеркале урока».

Сверимся с планом урока. (ДОЛЖНЫ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ПУНКТУ – ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ОТРАЖЕНИЕМ В ЗЕРКАЛЕ). Исследователи очень наблюдательные люди. Давайте понаблюдаем за своим отражением в зеркале. Что необычного вы заметили?  (ПРАВЫЙ ГЛАЗ В ЗЕРКАЛЕ –ЛЕВЫЙ, А ЛЕВЫЙ ГЛАЗ -ПРАВЫЙ). Совершенно верно. Эти наблюдения помогут вам весело провести физкультминутку. Разбейтесь на пары, пусть один из вас будет зеркалом, а другой его отражением, а потом поменяетесь ролями.

6 . Динамическая пауза ( песня «ЗЕРКАЛО») – игра «Зеркало»

Когда вы  в игре изображали человека и его отражение в зеркале,  какие знания помогли правильно передать отражение?( Левая рука в зеркале правая и наоборот, и т.д.)

Давайте подведём итоги работы по наблюдению за отражением  в «Зеркале урока».

А теперь  сделаем зарядку для ума. А что называют зарядкой для ума? (ЗАГАДКУ)

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

 Хорошая копеечка, а в руки не дается.

 Пойдите приведите четырнадцать коней,

Пойдите позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять,

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли. (Солнечный зайчик) ( Если дети сразу не ответили, то читаю вторую загадку)

В зоопарке ясным днем
 Любовался я зверьем.
 Вдруг, смотрю,
 Бесстрашный зайчик,
 Этот зайчик-попрыгайчик,
 Тигру прямо на нос сел
 И, смотри-ка, уцелел -
 Хищный зверь его не съел.
 Отвечайте поскорее,
 Что за зайчик был на звере? (Солнечный зайчик)

Все умеют пускать солнечного зайчика. А кто может объяснить, как он возникает? (   )

А каким источником информации мы  можем воспользоваться?  ( Интернет, энциклопедия, но самый доступный – учебник с.18.)

Попробуем  пустить солнечного зайчика. Какое условие необходимо, чтобы он появился? (СОЛНЦЕ). А если день пасмурный, что может заменить СОЛНЦЕ?  ( Источник света – фонарик).

Как нам смоделировать процесс появления Солнечного зайчика?  Моделирование – это изучение объекта с помощью построения и изучения модели, т.е. его заменителей, похожих на объект.  Попробуйте сделать это в парах. (ДЕТИ МОДЕЛИРУЮТ ПОЯВЛЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО ЗАЙЧИКА  : У ОДНОГО – ФОНАРИК, заменяющий источник света Солнце, у другого – зеркало)

 Молодцы, прекрасные солнечные зайчики ! Но они нужны не только чтобы позабавить ребятишек. Это свойство зеркала отражать солнечные лучи  широко использует человек в различных приборах. Например, в микроскопе (ДЕМОСТРАЦИЯ МИКРОСКОПА). Солнечный лучик попадает на зеркальце, а затем на предметное стёклышко, на котором размещается исследуемый объект. Где же ещё человек использует зеркала? Давайте узнаем это из презентации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ЗЕРКАЛА»

Обратимся к « Зеркалу  урока» И отразим  в нём своё продвижение к поставленной цели.

Познавательные :Отвечают на поставленные вопросы.
Выдвигают проблемный вопрос.
Строят гипотезу.поиск информации
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

7.Первичное закрепление

Давайте сверимся с нашим планом. Что нам ещё предстоит сделать? (ЗАКРЕПИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ). Что  будем использовать в этой работе? ( УЧЕБНИК И РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ)

Задания в рабочей тетради с.          и / или учебник с.19. (В зависимости от оставшегося времени)

Проверьте друг друга. Оцените свою работу в «Зеркале урока»

 Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

      8.РЕФЛЕКСИЯ

Какова была тема урока?

Какую цель мы поставили?

Как мы её достигали?

Вам было интересно на уроке?

Что нового вы  узнали о зеркале?

 Вам понравилось быть исследователями, проводить исследование? Дома вы продолжите  исследовательскую работу, получив задание на исследование.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ИССЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя исследователя :

Дата исследования:

Объект исследования:

План исследования:

 1.Что может заменить зеркало?_________________________________________________

 2. Почему эта замена возможна?________________________________________________

 3.В каком произведении, изучаемом в курсе литературного чтения,  мы встречались с          такой заменой? _______________________________________________________________

4.В каких ещё литературных произведениях упоминается зеркало?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.Досмотри мультфильм «Сказка о зеркале» и запиши пословицу, которая в нём упоминается.__________________________________________________________________

 6. Сделай вывод : в литературных произведениях свойство зеркал отражать используется для__________________________________________________________________________

9.ИТОГИ УРОКА:

 Давайте  посмотрим в наши «ЗЕРКАЛА УРОКА».

 Какие результаты они отражают?

У кого  «Зеркало урока» с чёрными полосками ? -

У кого с серыми?

У кого с белыми и голубыми?

Молодцы, поблагодарим друг друга за продуктивную работу. Спасибо всем.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности. Пожар" для 2 класса УМК "Школа России"

Данный план-конспект содержит материал, который поможет учителю эффективно организовать работу на уроке....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Осенние цветы" в 1 классе школы для глухих и слабослышащих обучающихся

Представленный конспект урока был разработан с применением материала электронного  учебного портала Учи.ру....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мы - граждане России" 4 класс

- Здравствуйте, дорогие посетители! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Здесь вы найдете конспекты уроков по различным предметам, также презентации к ним.Я создала этот сайт для себя, т.к. ...