Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_starinnye_vesennie_prazdniki_2_klass_perspektiva.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.04.17.                                                                                                                                                    Учитель: Колганова Т.А.

Школа: №95                                                                                                                                                        Методист: Горячёва С.Л.

Класс: 2-1                                                                                                                                                            Студент: Согрина T.A.

Кабинет: №201

Тема урока: «Старинные весенние праздники».

Цель деятельности  урока: познакомить учащихся с основными старинными праздниками, обеспечить культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;

- развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;

- учить учиться планировать собственную учебную деятельность.

Личностные: 

- развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;

- формировать положительное отношение к учению, проявлять уважение к старинным традициям;

- воспитать чувства долга за своё семейное поколение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и работая тетрадь: «Перспектива» 2 класс 2 часть А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; листочки с заданиями; мультимедийный проектор; презентация.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Органи-зационный, мотивационный.

Метод: словесный.
Приём: рассказ.

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (слайд)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами!

Слушать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

2. Подготовка к основному этапу занятия (проверка д/з).

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: практический.Приём: просмотр видеоролика.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

5 мин

- Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал.

Подумайте и ответьте:

- Отличается ли весенний труд людей, живущих в городе, от зимнего? Чем?

- Расскажите, каков зимний труд в сёлах?

Расскажите о труде людей зимой в городе и весной в деревне?

Подведём итог. Скажите, как изменился весенний труд за времена? Какие заботы сохранились до нашего времени?

Молодцы, ребята, постарались, а теперь перейдём к нашей сегодняшней теме. Для того, чтобы чётко определить нашу сегодняшнюю тему, я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик. (Видеоролик)

- Ребята, кто догадался, о чем пойдёт речь на нашем уроке? (о праздниках весны, какие бывают праздники весной)

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (слайд) (Старинные весенние праздники)

- Ребята, какие старинные весенние праздники отмечают весной? (слайд)

- Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

-Молодцы, давайте проверим мои задачи урока (слайд) (познакомиться… с обычаями весенних православных праздников; изучить… обычаи православных праздников и научиться… применять их в жизни).

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать своё мнение.

 

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свои предположения.

Просмотр видеоролика.

Формулировать тему урока.

Формулировать цели урока.

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Познавательные: отбирать необходимую информацию

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

Метод: практический.

Приём: работа с презентацией.

Метод: практический.Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Приём: рассказ учителя.

Метод: практический.Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Приём: рассказ учителя.

Метод: практический.Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

Метод: практический.

Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

Метод: практический.

Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

Метод: практический.

Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

6 мин

- Скажите, а что такое праздник? (слайд)

Праздник – это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, значение его связывает с культурной или религиозной традицией.

- А вы знаете, почему пасху считают самым главным весенним праздником?

Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения считается главным событием года среди православных верующих, это самый важный церковный православный праздник. (слайд)

Слово «Пасха» было заимствование из греческого и обозначает «прехождение» или «избавление». В этот день христиане празднуют избавление через Спасителя всех людей от влияния дьявола и дарование им жизни и вечного блаженства.

Воскресения Христова — основы и венца христианской веры. (слайд)

Пасхальное воскресенье означает окончание периода подготовки к празднованию Пасхи. Верующие к Пасхе готовятся с особой трепетностью. От понедельника до воскресенья расписана вся неделя, как правильно подготовиться к Пасхе. Давайте и мы с вами рассмотрим её. (слайд)

В понедельник обязательно наводили порядок. Подкрашивали там, где облупилась старая краска, делали мелкий ремонт мебели, занимались генеральной уборкой. (слайд)

Утром в понедельник выходили во двор, чтобы узнать о будущей погоде. Если небо чистое, и солнце ярко светит, это значит, что год будет теплым, урожайным, а все свадьбы этого года будут удачными, и жить молодые будут хорошо.

Также умывались из серебряной или золотой посуды, чтобы обрести финансовое благополучие, сохранить здоровье и красоту.

Во вторник уборку продолжали, ведь не обязательно стремиться закончить ее за один понедельник. (слайд)

В среду нужно было закончить уборку, если вы все еще не доделали ее. Обязательно уносят мусор из дома. (слайд)

Далее шёл чистый четверг. Считается, что ранним утром этого дня любая вода имеет целебную силу, очищает от любого негатива и болезни. (слайд)

Страстная Пятница — самый строгий день. Нельзя принимать пищу до того момента, пока не вынесут Плащаницу (плaщaницa - этo икoнa, изoбpaжaющaя Иисуса Христа вo гpoбe). Это скорбный день, поэтому воздержитесь от пения, прослушивания музыки, веселья и прогулок. В пятницу в церкви покупают как можно больше свечей, а затем зажигают их во всех комнатах жилища. Лучше всего делать это целый день. В Страстную Пятницу можно печь куличи. (слайд)

Разбить тарелку в Страстную Пятницу — это хорошая примета, к счастью.

В субботу готовят пасхальную корзину, с которой идут на воскресную службу.

Что можно святить на Пасху? Это куличи; яйца — крашенки и писанки; хрен, чеснок; ветчина, буженина, сало или домашняя колбаса, но не кровяная; соль; свечи; сыр, сливочное масло. (слайд)

Этот сорокадневный срок, наполненный молитвами, называется «великий пост». Пост начинается в чистую среду и заканчивается в великую субботу, в день, предшествующий светлому Христову воскресению. Пост, от его первого до последнего дня, посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

И конечно же, в последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!» (слайд)

А ещё была замечательная примета, когда ходили по селу и песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков – столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек, столько бы вам дочек!» (слайд)

На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. (слайд)

- Перечислите, чем занимались целую неделю каждый день, готовясь к пасхе?

- Скажите, в какие приметы в течении недели к подготовке Пасхи верили славяне?

-Ребята, молодцы, а какие старинные праздники существуют ещё?

- Я расскажу вам о таком празднике, как праздник Святой Троицы (слайд-стихотворение)

В светлый день пятидесятый,

Как воскрес Господь распятый,

Дух Святой на землю сходит,

Благодать с небес низводит.

 Людям Троица открылась:

Сын, Отец и Дух Святой.

Все творенье освятилось

Неземною красотой.

Через 50 дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей. В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Святого Духа. (слайд)

К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви. (слайд)

В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Этим люди ощущали близость с природой, провожали весну и боготворили природу. (слайд)

- Дети, расскажите, что вы запомнили про праздник Святой Троицы? (Что обозначает этот праздник? Какие приметы?)

- Рассмотрим с вами ещё один праздник, который уже забыт в наше время. Это весенний праздник берёзки.

Троицкая (семицкая) березка. Праздник "Березка".

С давних времён это ритуальное дерево, приносящее счастье. Это дерево ассоциировали с девушкой. (слайд)

В древности все мётлы, веники делали из берёзовых листьев. По ценности берёза была лучше сосны для растопки помещений, так как сосна выделяет смолу и дольше сушится, а берёза хорошо разгорается. (слайд)

Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов. (слайд)

Сейчас этот праздник называется праздником молодёжи. Из берёз плели венки, с которыми водили хороводы и пели песни. (слайд)

- Ответьте на вопрос, почему же так назвали торжество – праздник «Берёзки»?

-Молодцы, ребята, двигаемся дальше.

Отвечать на поставленные учителем вопросы.

Слушать рассказ учителя.

Воспринимать речь учителя.

Слушать рассказ учителя.

Слушать рассказ учителя.

Отвечать на поставленные учителем вопросы.

Читать стихотворение.

Слушать рассказ учителя.

Отвечать на

поставленные учителем вопросы.

Слушать рассказ учителя.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на поставленные учителем вопросы.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

4. Первичная проверка понимания.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: практический.

Приём: рассматривание иллюстраций.

Метод: практический.

Приём: чтение текста.

11 мин

- Ребята, откройте учебник на странице 98, рассмотрите ниже картину. (слайд)

- Что вы можете сказать о первой картине?

Эту картинку написал художник Н. А. Кошелев называется она «Дети, катающие пасхальные яйца»

А теперь давайте обратим внимание на страницу 99 и заглянем в семейный альбом.

- Что вы видите на изображениях?

- Чем отличается первое фото от второго?

- Расскажите, как вы в своих семьях празднуете Пасху?

- Откройте страницу 100. Давайте прочитаем «Легенды и песни о берёзе», здесь нам представлены 2 легенды разных народов. (слайд)

- Давайте разберём, кто такие саамы и якуты.

Саамы – это коренной народ Северной Европы. (слайд)

Якуты – это народ коренного населения Якутии.

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- А ведь действительно. Разные люди, а праздник отмечают один и тот же, только по своим повериям и традициям.

Рассматривать иллюстрацию.

Отвечать на поставленные вопросы.

Читать текст учебника.

Слушать рассказ учителя.

Высказывать свои предположения.

Познавательные - отбирать необходимые для решения учебной задачи информацию в тексте учебника

Познавательные – извлекать информацию из прочитанного материала

Коммуникативные: читать вслух текст учебника.

Физминутка

1 мин

От зеленого причала оттолкнулся пароход

(встать)

Он шагнул назад сначала

(шаг назад)

А потом шагнул вперед

(шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

Повторять движения.

5. Закрепление знаний и способов действий

5 мин

Откройте рабочие тетради на странице 54.

Выполним задание 1.

- Прочитайте загадку.

- Ребята, мы отгадали загадку, а вторую часть этого упражнения, то есть раскрашивать пасхальное лицо вы будете дома.

Хорошо, прочитайте задание под номером 2.

- Откройте учебники перед собой на сказанной странице (99) и найдите в тексте недостающие слова.

- Впишите их.

- Кто готов – руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

- И так же 2 часть творческого задания вы выполните дома.

На странице 55 найдите задание под номером 3.

- Прочитайте текст упражнения.

- Над этим упражнением работаем самостоятельно, а я проверяю, как вы работаете.

Прочитайте задание под номером 4.

- Кому непонятно это задание, поднимите руку.

- Это задание вы будете выполнять дома.

Слушать учителя.

Выполнять задание в рабочей тетради.

Задавать вопросы по домашнему заданию.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Коммуникативные: умение излагать свое мнение,

6. Контроль и самопроверка знаний.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

7 мин

Ребята, наш урок подходит к концу и ответьте пожалуйста на вопросы:

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Какие задачи мы ставили с вами на урок?

- Какие старинные праздники сохранились?

- Какие приметы и легенды были у этих праздников?

- Почему Пасха считалась самым главным праздником весны?

- Чего добились в конце урока?

Отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные: самостоятельно проверять работу соседа

7. Итог, рефлексия.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

3 мин

- Ребята, я хочу поставить оценки сегодня тем, кто был активен на уроке.

- Проведём рефлексию. (слайд)

Осуществлять самооценку.

Регулятивные – анализировать собственную работу на уроке

8. Информация о дом. задании.

Метод: словесный.

Приём: объяснение.

1 мин

(слайд) Ребята, какое домашнее задание вы себе можете дать?

  1. Прочитать параграф
  2. Написать небольшое сочинение на тему: «Что для меня старинный весенний праздник?»

Урок закончен, до свидания!

Запоминать домашнее задание.

Задавать вопросы по домашнему заданию.

Познавательные: умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники"

урок во 2 классе по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники" А.А.Плешаков...

План - конспект открытого урока по математике "Старинные меры длины", 2 класс, "Перспектива".

Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок  открытия новых знаний,  урок - исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс Перспектива на тему "Натюрморт из предметов старинного быта"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт из предметов старинного быта"...

Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...

Тема: Старинные весенние праздники

Тема: Старинные весенние праздникиКласс: 2 УМК «Перспектива»Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социал...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...

« Старинные весенние праздники»

laquo; Старинные весенние праздники»...