Тема: Старинные весенние праздники
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема: Старинные весенние праздники
Класс: 2
УМК «Перспектива»
Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Задачи:
· Дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;
· Развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;
· Развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;
· Учить учиться планировать собственную учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_vesennie_prazdniki.docx | 126.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Старинные весенние праздники
Класс: 2
УМК «Перспектива»
Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Задачи:
- Дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;
- Развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;
- Развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;
- Учить учиться планировать собственную учебную деятельность.
Ход урока
Дети входят в класс под звуки колокольного звона; встают у своих мест; приветствие; садятся. Музыка отключается.
1.
Учитель: когда вы заходили в класс, что вы слышали? (Колокольный звон) Как по-другому называют? (благовест) Ребята, а когда звонят в колокола, где вы могли слышать колокольный звон? (в праздники, в храмах, церквях)
Какой недавно был самый большой, великий весенний старинный праздник? (Пасха - Воскресение Христово)
Ребята, а что вы знаете об этом празднике? (рассказы детей)
Давайте вспомним, что происходило в этот день (ходили в церковь ...)
Спасибо! Молодцы!
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока
"Старинные весенние праздники"
2. Рассказ учителя про праздники.
Масленица
Учитель: «Что вы знаете о таком старинном весеннем празднике – Масленице? Что делают в этот день и с чем он связан? Какие у вас ассоциации, связанные с этим праздником, возникают?»
Учитель: «У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднествами. У русского народа есть собственный такой праздник – Масленица. Блины, оладушки, сырники, пироги, пышки и множество других сдобных снедей – все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки – должен позвать весну. В этот день обязательно палили костры, палили чучела зимы. Есть традиция Прощеного воскресенья – когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходят в гости к крестным отцу и матери.»
Встреча птиц
Учитель: «Весеннее равноденствие знаменательно праздником Сороки (православное название – Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник – тетерки, а сам день также называли тетерочным.»
Вербное воскресенье
Учитель: «За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы был здоровый.»
Красная горка
Учитель: «После Пасхи русский народ начинал гулянья, игры и хороводы. Все они вместе назывались – Красная горка. Много из обрядов Красной горки посвящены весеннему солнцу.»
Дорогие ребята! 20 апреля мы отметили день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным весенним христианским праздником. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы. И вот сейчас я предлагаю сыграть в игру, а называется она "Прятки", но это необычные прятки. Раньше на Пасху играли в эту игру. Кто-нибудь из взрослых выходил в сад с утра с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. Я спрятала подарки со значением, кто из вас найдет, тот встает к доске. (Ребята ищут подарки)
Сейчас прочитайте на бумажках пункты плана нашего урока.
Наша задача построить ход урока, и не забывайте трудные моменты чередовать с отдыхом.
(Составляем план)
Какой труд будет достаточно сложным? (этнокалендарь, работа с учебником)
План:
1.Наше настроение.
2.Игра "Прятки".
3.Работа с этнокалендарем.
4.Старинные праздничные игры (проведение 3 игр) + игра колечко - колечко.
5.Работа с учебником.
6.Наши впечатления.
Давайте еще раз обозначим , о чем будем говорить на уроке?
4. Работа с этнокалендарем.
Учитель: Мы уже не первый раз обращаемся к этнокалендарю .
Ученик читает у доски текст.
Задай свои вопросы ребятам по календарю?
У кого есть вопросы по этнокалендарю? (Учащиеся задают свои вопросы)
5. Старинные праздничные игры.
Мы говорили, что в старину люди в этот день устраивали гулянья, игры. Я заранее предложила детям нашего класса найти игры, в которые играли наши прабабушки и бабушки, узнать у них.
1 игра: "Катание яиц"
2 игра:"Раскрути яйцо"
3 игра "Боулинг по-русски"
(Дети выбирают игру) - 3 команды
Есть правило - все играют до команды "СТОП" (ценим время!) (продолжим играть после уроков, во внеурочной деятельности)
Проведение игры колечко – колечко.
6. Работа с учебником с.98
Сейчас прочитаем статью учебника (чтение).
Что несут перед Пасхой в храм в последнее воскресенье? (Вербу) Как называется это воскресенье? (вербное)
Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? (передает молодую силу, помогает людям)
Придумайте свои вопросы к тексту?
(голубой - небо, желтый - солнце и тепло, зеленый - символизирует весну, красный - цвет радости жизни, золотой - ?)
7. Вот мы подошли к нашему последнему пункту нашего плана. Прочитайте его. Интересно было? Что понравилось?
На столе вы видите две корзины. У вас цыплятки. Тем кому было интересно на уроке тот положит своего цыпленка в желтую корзину. А что было интересно? А кому было что-то непонятно, есть еще - вопросы - в розовую корзинку.
Скажите, вы бы хотели продолжить заниматься этим интересным сбором игр, поиском исторической информации о старинных праздниках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"
Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...
урок по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники"
урок во 2 классе по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники" А.А.Плешаков...
Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива
Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива...
Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...
Методическая разработка.Дистанционного урока в 4 классе на тему: «Родной обычай старины. Светлый праздник»
Наиболее естественным приобщением к национальной традиционной культуре и изучению музыкального фольклора является проведение фольклорных праздников в школе. Участие детей в фольклорном празднике (обря...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...
« Старинные весенние праздники»
laquo; Старинные весенние праздники»...