Технологическая карта урока литературного чтения "Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема урока "Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)"
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся в процессе анализа и сравнения малых фольклорных жанров (скороговорки, заклички, веснянки, загадки, считалки, потешки)
Задачи урока:
Дидактические:
- Сформировать представление о малых фольклорных жанрах;
- Выявить отличительные особенности малых жанров фольклора.
Развивающие:
- Развивать умение вести наблюдение, делать выводы и анализировать;
- Развивать у обучающихся коммуникативный навык посредством работы в парах.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в фольклоре;
- Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2-6.docx | 56.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 05.03.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска» Класс: 2-6 Урок: 3 | Студент: Рыжова Мария Владимировна Группа: 33 Учитель: Курочкина Мария Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 9:50 -10:30 | Кабинет: 314 |
Тема урока: «Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся в процессе анализа и сравнения малых фольклорных жанров (скороговорки, заклички, веснянки, загадки, считалки, потешки)
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Сформировать представление о малых фольклорных жанрах. 2. Выявить отличительные особенности малых жанров фольклора. | Предметные: 1. Знать особенности малых жанров фольклора. 2. Уметь отличать малые жанры фольклора. |
Развивающие: 1. Развивать умение вести наблюдение, делать выводы и анализировать. 2. Развивать у обучающихся коммуникативный навык посредством работы в парах. | Личностные: 1. Проявлять познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании. 2. Развитие эстетического восприятия и воображения. |
Воспитательные: 1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в фольклоре. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности. |
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): Литературное чтение»: 2 класс, 2 часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Проверьте, чтобы у вас было все Устанавливает эмоциональный контакт. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Поднимите правую руку вверх, если вы готовы к продуктивной работе на уроке. -Садитесь, пожалуйста. -Пожелайте своему соседу хорошего настроения. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. УУЛД: самоопределение к учебной деятельности | Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (5мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: репродуктивные П: речевая разминка Внешний контроль И М: эфрестический П: определение жанра | -Посмотрите на экран и прочитайте скороговорку. Попробуйте закончить эту скороговорку. Увидел скворца - … у крыльца. -Как вы понимаете эту скороговорку, о чем она? -Совершенно верно! Эта скороговорка об одной народной примете, которая рассказывает о скором наступлении весны по прилету скворцов. -Теперь прочитаем эту скороговорку все вместе медленно. -Сейчас читаем скороговорку еще раз быстрее. -Посмотрите на экран. Какое слово тут самое главное? Потешки, скороговорки, загадки, считалки, заклички, веснянки, фольклор. -Кто мне скажет, что такое фольклор? -А остальные слова это что? -Совершенно верно! -Возьмите карточку с края парты и прочитайте ее. Каждый сам должен определить жанр фольклора, который у вас представлен на карточке. На ваших карточках могут быть загадки: 1. Мы ею пользуемся часто, Хоть она, как волк, зубаста. Ей не хочется кусаться, Ей бы зубки почесать. 2. По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжётся в доме свет. 3. Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. 4. Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... 5. Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель – В гости к нам пришёл ... 6. Школьный прозвенел звонок, Завершается урок. Отдохнуть всех непременно Приглашает ... 7. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. 8. Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда, белы как вата, Они плывут, спешат куда-то. 9. Если смялись складки брюк, То поможет нам ... 10. Королева, конь, ладья... Их в два ряда строю я. Тут на поле бой пойдет... Кто игру ту назовет? -Также на карточках могут быть скороговорки: 1. На дворе трава, на траве дрова 2. Карл у Клары украл кораллы, 3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали 4. Выдра в ведро от выдры нырнула. 5. У четырех черепашек четыре черепашонка. 6. Сшила Саша Сашке шапку, 7. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 8. Два щенка, щека к щеке, 9. От топота копыт пыль по полю летит. 10. Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках. -Еще могут быть считалки: 1. На златом крыльце сидели 2. Сидел король на лавочке, 3. Гномик золото искал 4. Трынцы, брынцы, бубенцы, 5. Катилось яблоко по блюду, 6. Бегал зайка по дороге, 7. Раз, два, три, четыре, 8. Шёл котик по лавочке, 9. Я — зверёк 10. Шла коза по мостику -А также вам могут попасться потешки: 1. Дождик, дождик, 2. Куда бежите, ножки? 3. Кошку грамоте учили 4. Байки-побайки, 5. На заре в лесу спросонок 6. Не плачь, не плачь, 7. Солнышко, солнышко, 8. Уточки, уточки, 9. Большие ноги 10. Еду-еду к бабе, к деду, -Вам нужно сейчас найти свою группу. В одной части класса у нас будут загадки, во второй – скороговорки, в третьей – считалки, в третьей – потешки. -Сейчас в своих группах обсудите, почему вы решили, что это загадки/скороговорки/считалки/потешки. -А теперь кто-то один из группы расскажите отличительные особенности вашего фольклорного жанра. -Совершенно верно! Садитесь на свои места. | Увидел скворца – весна у крыльца. Эта скороговорка рассказывает нам о том, что по прилету скворцов, можно понять, что скоро начнется весна. Главное слово – фольклор. Фольклор – это устное народное творчество. Остальные слова – жанры фольклора. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Скороговорки – короткие фразы или рифмованные строки, состоящие из слов, которые сложно с ходу правильно выговорить. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Главная особенность потешек в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. | УУКД: слушать и понимать речь других. УУРД: проявлять готовность подчиняться УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
Постановка учебной задачи (4мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: формулирование темы, цели и плана урока | -Давайте вернемся к нашим словам. Что мы с вами вспомнили сейчас? Есть ли какие-то слова, которые мы не упоминали? Потешки, скороговорки, загадки, считалки, заклички, веснянки, фольклор. -А как вы думаете, какая тема нашего урока будет? -Верно. Тема нашего урока: «Заклички и веснянки» -Давайте поставим цель на наш урок. -Тему узнали, цель поставили, но мне кажется, что нам не хватает плана. Смотрите, план перепутался. Давайте попробуем поставить пункты в правильном порядке.
-А теперь посмотрите на план. Есть ли пункты, которые мы уже выполнили? Какие? -Какой у нас следующий пункт? -Давайте начнем выполнять его. | Мы не упоминали заклички и веснянки. Тема урока: «Заклички и веснянки» Узнать отличительные особенности закличек и веснянок.
Мы уже узнали тему урока Узнать, что такое заклички и веснянки | УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
"Открытие" детьми нового знания (8мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: слово учителя П: рассказ Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: слово учителя П: рассказ Ф М: творческое чтение П: выборочное чтение Ф М: беседа П: ответы на вопросы | -Посмотрите на это слово. Знакомо ли оно вам? -А как вы думаете, от какого слово оно произошло? -Да, это старинное слово означает – кричать, громко звать. -Как вы думаете, что такое закличка? -Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, то есть от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это фольклор/устное народное творчество. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы. Если будет холодное и дождливое лето, то не созреет урожай. А если лето жаркое, то весь урожай сгорит. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу, будет, чем кормиться всю зиму. -К чему люди обращались? -Весной люди обращались, например, к дождю: Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут. -Зимой к чему люди обращались? Давайте прочитаем. Падай, падай, белый снег -Осенью к чему обращались. Давайте прочитаем. Осень, осень, -Летом к чему обращались? Давайте прочитаем. Приди, лето ясно, -А теперь давайте посмотрим на следующее слово.Как вы думаете, от какого слово оно произошло? -Веснянки – это обрядовые песни, которые закликали весну. Поздняя весна приносила голод. Поэтому люди звали поскорее весну. Песни, посвященные весне, призывающие ее вступить в свои права, пелись на разных языках. Веснянки на русском отличались большей лиричностью, на Украине обрядовые песнопения были веселыми и заводными. В Беларуси веснянки пелись более протяжно, надрывно, можно сказать, печально. Заклички весны представляли собой мелодичные фразы, которые повторялись многократно. -Давайте прочитаем пару веснянок. Весна-Красна приходи Весна, весна красная! Весна! Весна красна! -Какие новые жанры фольклора мы узнали? Что вам запомнилось? -Давайте вернемся к нашему плану. Мы что-то выполнили еще? -Какой пункт у нас стоит следующий? -Но начать задания выполнять мы просто так не можем. Нам нужно немного отдохнуть. | Закличка произошла от слова кликать Люди обращались к дождю, к ветру и др. природным явлениям К снегу К дождям и грозам К теплой погоде Произошло от слова весна Слушают учителя Читают веснянки Узнали, что такое заклички и веснянки Выполнить задания | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУПД: выделение необходимой информации. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. | Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. Хомка, хомка, хомячок, Хомка – серенький бочок. Хомка раненько встает Щечки моет, Шейку трет. Моет хомка хатку Делает зарядку. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Первичное закрепление (5мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: творческое чтение П: выразительное чтение Внешний контроль | -Сейчас внимательно слушаем и думаем, какой это жанр: закличка или веснянка. Видео с закличками -Как вы догадались, что это заклички? -А сейчас послушайте эту запись. Видео с веснянками -Как вы догадались, что это веснянки? | Это закдички, потому что обращаются к природному явлению Это веснянка, потому что обращаются/зовут весну. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. | Видео |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: фронтальная М: самостоятельная работа | -Возьмите карточку и прочитайте задание. Теперь поработаем самостоятельно. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты, а потом будем проверять. Самостоятельная работа на листах Соедини верно. -Давайте начнем проверять. Если все правильно, то ставим «+». -Встаньте, если все правильно. Поднимите руку, если есть ошибка. | Выполняют самостоятельную работу 1 – б 2 – а 3 – г 4 – в, д 5 – е Проверяют самостоятельную работу по эталону | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе. УУРД: сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, оценивать свою деятельность, деятельность одноклассников. | Слайд 24 |
Включение в систему знаний, повторение (5мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: парная М: продуктивный П: создание заклички | -Теперь объединяемся в группы. У каждой группы есть 2 задания. Прочитайте 1 задание. Задание 1. Напишите недостающие слова в закличке. Солнышко, солнышко, -На выполнение этого задания у вас 3 минуты. -Давайте проверим. Если слово правильное, то ставим над ним «+». -Теперь читайте 2 задание. Задание 2. Составьте свою закличку. -У вас есть 3 минуты. -Прочитайте, что у вас получилось? -Замечательно. Как вы думаете, вы справились со следующим пунктом? -И что у нас осталось? | Выполняют задание Солнышко, солнышко, Проверяют задание Проверяют задание Подвести итог урока | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы, адекватно оценивать правильность выполнения действий. УУРД: анализировать текст, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста. | Карточка Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 |
Рефлексия деятельности (3мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: рефлексия | -Давайте вспомним, с какими жанрами фольклора мы сегодня познакомились? Какие жанры уже знали? К чему обращаются заклички? Веснянки? -Какая тема урока была? -Какая была цель? Мы достигли ее? -Возьмите последнюю карточку и продолжите предложения.
-Кто хочет поделиться своим результатом? -А теперь посмотрим на наш план. Мы выполнили все пункты? -Замечательно. Всем спасибо за работу, до новых встреч! | Мы познакомились с закличками и веснянками Знали загадки, потешки, скороговорки, считалки Заклички обращаются к природным явлениям, а веснянки закликают весну Ответы детей | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены. | Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Карточка Слайд 31 |