« Старинные весенние праздники»
план-конспект урока по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Тема: « Старинные весенние праздники» | Тип: урок «открытия» нового знания | |||||
Цель урока: познакомить учащихся с основными старинными праздниками, обеспечить культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений | ||||||
Задачи:
| ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев. | Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания; контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам. Познавательные: сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка, учить использовать в работе дополнительную литературу, учить искать информацию в словарях, работать группах. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | Личностные: осознавать нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества. | ||||
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, видеоролик физкультминутки. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Организационный этап | - приветствие, знакомство; - Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Окружающий наш мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать? -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; -Ребята, давайте посмотрим друг на друга, ведь на улице наступает весна, светит яркое солнышко, улыбнёмся, пожелаем друг другу добра и удачи. | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности у уроку. - Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку? - Хорошо, тогда мы начинаем урок. | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | ||||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) - Ребята, начнём урок мы с того, что проверим, насколько вы усвоили прошлый материал. Подумайте и ответьте: - Отличается ли весенний труд людей, живущих в городе, от зимнего? Чем? - Расскажите, каков зимний труд в сёлах? Расскажите о труде людей зимой в городе и весной в деревне? - Подведём итог. Скажите, как изменился весенний труд за времена? Какие заботы сохранились до нашего времени? - Молодцы, ребята, постарались. | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД | |||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - А теперь перейдём к нашей сегодняшней теме. Для того, чтобы чётко определить нашу сегодняшнюю тему, я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик. (Видеоролик) - Ребята, кто догадался, о чем пойдёт речь на нашем уроке? (о праздниках весны, какие бывают праздники весной) - Как мы можем сформулировать тему нашего урока? (Старинные весенние праздники) -А какую цель мы с вами поставим? (подробнее узнать о старинных весенних праздниках). -Хорошо. | Формулируют тему и цели урока | РУУД | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Скажите, а что такое праздник? - Правильно. Праздник – это отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, значение его связывает с культурной или религиозной традицией. - А вы знаете, почему пасху считают самым главным весенним праздником? - Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения считается главным событием года среди православных верующих, это самый важный церковный православный праздник. (слайд) - Слово «Пасха» было заимствование из греческого и обозначает «прехождение» или «избавление». В этот день христиане празднуют избавление через Спасителя всех людей от влияния дьявола и дарование им жизни и вечного блаженства. - Воскресения Христова — основы и венца христианской веры. - Пасхальное воскресенье означает окончание периода подготовки к празднованию Пасхи. Верующие к Пасхе готовятся с особой трепетностью. От понедельника до воскресенья расписана вся неделя, как правильно подготовиться к Пасхе. Давайте и мы с вами рассмотрим её. - В понедельник обязательно наводили порядок. Подкрашивали там, где облупилась старая краска, делали мелкий ремонт мебели, занимались генеральной уборкой. - Утром в понедельник выходили во двор, чтобы узнать о будущей погоде. Если небо чистое, и солнце ярко светит, это значит, что год будет теплым, урожайным, а все свадьбы этого года будут удачными, и жить молодые будут хорошо. - Также умывались из серебряной или золотой посуды, чтобы обрести финансовое благополучие, сохранить здоровье и красоту. - Во вторник уборку продолжали, ведь не обязательно стремиться закончить ее за один понедельник. - В среду нужно было закончить уборку, если вы все еще не доделали ее. Обязательно уносят мусор из дома. (слайд) - Далее шёл чистый четверг. Считается, что ранним утром этого дня любая вода имеет целебную силу, очищает от любого негатива и болезни. - Страстная Пятница — самый строгий день. Нельзя принимать пищу до того момента, пока не вынесут Плащаницу (плaщaницa - этo икона, изображающая Иисуса Христа вo гробе). Это скорбный день, поэтому воздержитесь от пения, прослушивания музыки, веселья и прогулок. В пятницу в церкви покупают как можно больше свечей, а затем зажигают их во всех комнатах жилища. Лучше всего делать это целый день. В Страстную Пятницу можно печь куличи. - Разбить тарелку в Страстную Пятницу — это хорошая примета, к счастью. - В субботу готовят пасхальную корзину, с которой идут на воскресную службу. - Что можно святить на Пасху? Это куличи; яйца — крашенки и писанки; хрен, чеснок; ветчина, буженина, сало или домашняя колбаса, но не кровяная; соль; свечи; сыр, сливочное масло. - Этот сорокадневный срок, наполненный молитвами, называется «великий пост». Пост начинается в чистую среду и заканчивается в великую субботу, в день, предшествующий светлому Христову воскресению. Пост, от его первого до последнего дня, посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. - И конечно же, в последнее воскресенье перед Пасхой в храм несут цветущую вербу. В старину гибкими молодыми ветвями легонько похлопывали детей и животных, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!» - А ещё была замечательная примета, когда ходили по селу и песнями поздравляли молодожёнов и желали им рождения детей: «Сколько в лесу пеньков – столько бы вам сынков! Сколько в лугу кочек, столько бы вам дочек!» (слайд) - На Пасхальной неделе качались на качелях. Начинались весенние хороводные игры. - Перечислите, чем занимались целую неделю каждый день, готовясь к пасхе? - Скажите, в какие приметы в течении недели к подготовке Пасхи верили славяне? -Ребята, молодцы, а какие старинные праздники существуют ещё? - Я расскажу вам о таком празднике, как праздник Святой Троицы (слайд-стихотворение) В светлый день пятидесятый, Как воскрес Господь распятый, Дух Святой на землю сходит, Благодать с небес низводит. Людям Троица открылась: Сын, Отец и Дух Святой. Все творенье освятилось Неземною красотой. - Через 50 дней после Пасхи наступает праздник Святой Троицы. В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей. В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Святого Духа. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД | |||
2. Поиск решения («открытие» нового знания). - К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви. (слайд) - В старину молодую берёзку наряжали шёлковыми лентами, яркими бусами, цветастыми девичьими платками. Этим люди ощущали близость с природой, провожали весну и боготворили природу. (слайд) - Дети, расскажите, что вы запомнили про праздник Святой Троицы? (Что обозначает этот праздник? Какие приметы?) - Рассмотрим с вами ещё один праздник, который уже забыт в наше время. Это весенний праздник берёзки. - Троицкая (семицкая) березка. Праздник "Березка". - С давних времён это ритуальное дерево, приносящее счастье. Это дерево ассоциировали с девушкой. - В древности все мётлы, веники делали из берёзовых листьев. По ценности берёза была лучше сосны для растопки помещений, так как сосна выделяет смолу и дольше сушится, а берёза хорошо разгорается. - Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов. - Сейчас этот праздник называется праздником молодёжи. Из берёз плели венки, с которыми водили хороводы и пели песни. - Ответьте на вопрос, почему же так назвали торжество – праздник «Берёзки»? -Молодцы, ребята, двигаемся дальше. | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД | ||||
3. Первичное закрепление. - Ребята, откройте учебник на странице 98, рассмотрите ниже картину. (слайд) - Что вы можете сказать о первой картине? Эту картинку написал художник Н. А. Кошелев называется она «Дети, катающие пасхальные яйца» А теперь давайте обратим внимание на страницу 99 и заглянем в семейный альбом. - Что вы видите на изображениях? - Чем отличается первое фото от второго? - Расскажите, как вы в своих семьях празднуете Пасху? - Откройте страницу 100. Давайте прочитаем «Легенды и песни о берёзе», здесь нам представлены 2 легенды разных народов. (слайд) - Давайте разберём, кто такие саамы и якуты. Саамы – это коренной народ Северной Европы. (слайд) Якуты – это народ коренного населения Якутии. - Что вы можете сказать о прочитанном? - А ведь действительно. Разные люди, а праздник отмечают один и тот же, только по своим повериям и традициям. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать) Он шагнул назад сначала (шаг назад) А потом шагнул вперед (шаг вперед) И поплыл, поплыл по речке (движения руками) Набирая полный ход (ходьба на месте) | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) Откройте рабочие тетради на странице 54. Выполним задание 1. - Прочитайте загадку. - Ребята, мы отгадали загадку, а вторую часть этого упражнения, то есть раскрашивать пасхальное лицо вы будете дома. Хорошо, прочитайте задание под номером 2. - Откройте учебники перед собой на сказанной странице (99) и найдите в тексте недостающие слова. - Впишите их. - Кто готов – руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность. - И так же 2 часть творческого задания вы выполните дома. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД | ||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. - На странице 55 найдите задание под номером 3. - Прочитайте текст упражнения. - Над этим упражнением работаем самостоятельно, а я проверяю, как вы работаете. Прочитайте задание под номером 4. - Кому непонятно это задание, поднимите руку. - Это задание вы будете выполнять дома. | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД | ||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Ребята, наш урок подходит к концу и ответьте пожалуйста на вопросы: - С какой темой мы сегодня познакомились? - Какие задачи мы ставили с вами на урок? - Какие старинные праздники сохранились? - Какие приметы и легенды были у этих праздников? - Почему Пасха считалась самым главным праздником весны? - Чего добились в конце урока? | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД | |||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - Ребята, я хочу поставить оценки сегодня тем, кто был активен на уроке. - Проведём рефлексию. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить. Спасибо за ответы. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||
Выставление отметок. - Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить …, …, … , а остальным нужно ещё немножко постараться. | ||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении -Домашнее задание: прочитать параграф, написать небольшое сочинение на тему: «Что для меня старинный весенний праздник?» - Урок закончен, до свидания! | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний праздник - праздник мам!
Праздник подойдет к дню матери и к "международному женскому дню" расчитан на общение ребенок - мама....
урок по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники"
урок во 2 классе по предмету Окружающий мир "Старинные весенние праздники" А.А.Плешаков...
Праздник "Весенний праздник"
праздник для учащихся 1 класса. "Весенний праздник" посвящён; "Прощанию с Азбукой", "8 Марта", "23- февраля"...
Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива
Окр мир Старинные весенние праздники 2 класс перспектива...
Конспект урока окружающего мира «Старинные весенние праздники» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоста...
Тема: Старинные весенние праздники
Тема: Старинные весенние праздникиКласс: 2 УМК «Перспектива»Цель: Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социал...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...