- Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
| 5 мин | -Как называется раздел, который мы начали изучать? -Кто мне скажет тему прошлого урока? -Отлично, давайте отгадаем загадки. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, что она – большущий шар. -Верно, молодцы - Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара.
-Отлично, молодцы. Следующая загадка. Он и летом, и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – Он всё будет впереди. -Верно. -Что такое горизонт, линия горизонта?
- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (Один ученик рисует на доске.) - Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите. (Один учение рисует на доске. ) -Хорошо, теперь давайте выполним маленькое задание. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.
-Теперь поменяйтесь, сверьте с эталоном на слайде. -Исправьте ошибки, если есть, поставьте оценку. 1 ошибка-4, 2 ошибки-3. Передайте работы мне. -Молодцы, спасибо. | -Путешествия
-Посмотри вокруг
-Планета Земля
-Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.
-Горизонт, точнее линия горизонта.
- Горизонт — это видимая граница (линия соприкосновения) неба и земной или водной поверхности. Линия горизонта— это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.
| К: умение четко выражать свои мысли П: анализ с целью выделения главного
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
П(о): структурирование знаний
П(л): синтез
Р: контроль
|
- Постановка учебной задачи
Метод проблемной ситуации.
Словесный: беседа
Словесный: беседа
Практический: работа с учебником.
| 4 мин | - Вспомните сказку «Маша и медведь». В лес пошла Маша за грибами, Очень весело с подружками. Тут грибок и там грибок Положила в кузовок. Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, стоит посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался. - Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса. - Отгадайте загадку. Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север И юг без труда. - Для чего нужен компас - Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу? - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. - Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? -Молодцы. |
-Компас - Для определения сторон горизонта
-Об ориентировании на местности с компасом и без
-Узнать об устройстве компаса, научиться ориентироваться по компасу и по местным признакам. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
- Открытие нового знания
Словесный: беседа
Словесный: беседа
Практический
Словесный: беседа
Словесный: беседа
Практический: работа с учебником
Практический: наблюдение
Практический: работа с учебником
Динамическая пауза | 10 мин
2 минуты | -Как вы думаете, что такое ориентир? -Ребята, скажите, где находится ваша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?
-Молодцы! -Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на пути от школы до дома? -Давайте попробуем мысленно проделать путь от школы до Дома культуры. Называют слова «направо», «налево», «прямо» и т.д. -Хорошо, молодцы. -Как вы понимаете слово ориентирование?
-Давайте откроем учебник на странице 74, прочитаем определение и поймём, были ли вы правы. -Ну что, совпало ваше мнение с мнением учебника? -Отлично. Продолжаем дальше. -Давайте проверим как вы ориентируетесь в классе. Вызываю 3 учеников -Я предлагаю одному из вас пойти на запад, второму – на восток, третьему – на юг. -Почему вы испытали затруднения? Как нам поступить в данной ситуации? -Для того чтобы легко ориентироваться был изобретён прибор. А какой, вы мне скажете, когда отгадаете загадку. Качается стрелка туда и сюда. Укажет нам север и юг без труда. -Верно, молодцы. -Давайте посмотрим, какое определение нам даёт учебник. Прочитайте на странице 75 -Скажите, из чего состоит компас?
-Верно. Молодцы! - Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. -Как вы думаете, для чего концы стрелки окрашены в разные цвета?
-Верно, вы самые умные ученики. -Что происходит со стрелкой, когда мы снимаем её с предохранителя?
-Посмотрите, где помещается стрелка компаса?
-Как вы думаете, достаточно ли у нас знаний, чтобы ориентироваться по компасу? -Почему?
-Давайте прочитаем в учебнике на странице 75. -Скажите, а как мы будем ориентироваться, если не будет компаса? - О каких способах вы уже знаете?
-Отлично, давайте прочитаем, как можно ориентироваться без помощи компаса на странице 76-77. Какие новые способы вы для себя узнали?
-Давайте немного отдохнём. Встаём со своих мест и повторяем за мной. Мы давно вошли все в лес. Сколько здесь вокруг чудес! ( повороты головы вправо, влево) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем – Руки сложили назад. Вдруг вы увидели удивительной красоты бабочку: Утром бабочка проснулась: Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась. Два – красиво покружилась. Три – нагнулась и присела (3 раза). На четыре тихо села. Физминутка для глаз. Бабочка присела на цветок (кончик носа). Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок. -Молодцы | -Знакомые предметы.
-на улице Юбилейной, рядом есть улица Новостроящаяся и Администрация.
- Это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.
-Да
-Компас
-Магнитная стрелка, предохранитель, корпус
- Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий.
- Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север.
- Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.
-Нет
-Мы не знаем правила пользования компасом.
-Существуют разные способы, о которых нам подсказывает природа.
-Снег быстрее тает с южной стороны, мох растёт на северной стороне.
-Оказывается можно ориентироваться с помощью солнца. | П(о): структурирование знаний К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
- Первичное закрепление во внешней речи
Практический: наблюдение
Практический: работа с компасом
Словесный: беседа
Практический: работа с учебником Практический: упражнение
Словесный: беседа | 7 мин | -Итак, на партах у вас лежат компасы. -Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь. -Помните: - не поворачиваться самому, а крутить компас
- не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.
-Получилось? -Отлично. -Теперь первый ряд определит все предметы, которые находятся в восточном направлении, второй ряд все предметы, которые находят в южном направлении, третий ряд все предметы, которые находятся в северном направлении. -Давайте проверим. Спрашиваю по одному ученику с каждого ряда -Давайте сделаем вывод. Для чего нам нужен компас? -Скажите, где используется компас?
-Молодцы! -Выполните в парах, с помощью учебника №1,2 в рабочей тетради. -На это вам я даю 5 минут. -Проверяем. -Давайте ещё раз скажем, зачем нам нужно уметь ориентироваться на местности?
-Как мы можем ориентироваться?
-Молодцы. |
-Да
-Компас помогает определять стороны горизонта - Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военными, путешественниками.
- Уметь ориентироваться на местности надо для того, чтобы в любой ситуации легко определять свое местонахождение и чтобы, если потребуется, найти более короткий путь в нужном направлении. -С помощью компаса и по местным признакам. | П(о): структурирование знаний П(о): выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий К:управление поведением партнёра |
- Включение в систему знаний
Практический: работа по карточкам Практический: упражнение
Словесный: беседа | 8 мин | -Предлагаю вам выполнить задание по вариантам: Вариант 1: На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево). Вариант 2: Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются на юг). -Даю вам 5 минут на обдумывание вопроса. -Давайте проверим ваши предположения. Спрашиваю несколько учеников, чтобы послушать разные мнения. -Отлично, вы очень умные ученики. -Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна. Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д.. -Давайте запишем домашнее задание в дневники. Выучить определения, знать способы ориентирования. РТ с.47 №5 |
| Р: планирование |