Конспект урока на тему: «Ориентирование на местности» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Сыровацкий Дмитрий Александрович

Конспект урока на тему: «Ориентирование на местности» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie_na_mestnosti.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

ФИО учителя: 

Школа: 

ФИ студента: Сыровацкий Д.

Класс: 2

ФИО методиста:

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

Тема: «Ориентирование на местности»

Цели деятельности учителя: рассмотреть устройство компаса и принцип его работы; научить ориентироваться по компасу и по местным признакам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ориентироваться на местности с помощью компаса;
  • Делать выводы из изученного материала;
  • Ориентироваться по местным признакам;
  • Определять стороны горизонта.

Личностные: 

  • овладеют способностью инициативно взаимодействовать с учителем, одноклассниками;
  • учиться выражать свое мнение.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Школа России» 2 класс, 2 часть Плешаков А.А., рабочая тетрадь, презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте!

- Кто из вас любит учиться?

- А у кого из вас это здорово получается?

- Кому нравится урок окружающего мира?

- Отлично, я надеюсь у нас сегодня всё получится!

- Здравствуйте!

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

5 мин

-Как называется раздел, который мы начали изучать?

-Кто мне скажет тему прошлого урока?

-Отлично, давайте отгадаем загадки.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, что она – большущий шар. 

-Верно, молодцы

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара.

-Отлично, молодцы. Следующая загадка.

 Он и летом, и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он всё будет впереди. 

-Верно.

-Что такое горизонт, линия горизонта?

- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите.

(Один ученик рисует на доске.)

- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.

(Один учение рисует на доске. )

-Хорошо, теперь давайте выполним маленькое задание. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Screenshot.png

-Теперь поменяйтесь, сверьте с эталоном на слайде.

-Исправьте ошибки, если есть, поставьте оценку. 1 ошибка-4, 2 ошибки-3. Передайте работы мне.

-Молодцы, спасибо.

-Путешествия

-Посмотри вокруг

-Планета Земля

-Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.

-Горизонт, точнее линия горизонта.

- Горизонт — это видимая граница (линия соприкосновения) неба и земной или водной поверхности.

Линия горизонта— это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.

К: умение четко выражать свои мысли

П: анализ с целью выделения главного

 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П(о): структурирование знаний

П(л): синтез

Р: контроль

  1. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации.

Словесный: беседа

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником.

4 мин

 - Вспомните сказку «Маша и медведь».

В лес пошла Маша за грибами,

Очень весело с подружками.

Тут грибок и там грибок

Положила в кузовок.

 Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, стоит посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался.

 - Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса.

- Отгадайте загадку.

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда. 

 - Для чего нужен компас

 - Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

  - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

  - Прочитайте тему урока на с. 74 учебника.

 - Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? 

-Молодцы.

-Компас

- Для определения сторон горизонта

-Об ориентировании на местности с компасом и без

-Узнать об устройстве компаса, научиться ориентироваться по компасу и по местным признакам.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Словесный: беседа

Практический

Словесный: беседа

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником

Практический: наблюдение

Практический: работа с учебником

Динамическая пауза

10 мин

2 минуты

-Как вы думаете, что такое ориентир?

-Ребята, скажите, где находится ваша школа?

Какие ориентиры вы можете назвать?

-Молодцы!

-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на пути от школы до дома?

-Давайте попробуем мысленно проделать путь от школы до Дома культуры.

Называют слова «направо», «налево», «прямо» и т.д.

-Хорошо, молодцы.

-Как вы понимаете слово ориентирование?

-Давайте откроем учебник на странице 74, прочитаем определение и поймём, были ли вы правы.

-Ну что, совпало ваше мнение с мнением учебника?

-Отлично. Продолжаем дальше.

-Давайте проверим как вы ориентируетесь в классе.

Вызываю 3 учеников

-Я предлагаю одному из вас пойти на запад, второму – на восток, третьему – на юг.

-Почему вы испытали затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

-Для того чтобы легко ориентироваться был изобретён прибор. А какой, вы мне скажете, когда отгадаете загадку.

Качается стрелка туда и сюда.

Укажет нам север и юг без труда.

-Верно, молодцы.

-Давайте посмотрим, какое определение нам даёт учебник. Прочитайте на странице 75

-Скажите, из чего состоит компас?

-Верно. Молодцы!

- Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на

острие и свободно вращается.

-Как вы думаете, для чего концы стрелки окрашены в разные цвета?

-Верно, вы самые умные ученики.

-Что происходит со стрелкой, когда мы снимаем её с предохранителя?

-Посмотрите, где помещается стрелка компаса?

-Как вы думаете, достаточно ли у нас знаний, чтобы ориентироваться  по компасу?

-Почему?

-Давайте прочитаем в учебнике на странице 75.

-Скажите, а как мы будем ориентироваться, если не будет компаса?

- О каких способах вы уже знаете?

-Отлично, давайте прочитаем, как можно ориентироваться без помощи компаса на странице 76-77.

Какие новые способы вы для себя узнали?

-Давайте немного отдохнём. Встаём со своих мест и повторяем за мной.

 Мы давно вошли все в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! ( повороты головы вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем –

Руки сложили назад.

Вдруг вы увидели удивительной красоты бабочку:

Утром бабочка проснулась:

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – красиво покружилась.

Три – нагнулась и присела (3 раза).

На четыре тихо села.

Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

-Молодцы

-Знакомые предметы.

-на улице Юбилейной, рядом есть улица Новостроящаяся и Администрация.

- Это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

-Да

-Компас

-Магнитная стрелка, предохранитель, корпус

- Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий.

- Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север.

- Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.

-Нет

-Мы не знаем правила пользования компасом.

-Существуют разные способы, о которых нам подсказывает природа.

-Снег быстрее тает с южной стороны, мох растёт на северной стороне.

-Оказывается можно ориентироваться с помощью солнца.

П(о): структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: наблюдение

Практический: работа с компасом

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником

 Практический: упражнение

Словесный: беседа

7 мин

-Итак, на партах у вас лежат компасы.

-Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь.

-Помните:

  • не поворачиваться самому, а крутить компас
  • не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.

-Получилось?

-Отлично.

-Теперь первый ряд определит все предметы, которые находятся в восточном направлении, второй ряд все предметы, которые находят в южном направлении, третий ряд все предметы, которые находятся в северном направлении.

-Давайте проверим.

Спрашиваю по одному ученику с каждого ряда

-Давайте сделаем вывод. Для чего нам нужен компас?

-Скажите, где используется компас?

-Молодцы!

-Выполните в парах, с помощью учебника №1,2 в рабочей тетради.

-На это вам я даю 5 минут.

-Проверяем.

-Давайте ещё раз скажем, зачем нам нужно уметь ориентироваться на местности?

-Как мы можем ориентироваться?

-Молодцы.

 

-Да

-Компас помогает определять стороны горизонта

- Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военными, путешественниками.

- Уметь ориентироваться на местности надо для того, чтобы в любой ситуации легко определять свое местонахождение и чтобы, если потребуется, найти более короткий путь в нужном направлении. 

-С помощью компаса и по местным признакам.

П(о): структурирование знаний

П(о): выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К:управление поведением партнёра

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

упражнение

7 мин

-Самостоятельно выполните задание №4 рабочих тетрадях. Даю вам на это 5минут.

-Проверяем.

-Обменяйтесь тетрадями, на слайде эталон, проверьте своего соседа по парте с помощью этого эталона.

-Поставьте оценку: без ошибок – 5, 3-4 ошибки – 4, 5 ошибок – 3, больше 5 ошибок-2.

-Хлопните в ладоши  у кого 5, топните ногой у кого 4, встаньте у кого 3.

Выполняют упражнения в рабочей тетради.  

Р: эмоциональный настрой

П: структурирование знаний

  1. Включение в систему знаний

Практический: работа по карточкам

Практический: упражнение

Словесный: беседа

8 мин

-Предлагаю вам выполнить задание по вариантам:

Вариант 1: На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).

Вариант 2: Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются на юг).

-Даю вам 5 минут на обдумывание вопроса.

-Давайте проверим ваши предположения.

Спрашиваю несколько учеников, чтобы послушать разные мнения.

-Отлично, вы очень умные ученики.

-Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна.

Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д..

-Давайте запишем домашнее задание в дневники.

Выучить определения, знать способы ориентирования. РТ с.47 №5

Р: планирование

  1. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа

3 мин

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? 
- Что такое компас? 
- Как пользоваться компасом?
- Что называют ориентирами? 
- Для чего нужно уметь ориентироваться? 

-Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

-Мне было очень приятно с вами работать, урок окончен.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; П(о): Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

Конспект урока окружающего мира «Ориентирование на местности» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.Задача урока ...

Конспект урока по теме "Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...