Конспект урока по теме "Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток;
уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме;
Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник окружающего мира: 2 класс, 2 часть, Плешаков А.А.; презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2021г. ФИО учителя: Лапаева Е.М.
Школа: Увельская СОШ №2 ФИ студента: Шалагина Ю.А. 46 группа
Класс: 2а ФИО методиста: Горячева С.Л.
Кабинет: 24
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»».
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: линии горизонта; стороны горизонта; главные направления север, юг, запад, восток;
уметь: находить и формировать проблему урока вместе с учителем; слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; отличать стороны свет; означат стороны горизонта на схеме;
Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник окружающего мира: 2 класс, 2 часть, Плешаков А.А.; презентация.
П.Увельский 2021г.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
1. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь | Приветствуют учителя (читают хором) | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
2. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: опрос | 3 мин | Кружит Земля - Наша планета разнообразна и удивительна . Сегодня на уроке окружающего мира мы будем продолжать изучать тайны нашего общего дома – планеты Земля. - Чтобы открыть новое, необходимо вспомнить уже изученное. Перед вами на доске схема. Отгадаем загадки, и для каждого слова определим на схеме свое место. 1).Вот и лето, отпуск скоро. Мы поедем с мамой в горы. К морю точно завернем. И куда мы попадем? Тут не Север, знаю точно. Как зовется эта точка? ( Юг.) - Где должно находиться это слово на схеме? 2). В стороне той, каждый знает, 3). Рано утром кто вставал? Все рассветы наблюдал? Тот запомнил назубок- Где находится … (Восток.) 4).Солнце нам светить устало. Покатилось и упало Спать за речку на лужок. Как назвать тот край, дружок? ( Запад). - Ребята, что объединяет эти слова? - Какие стороны горизонта, кроме основных, вы знаете? Укажите их. | (слушают стихотворение) -юг -север -восток -запад - это названия сторон света - северо-задад,-юго-запад и т.д | П: осмысление читаемого текста К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний П.: постановка звука |
3.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 3 мин | - Ребята, посмотрите на слайд. - Ребята, что случилось с Машей? -Почему заблудилась? -Что значит Маше нужно остановиться и соориентироваться? -Как вы думаете, что Маше поможет в природе найти дорогу домой? -Давайте проверим, знаете ли вы, природные ориентиры. У вас на партах, в конвертах, разрезанные картинки. Их нужно собрать и рассказать о каком природном ориентире идет речь. Работаете в парах. (Дети рассказывают, а учитель прикрепляет картинки к доске) -Что мы с вами повторили? -А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно? -Мимо муравейника Маша не пробегала. -Полярная звезда. Это Маше придется остаться в лесу до вечера и только ночью возвращаться домой? А с медведем страшно? -Как быть в этой ситуации? Дети просматривают отрывок из мультфильма «Девочка и Медведь» -Маша заблудилась. Не знала стороны горизонта . Маше нужно было не бежать, а оглядеться по сторонам и соориентироваться.. -Ориентироваться это значит определить свое местоположение и направление пути. -Природные ориентиры. 1.Ориентирование по Солнцу. 2.Полярная звезда. 3. Ягоды. 4.Грибы. 5.Муравейник. 6.Береза. 7.Мхи. 8.Снег на склоне. -Я предлагаю сделать для Маши волшебный предмет, который обязательно укажет ей правильную дорогу домой. Работать будем в парах. При выполнении практической работы соблюдай технику безопасности с колющими предметами. Будьте осторожны! -Обратите внимание на ваших столах стоят стаканчики. Доставайте все предметы и раскладывайте на парте. Алгоритм работы: 1.Положите магнит на иглу, чтобы она намагнитилась. 2.Возьмите листок с ниткой. 3.Держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть. -Ребята, бумага на нитке покрутится, а затем установится в каком-то определённом положении. Дайте своему товарищу – пусть он попробует покрутить нитку. Загадка: Качается стрелка туда и сюда. Укажет нам север и юг без труда. -Ребята, как вы думаете, что это мы с вами сделали? -Ребята, сейчас вы своими руками сделали самый простой компас. Концы иглы указывают на два направления: север и юг. -Я думаю, вы уже догадались о теме нашего урока? - Верно! Какую поставим цель урока? | об окружающем мире, о природе(живая и неживая). -вокруг нас -различать и обозначать стороны горизонта -природные ориентиры - указали ориентир - ориентир по компасу - научиться ориентироваться по компасу | К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний. |
4. Открытие нового знания Словесный:беседа | 10мин | Компас в руке я твердо держу -Ребята, а вам интересно узнать почему иголка всегда останавливалась в определенном положении? -Для этого давайте разберемся со свойствами магнита. Проведем эксперимент. Работаем в парах. В коробочке у вас лежат на столах скрепки, высыпайте их на парту. Деревянный квадратик уберите в сторону. А теперь возьмите в руки магнит и поднесите его к скрепкам. Что произошло? -Уберите скрепки и поднесите магнит к деревянному квадратику. Что произошло? -Какие предметы притягивает магнит? -А теперь возьмите в руки машинку, поставьте на середину парты, положите в нее магнит и поднесите другой магнит, но не прикасайтесь к машинке. А каком свойстве магнита мы можем сейчас сказать? -Все правильно ребята. Открываю для вас большую тайну - Наша планета Земля – это большой магнит. С севера на юг проходят невидимые магнитные линии, а т.к. иголка нашего компаса намагничена, она устанавливается по направлению этих линий. Давайте об этом посмотрим видеосюжет. -После просмотра вы, ребята, должны ответить на вопрос. Что превращает планету Земля в магнит? (Фрагмент видеофильма) -Чтобы узнать, что такое компас и как правильно работать с ним мы разделимся на группы по рядам. Давайте повторим правила работы в группах. Я начинаю – вы продолжаете. 1. В группе должен быть ответственный. 2.Работать должен каждый на общий результат. 3.Один говорит, другие слушают. 4.Свое несогласие высказывай вежливо. 5.Если не понял переспроси. (Назначение ответственных в группе) 1 группа будет работать с толковым словарем. Найдете значение слова компас и составите его из слов на карточках. Обратите внимание, как ставится ударение в этом слове. 2 группа. Находит ответы на вопросы по учебнику. 3 группа. Изучают устройство компаса, как он работает | -да - примагнитились (отвечают на вопросы) - железные -магнетизм - ядро (выполняют групповую работу) | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П:построение рассуждения; осуществление синтеза; К.: построение речевого высказывания. К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения |
5. Первичное закрепление Словесный метод: беседа Наглядный: презентация | 6 мин | -Ребята, посмотрите еще раз какие бывают компасы. ( Военный компас позволяют осуществлять ориентирование на местности в условиях слабого освещения. Увеличительное стекло. Линейка с указателем и лупа. Это помогает точнее ориентироваться по карте. Ударопрочный. Способен работать при температуре от - 50 до + 65. Горный компас используют геологи для нахожления пород полезных ископаемых. Самый современный электронный компас. Он способен определить через спутник место где находится движущийся объект( самолет или корабль)т.е используется моряками, летчиками. Но самое главное он может измерить направление и скорость движения объекта, который находится очень далеко. -Я думаю, настало время познакомиться и вам ребята с компасом. (Учитель раздаёт на парту один компас) | (слушают учителя) | П: структурирование знаний. |
6. Самостоятельная работа | 5 мин | - А сейчас выполним тест. Тест 1.Видимая часть земной поверхности – это… А) линия горизонта Б) компас В) горизонт 2.Линия, где небо сходиться с землёй – это… А) горизонт Б) линия горизонта В) сторона горизонта. 3.Прибор для определения сторон света – это… А) подзорная труба Б) компас В) термометр 4.Основные стороны горизонта – это… А) С., Ю., Ю-З., Б) С., Ю., З., В. В) С., Ю., З., С-В. 5.Сколько промежуточных сторон горизонта? А) 4 Б) 3 В) 5 - Проверим. | (выполняют самостоятельную работу) | П: структурирование знаний. |
7. Включение в систему знаний Наглядный: презентация Словесный: беседа | 4 мин | - Проверим вашу групповую работу. - Молодцы! За хорошую работу я поставлю вам хорошие оценки. | (каждая группа выходит к доске, зачитывает вопрос и рассказывает всему классу). | К: планирование учебного сотрудничества с учителем |
8. Рефлексия деятельности Словесный: вопрос- ответ; слово учителя | 1 мин | Вот и подошёл к концу наш урок. - Какая была тема урока? - Какую цель ставили на урок? - Молодцы! Записываем домашнее задание. | - ориентирование по компасу. научиться ориентироваться по компасу | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ На оглавление
Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу по Солнцу по звёздам по местным природным признакам На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ Утром ( в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером ( в 19 часов) – на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЗВЁЗДАМ Ночью направление на север можно определить по созвездиям Малой и Большой Медведицы. Семь звёзд Большой Медведицы напоминают ковш с длинной изогнутой ручкой. Если мысленно соединить две звезды , расположенные на краю ковша прямой линией, а затем продолжить её на величину пяти расстояний между этими звёздами, полученное расстояние закончится в созвездии Малая Медведица, там, где находится Полярная звезда, указывающая направление на север. Показанное положение созвездий на небе можно видеть только в осенне-зимний сезон: около 18часов в феврале, около полуночи в ноябре и около 4 часов в конце сентября. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ На оглавление
У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. На оглавление
Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. На оглавление
Муравьи всегда строят муравейники с южной стороны, потому что она теплее. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. На оглавление
У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. На оглавление
Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. На оглавление
На стволах хвойных деревьев на освещённой , южной стороне иногда бывают натёки и сгустки смолы На оглавление
Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны. На оглавление
Ориентирование по компасу На оглавление
Компас - прибор для определения сторон горизонта. Компасом постоянно пользуются моряки, лётчики, геологи, путешественники. Магнитная стрелка Корпус Предохранитель На оглавление
Правила пользования компасом Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный – с буквой Ю . Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель. На оглавление
Первый компас был изобретён более двух тысяч лет назад в Китае. « Сынань » — «Ведающий югом» — так называли китайцы компас. Никто не знает о том, кто был тот первый человек, который обратил внимание на свойства железа. Об этом нам уже никогда не узнать. Одно ясно: именно на этом свойстве основывались неизвестные китайские мастера, придумывая прибор, названный « Сынань ». Состоял он из «ложки» с тонким концом, материалом для которой служил магнитный железняк. Посередине она крепилась к бронзовой пластине с нанесенными на ней 24 делениями. «Ложку» вращали, как волчок. После остановки ее тонкий черенок всегда указывал на юг. Со временем прибор совершенствовался. В Европе компас появился значительно позже - примерно 600 лет назад . ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ На оглавление
Античный китайский компас « Сынань » На оглавление
Тест 1.Видимая часть земной поверхности – это … А) линия горизонта Б) компас В) горизонт 2.Линия, где небо сходиться с землёй – это … А) горизонт Б) линия горизонта В) сторона горизонта. 3.Прибор для определения сторон света – это … А) подзорная труба Б) компас В) термометр 4.Основные стороны горизонта – это … А) С., Ю., Ю-З., Б) С., Ю., З., В. В) С., Ю., З., С-В. 5.Сколько промежуточных сторон горизонта? А) 4 Б) 3 В) 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как провести практическую работу по ориентированию?
Проведение практической работы . Технология - игра "Найди клад."...
Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ ЗВЕНИТ ЗВОНОК? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКОВ." (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Цели: сформировать первоначальные представления о звуках, их возникновении, распространении; познакомить детей с эхом; показать разнообразие звуков окружающего мира; формировать у детей понятия о том,...
Компас (Окружающий мир, 2 класс). Практическая работа по ориентированию.
Игровое задание "Найди клад!" в доступной и увлекательной форме научит детей применять на практике полученные знания по ориентированию с помощью компаса....
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Проверочная работа «Золотое кольцо России» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для проверки знаний по теме «Золотое Кольцо России».Планируемые результаты:Предметные:- знать всю информацию о городах Золотого кольца;- уметь п...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование умения определения сторон горизонта; формирование логического мышления, включение развивающих заданий.Планируемые результаты:Предметные:- знать: что ...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...
Конспект урока по технологии "Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.УМК "Школа России", 2 класс
Цели деятельности учителя: Научить учащихся выполнять аппликацию матрешки из разнообразных текстильных материалов.Планируемые результаты:Предметные: Знать о народных промыслах; последовательность изго...