Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Цейнер Виктория Алексеевна

Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2b.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 2 класса

на 2017-2018 учебный год

Планирование составлено в соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования

                                                               

                                                               

Составитель программы: учитель начальных классов

Цейнер Виктория Алексеевна

п. Прииртышский

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе программы к завершенной предметной линии учебников по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2  класса  О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой  УМК «Перспективная начальная школа» 2013 г.; сборник «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/учебник 2013 г. - 233 с. Проект  «Перспективная начальная школа».

На изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе в учебном плане МАОУ «Прииртышская СОШ» отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Предметные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» ученик должен

Знать и понимать:

- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;

- название нашей планеты;

- форму Земли;

- глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;

- смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;

- смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;

- Солнце — ближайшая к Земле звезда;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

 - разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

- группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

- дикорастущие и культурные растения своей местности;

- сельскохозяйственные растения своей местности;

- названия растений Красной книги (не менее 2-3);

- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- особенности диких и домашних животных;

- названия животных из Красной книги России (не менее 2-3);

- значение природы для здоровья и жизни человека;

- отдельные виды труда, связанные с природой; значение этого труда;

- средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

- основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

- название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

- государственную символику России;

- правила безопасного поведения в природе.

Уметь:

- работать с оглавлением и справочниками учебника;

- различать объекты неживой и живой природы;

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);

- приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;

- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

- называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;

- называть своих ближайших родственников;

- описать портрет своего друга;

- проводить простейшие опыты;

- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

- описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

- демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;

- нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

- ухода за комнатными растениями;

- ухода за домашними животными;

- соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

- узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

- называть органы чувств человека и их основные функции;

- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года.

- замечать проблему, формулировать ее в совместной деятельности;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

самостоятельно формулировать учебную задачу;

- действовать по готовому алгоритму;

- создавать алгоритм действий в совместной деятельности;

- анализировать прочитанное, ориентироваться в тексте;

- находить информацию в тексте;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- понимать, читать, воспроизводить готовую знаковую модель.

- работать с энциклопедией и справочником;

- составлять и оценивать знаковую модель;

- сравнивать разные точки зрения.

Содержание предмета, курса «Окружающий мир»

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что данный курс по предмету «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания.   Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа»  обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, с людьми, обществом и  природой. 

Особенность построения курса состоит в том, что она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметых и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Человек и природа (40 ч)

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Воздух-смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24 ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник. Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом

Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Практическая часть программы

Основные виды деятельности

Примерная

программа

Рабочая программа

1.

Человек и природа

40

40

-объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

-объяснять влияние притяжения Земли;

-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

-наблюдать за погодой и описывать её;

-уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;

-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;

-называть основные природные зоны и их особенности.

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

-усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов,   процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

- уметь наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,   религии;

- уметь работать с информацией, представленной в   разных формах;

-уметь осуществлять информативный поиск в словарях,  справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных    носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для    практических целей;

-использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,   схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой   информации и объяснения социальных и природных явлений;

- использовать готовые модели и другие источники информации   (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы  экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой   информации в быту;

-  сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в   учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,  взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность   существования у партнера другой точки зрения, в том числе несовпадающей с его собственной точкой зрения;

- выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»)

2.

Человек и общество

24

24

3.

Правила безопасного поведения

4

4

Итого за 1 четверть

18

Итого за 2 четверть

14

Итого за 3 четверть

20

Итого за 4 четверть

16

Итого:

68

Календарно-тематический план

№ п/п

№ в теме

Дата

Тема

Тип урока,

форма проведения

                     Планируемые предметные результаты

план

факт

1

1

Мир живой и неживой природы.

Письмо экологов школьникам.

УОНЗ

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу. Знать героев книги, условные обозначения книги. Увидеть начало интриги предмета – почему улетели аисты?

2

1

 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы.

УОНЗ

Экскурсия

Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.

3

1

Где и как найти ответы на вопросы?

Урок рефлексии

Поиск информации в хрестоматии, словарях, тетради №1.

4

1

Особенности работы на пришкольном участке.

УОН

Экскурсия

Наблюдения явлений природы по сезонам года

5

1

Книги – наши друзья.

Урок рефлексии

Поиск информации в хрестоматии, словарях, тетради №1.

6

1

Земля. Модель Земли.

УОНЗ

Практикум.

Формирование представлений о глобусе, как модели Земли.

7

1

Почему на Земле день сменяется ночью?

Урок рефлексии

Формировать представление о том, что вращение Земли вокруг своей оси влияет на смену дня и ночи.

8

1

Звезды и созвездия

УОНЗ

Формировать представления детей о звездах, как о небесных телах.

9

2

Звезды и созвездия

Урок рефлексии

10

1

Планеты. Движение Земли вокруг Солнца

УОНЗ

Получение знаний о планетах, их отличия от звезд с помощью хрестоматии

11

2

Планеты. Движение Земли вокруг Солнца

Урок рефлексии

12

1

Как связаны неживая и живая природа?

УОНЗ

Добывание знаний о взаимосвязи живой и неживой природы.

13

1

Условия жизни на планете Земля.

УОНЗ

Исследование

Выявление причинно-следственных связей между предметами неживой природы и развитием жизни на Земле

14

1

Свойство воздуха

УОН

Практикум

На основе проведенных опытным путем исследований, вывести свойства воздуха.

15

1

Кому и для чего нужна вода.

УОН

Практикум.

На основе проведенных опытным путем исследований, вывести свойства воды. Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное

16

1

Вода и ее свойства.

УОН

Практикум.

Круговорот воды в природе.

Три состояния воды

17

1

Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха»

УРК.

Урок-викторина.

Свойства воздуха и воды

18

1

Условия, необходимые для развития растений

УОНЗ

Исследование

Теневыносливые, светолюбивые растения

19

1

Корень, стебель и лист.

УОНЗ

Значение корня, стебля и листьев в жизни растений

20

1

Питание растений.

УОНЗ

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»

УРК

Опрос.

Разнообразие растений

22

1

Цветковые и хвойные растения

УОНЗ

Цветок – орган растения

23

1

Папоротники, мхи и водоросли

УОНЗ

Разнообразие дикорастущих

растений, места их обитания

24

1

Красная книга России. Правила  поведения на природе.

Урок рефлексии

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу

25

1

Обобщение по теме «разнообразие растений»

УРК

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края

26

1

Для чего люди выращивают культурные растения?

УОНЗ

Группы культурных растений (овощные, плодовые)

27

1

Какие части культурных растений используют люди?

Урок рефлексии

Расселение семян растений.

Выращивание культурных растений

28

1

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

УОН

Рассада.

Растения.

Сеянцы.

Сроки посадки огородных растений

29

1

От чего зависит урожай зерновых?

УОНЗ

Значение зерновых культур в жизни человека

30

1

Растения сада

УОНЗ

Экскурсия.

Садовые растения. Труд людей в саду

31

1

Сколько живут растения?

УОНЗ

Сроки жизни растений, расселение растений на новые места

32

1

Размножение растений своими частями.

УОНЗ

Вегетативное размножение

Растений

33

1

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

УОН

Сроки жизни растений, расселение растений на новые места.

Разнообразие растений

34

1

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

УОНЗ

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов

35

1

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы?

Урок рефлексии

Съедобные и ядовитые грибы.

 Правила сбора грибов примеры грибов своей местности.

36

1

Проверочная работа за 1 полугодие

УРК.

Тестирование.

37

1

Разнообразие животных

УОНЗ

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные

38

1

Насекомые

УОНЗ

Растительноядные хищные и всеядные насекомые

39

1

Рыбы

УОНЗ

Приспособления рыб для жизни в воде

40

1

Земноводные

УОНЗ

Жизнь лягушек, тритонов, жаб. Амфибии и их признаки

41

1

Пресмыкающиеся

УОНЗ

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями

42

1

Птицы

УОНЗ

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам

43

1

Звери

УОНЗ

Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих

44

1

Как животные защищаются

УОНЗ

Различные группы животных

45

1

Домашние животные

Урок рефлексии

Домашние животные

46

1

Живой уголок

Урок рефлексии

Какие обитатели могут поселиться в живом уголке

47

1

Урок-экскурсия на животноводческую ферму

УОНЗ

Экскурсия.

Научиться правилам поведения и обращения с животными

48

1

Значение диких животных

Урок рефлексии

Расширить знания о диких животных

49

1

Человек в ответе не только за тех,  кого приручил

Урок рефлексии

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность  человека

50

1

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

УОН

Охранная деятельность чело-

века на территории родного края. Экологические правила

поведения человека в природе

51

1

Про тебя

УОНЗ

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека

52

1

Что умеет человек?

УОН

Человек-существо социальное член общества

53

1

Расти здоровым

УОН

Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

54

1

Питание и здоровье

УОНЗ

Режим питания

55

1

От кого зависит твой режим дня?

УОН

Режим дня. Условия жизни, влияющие на здоровье человека

56

1

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

Урок рефлексии

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.

57

1

Чистота – залог здоровья

Урок рефлексии

Личная гигиена. Правила  организации домашней учебной работы

58

1

Берегись  простуды!

УОНЗ

Охрана и укрепление здоровья

59

1

Твоя безопасность на улице

Урок рефлексии

Дорога от дома до школы.

ПДД. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении

с незнакомыми людьми

60

1

Твоя безопасность дома

Урок рефлексии

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами

61

1

Обобщение по теме

«Как уберечь себя от беды?»

УОН

Охрана и укрепление здоровья

62

1

Имя города, села, посёлка.

Урок рефлексии

Россия – наша Родина

63

1

История Московского Кремля.

УОНЗ

Москва- столица России. История  Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля

64

1

Экскурсия в город

УОНЗ

Предприятия, обслуживающие жителей города

65

1

Общий дедушка

Урок рефлексии

Младший школьник и семья.

Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками

66

1

День победы

УОНЗ

Государственные праздники.

История Отечества во время ВОВ

67

1

День Конституции

УОНЗ

Государственные праздники

68

1

Обобщение по теме «В родном краю»

УРК

Россия - наша Родина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" по математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, технологии. изобразительному искусству....

Рабочие программы. 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Данный материал содержит рабочие программы по предметам 3 класса для УМК "Перспективная начальная школа". Программы содержат пояснительную записку, содержание учебного предмета, метапредметные результ...