Рабочая программа 3 класс УМК Перспективная начальная школа окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги
(полное название образовательного учреждения)
« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель методического Заместитель директора по Директор МБОУ « Средняя
объединения учителей УВР МБОУ « Средняя общеобразовательная школа
_________________________ общеобразовательная школа №____» г. Калуги
МБОУ « Средняя №_____» г. Калуги
Общеобразовательная школа _____________/Гапеева С.Г./
№____» г. Калуги Ф.И.О.
___________/Мартынова О.В/ __________/Кузьмина Л.И./
Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол №_______ Приказ №__________
от «___»_____________2014 г «___»_____________2014 г от «___»_____________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
( наименование учебного курса, предмета, дисциплины , модуля)
ДЛЯ 3 « Б» КЛАССА
НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Королева Галина Владимировна, высшая квалификационная категория
( Ф.И.О. учителя-составителя программы, квалификационная категория)
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе Примерной программы, авторской программы «Окружающий мир» О.В. Федотовой и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Цели обучения:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование
потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире;
- формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализировать ребенка;
- развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.), воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность;
- формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Общая характеристика учебного курса
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяет познавать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое * ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно- научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие ,культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень углубленности - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых | Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлю Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая с - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форм -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и определения; определять причины явлений, событий; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщенных - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | - характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения; - находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; - определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; - сравнивать и различать формы земной поверхности; - находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их -моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина; - проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности - называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото); - находить на физической карте разные водоемы и определять их название; -характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; - ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам -приводить примеры веществ; -сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять темпера - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воз - сравнивать свойства воды и воздуха; - следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; - самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние; - извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее : - обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела); - выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья; - соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства; - соблюдать правила безопасного поведения в гололед; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе |
Содержание учебного предмета
Изображение Земли на глобусе (12 ч)
Глобус - модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3-5 названий), моря, реки, озера (3-5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края
Из чего все на свете (3 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ
Вода и ее свойства (4 ч)
Вода. Свойства воды в жидком состоянии(ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Чудесные превращения воды в природе (6 ч)
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух и его свойства (9 ч)
Воздух- смесь газообразных веществ (азот ,кислород, углекислый газ и другие газы).Свойства воздуха (ранее изученные и новые).Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха ,при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде:
облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Тайны недр (6 ч)
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых .Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва (3 ч)
Почва - единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной
деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Природные сообщества (7 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развития бабочки-капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Человек и природные сообщества (8 ч)
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек -защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями
Путешествие в прошлое (10 ч)
Лента времени. Города России - Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности - памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I - Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практические работы: работа с картой - города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий, художественный музей
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Наш мир, знакомый и загадочный | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
2 | Глобус -модель земного шара | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | |
3 | Материки и океаны на глобусе | Комбинированный | Работа в группах | Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |
4 | Формы поверхности Земли | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Сравнивать и различать формы земной поверхности | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | |
5 | Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе» | Урок-контроль | Индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | ||
6 | Географическая карта | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя pазличные роли в группе, со трудничать в совместном решении проблемы. | Самостоятельно формули |
7 | Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России» | Практическая работа | Работа в группах | Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||||||
8 | План местности. Практическая работа: «Элементарные приемы чтения плана местности» | Урок-соревнование | Коллективная, работа в парах | Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | ||||||
9 | Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | ||||||
10 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | Экскурсия | Коллективная, работа в группах | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы» | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | ||||||
11 | Стороны горизонта | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Ориентироваться на местности с помощью компаса | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | ||||||
12 | Ориентирование на местности. Компас | Обобщение изученного | Работа в группах | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | ||||||
13 | Практиче- | Практиче- | Коллективная, | Ориентироваться на мест- | Регулятивные: совместно с | В диалоге с учителем вы- | ||||||
ская работа | ская работа | работа в парах | ности с помощью компаса, | учителем обнаруживать и | рабатывать критерии | |||||||
«Определе- | карты, по местным призна- | формулировать учебную про- | оценки и определять сте- | |||||||||
ние сторон | кам во время экскурсий | блему | пень успешности выполне- | |||||||||
горизонта | ния своей работы и работы | |||||||||||
по компасу» | всех, исходя из имеющих- | |||||||||||
ся критериев | ||||||||||||
14 | Провероч- | Урок- | Индивидуаль- | Регулятивные: совместно с | Составлять план решения | |||||||
ная работа | контроль | ная | учителем обнаруживать и | проблемы (задачи) совме- | ||||||||
по разделу | формулировать учебную про- | стно с учителем | ||||||||||
«О чём | блему | |||||||||||
рассказала | ||||||||||||
карта» | ||||||||||||
15 | Тела, | Изучение | Коллективная, | Приводить примеры ве- | Коммуникативные: доносить | Оценивать жизненные си- | ||||||
вещества, | нового | индивидуаль- | ществ; сравнивать и раз- | свою позицию до других: вы- | туации (поступки людей) с | |||||||
частицы | ная | личать твердые тела, жид- | сказывать свою точку зрения | точки зрения общеприня- | ||||||||
кости и газы | и пытаться её обосновать | тых норм и ценностей | ||||||||||
16 | Твердые | Комбини- | Коллективная, | Сравнивать и различать | Познавательные: добывать | Объяснять с позиции об- | ||||||
вещества, | рованный | работа в парах | твердые тела, жидкости и | новые знания, извлекать ин- | щечеловеческих нравст- | |||||||
жидкости и | газы | формацию, представленную в | венных ценностей, почему | |||||||||
газы | разных формах (текст, табли- | конкретные поступки мож- | ||||||||||
ца, схема, иллюстрация) | но оценить как хорошие | |||||||||||
или плохие | ||||||||||||
17 | Вода- | Обобще- | Коллективная, | Исследовать в группах (на | Познавательные: ориентиро- | Работая по плану, сверять | ||||||
необыкно- | ние изу- | работа в парах | основе демонстрационных | ваться в своей системе зна- | свои действия с целью и, | |||||||
венное | ченного | опытов) свойства воды в | ний: самостоятельно предпо- | при необходимости, ис- | ||||||||
вещество | жидком, газообразном и | лагать, какая информация | правлять ошибки с помо- | |||||||||
твердом состояниях, | нужна для решения учебной | щью учителя | ||||||||||
характеризовать эти свой- | задачи | |||||||||||
ства | ||||||||||||
18 | Провероч- | Урок- | Индивидуаль- | Познавательные: добывать | В диалоге с учителем вы- | |||||||
ная работа | контроль | ная | новые знания, извлекать ин- | рабатывать критерии | ||||||||
по разделу | формацию, представленную в | оценки и определять сте- | ||||||||||
«Вещества» | разных формах (текст, табли- | пень успешности выполне- | ||||||||||
ца, схема, иллюстрация) | ния своей работы и работы всех . | |||||||||||
19 | Практическая работа «Свойства воды в жидком состоянии» | Практическая работа | Работа в группах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |
20 | Термометр и его устройство. Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды с по мощью термометра» | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Измерять температуру воды с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |
21 | Практическая работа «Свойства воды в твёрдом состоянии» | Практическая работа | Коллективная, индивидуальная | Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
22 | Практическая работа «Свойства воды в газообразном состоянии» | Практическая работа | Работа в группах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |
23 | Проверочная работа по разделу «Вода и её свойства» | Урок-контроль | Индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||
24 | Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
25 | Туман, облака, осадки | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать круговорот воды в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |
26 | Вода как растворитель. Природные растворы и их значение | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать круговорот воды в природе | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |
27 | Значение воды в жиз ни человека. Способы очистки воды | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
28 | Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе» | Урок-контроль | Индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||
29 | Атмосфера -воздушный океан Земли | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |
30 | Воздух - это смесь газов | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |
31 | Практическая работа «Свойства , воздуха» | Практическая работа | Работа в группах | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
32 | Проверочная работа по разделу «Воздух и его свойства» | Урок-контроль | Индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||||||||
33 | Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра | Изучение нового | Коллективная | Измерять температуру воздуха с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |||||||
34 | Ветер. Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||||
35 | Погода и причины её изменения | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||||
36 | Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха» | Урок-контроль | Индивидуальная | - | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |||||||
37 | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение | Изучение нового | Работа в группах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |||||||
38 | Разрушение горных пород | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||||
39 | Минералы. Практическая работа «Сравнение минералов по твердости» | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||||
40 | Полезные ископаемые. Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |||||||
41 | Практическая работа «Свойства полезных ископаемых» | Практическая работа | Коллективная, работа в парах | Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |||||||
42 | Использование и охрана полезных ископаемых | Обобщение изученного | Коллективная | Характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
43 | Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли» | Урок-контроль | Индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||||||
44 | Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы | Изучение нового | Работа в группах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |||||
45 | Почва и её состав | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||
46 | Экскурсия «Исследование почвы родного края» | Экскурсия | Коллективная, работа в парах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |||||
47 | Мероприятия по охране почв в родном крае | Обобщение изученного | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||
48 | Проверочная работа по разделу: «Почва» | Урок-контроль | Индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||||||
49 | Лес как природное сообщество и его обитатели | Изучение нового | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере леса | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |||||
50 | Луг как природное сообщество и его обитатели | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать природные сообщества на примере луга | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||
51 | Поле как природное сообщество и его обитатели | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере ПОЛЯ | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||
52 | Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере водоема | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||
53 | Болото как природное сообщество и его обитатели | Комбинированный | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере болота | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |||||
54 | Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели» | Экскурсия | Коллективная, работа в парах | Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |||||
55 | Проверочная работа по разделу «Природные сообщества» | Урок-контроль | Индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем |
56 | Значение лесов. Необходимость бережного отношения к лесным богатствам | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |
57 | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране | Комбинированный | Коллективная, работа в парах | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |
58 | Значение болот в жизни человека и их охрана | Комбинированный | Коллективная | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |
59 | Реки и озера родного края, их практические использование людьми | Комбинированный | Работа в группах | Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |
60 | Человек -защитник природы. Охрана природных богатств | Обобщение изученного | Коллективная, работа в парах | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие |
61 | Проверочная работа по разделу «Человек и природные сообщества» | Урок-контроль | Индивидуальная | ■ | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |
62 | Лента времени. Практическая работа «Определение последовательности исторических событий» | Изучение нового | Коллективная, индивидуальная | Различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |
63 | Наследие городов Зо лотого кольца России | Обобщение изученного | Работа в группах | Описывать достопримечательности Московского Кремля | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |
64 | Коллективный проект «Путешествие по Золотому кольцу России» | Урок-проект | Коллективная, индивидуальная | Находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |
65 | Путешествие по Санкт-Петербургу | Комбинированный | Коллективная, индивидуальная | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану,сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя |
66 | Путешествие по Санкт-Петербургу | Обобщение изученного | Работа в группах | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | |
67 | Экскурсия «Достопримечательности родного края» | Экскурсия | Коллективная, индивидуальная | Находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии) | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | |
68 | Обобщение «Мы и окружающий мир» | Обобщение изученного | Работа в группах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
материально-техническое обеспечение
Для реализации обучения используются различные пособия : карточки, словари , презентации, карты, наборы полезных ископаемых.
На уроках применяются современные средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, интернет, фрагменты видео и аудио записей.
Учебно-методическое обеспечение
- Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: тетради для самостоятельной работ № 1 и №2 / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012
- Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Федотова, О.Н. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие для учителя /О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа", 1 класс
Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса....
Окружающий мир Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"
Окружающий мир Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Окружающий мир
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Окружающий мир...