Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (УМК Школа 2100) на 2018-2019 уч. год
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих  реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-тематического планирования включает столбцы: номер урока, тема урока, тип урока, предметные результаты, основные виды учебной деятельности учащихся, примечание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________            «___»________________20____г

«Утверждаю»

Директор МБОУ CОШ №

  _______________                    приказ №  _______

от «_____»__________________20_____г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2018- 2019 учебный год

Предмет :   Окружающий мир

Учитель:    Шапиро Вера Ивановна

Класс: 3 Б    

Количество часов в классе:   2  часа в неделю, 70 часов в год

«Согласовано»

Руководитель МО_____________Шапиро В. И.

«____»_________________20_____ г.

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Нормативные документы

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру

2

Примерная  образовательная программа начального образования по окружающему миру

  1. Обеспеченность учебной программы УМК

Название учебника (Федеральный перечень)

1

Учебник «Окружающий мир» для 3- го класса в 2-х частях («Обитатели Земли» ,часть 1, Вахрушев А.А. Раутиан А.С.  «Моё Отечество» , часть 1 и 2

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В., М.: Баласс, 2018.

2

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. - М.: Баласс, 2018.

Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3 –го класса. - М.: Баласс, 2018

3

Рабочая тетрадьк учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- М. : Баласс, 2016

Рабочая тетрадь. к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. - М. : Баласс, 2018

Дополнительная литература, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс

Для учителя

1

Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителяОкружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс. - М.: Баласс, 2014.

Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е.Окружающий мир. Мое Отечество. Методические рекомендации для учителя. 3 класс- М.: Баласс, 2014.

2

Программа «Окружающий мир», 3 класс.  // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2014.. (Образовательная система «Школа 2100»).

3

Сухаревская   Е.Ю.   Занимательное  естествознание.   Жизнь   на   Земле.   Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. - Ростов: Учитель, 2015.

4

Сухаревская   Е.Ю.   Занимательное   естествознание.   Планета   Земля.   Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. - Ростов: Учитель, 2015.

5

Тихомирова Н.Ф. Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3. - М.: Педагогический Университет «Первое сентября», 2014.

6

Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2014.

Для учащихся

1

   Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2015  

2

Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2014.

3

Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2014.

4

  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2014.

5

  Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2012.

ЦОР и ЭОР

1

Комплект электронных пособий для начальной школы (5СD).  (ООО Экзамен- Медиа)

2

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями:

3

Итоговая аттестация выпускника начальной школы. Сборник пособий. Мои достижения. Итоговые комплексные работы  3 класс.

4

Окружающий мир. 3 класс. Образовательный комплекс «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box.

ISBN 978-5-9677-1070-4

5

Основы  безопасности  жизнедеятельности.

6

Безопасное поведение  школьника. 

7

Природа и человек

8

http://school-collection.edu.ru/

http://www.fipi.ru/, http://www.ege.edu.ru/,

http://www.alleng.ru/edu/phys2.htm,

http:// proshkola.ru/

http:// openclass.ru/

Материально-техническое обеспечение

1

Натуральные живые пособия – комнатные растения;

2

 Гербарии;

3

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4

 Изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

Географические и исторические карты;

6

Предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

7

 Компьютер

8

 Проектор

9

 Настенный  экран

  1. Цели изучения курса

Цели обучения

Цель курса «Окружающий мир»  в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей младшего школьного возраста к рациональному постижению мира.

Требования к  результатам освоения курса

Личностными результатамиЛичностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Способы достижения  соответствующего уровня обученности учащимися

Средством достижения личностных результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Средством формирования регулятивных действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Средством формирования коммуникативных действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); работа в малых группах.

  1. Структура курса.

Глава

Кол –во часов

№ проверочных  работ

№ итоговых контрольных работ

Часть 1. Обитатели Земли.

32

1

Вещество и энергия

4

Проверочная работа № 1

2

Оболочка планеты, охваченная жизнью

6

Проверочная работа № 2 Проверочная работа № 3

Проверочная работа №  4

Контрольная работа № 1

3

Экологическая система

9

Проверочная работа № 5

Проверочная работа № 6

Проверочная работа № 7

Проверочная работа № 8

4

Живые участники круговорота веществ

11

Проверочная работа № 9

Проверочная работа №10

Проверочная работа №11

Проверочная работа №12

Проверочная работа №13

Проверочная работа №14

Проверочная работа №15

5

Повторение

2

Контрольная работа № 2

Часть 2. Моё Отечество

38

1

Введение. Отправляемся в путешествие

1

2

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

4

Проверочная работа  к разделу «Твои родные и твоя Родина»

3

Времена Древней Руси. IX – XIII века

5

Проверочная работа  к разделу «Времена Древней Руси. IX – XIII века»

4

Времена Московского государства. XIV – XVII века

6

Контрольная работа № 1

6

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века

5

Проверочная работа  к разделу «Времена Российской империи. XVIII – начало XX века»

7

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы

5

8

Современная Россия

8

Проверочная работа  к разделу «Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы

9

Повторение

4

Контрольная работа № 2

ИТОГО

70

5.Изменения и дополнения, внесённые в календарно – тематическое планирование.

Федеральный базисный учебный план отводит 68 часов (34 учебные недели) на изучение окружающего мира  в 3 классе. За счёт регионального компонента на изучение окружающего мира  добавлено 2 часа  за год (1 учебная неделя), которые отведены на   углубление изученного материала.   Количество добавленных часов по курсу окружающего мира в 3  классе представлено в таблице .

Раздел программы

Кол-во добавленных

 часов

1

Времена Московского государства

1

2

Современная Россия

1

Всего

2


Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 А классе

2 часа в неделю , 70 часов в год

дата

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые предметные результаты

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Прим.

план

факт

***

***

***

1 четверть

18

***

***

***

***

***

***

Часть 1. Обитатели Земли.

32

***

***

***

***

***

***

Вещество и энергия

4

***

***

Приводить примеры веществ (Н).

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

Приведение примеров движения под действием энергии (П).

1

Тела и вещества

1

УОНМ

Знать примеры веществ; сравнивать, различать и характеризовать твердые тела; применять законы и правила к природным процессам.

Уметь находить различия между телами: природными и искусственными.

2

Из чего состоит вещество

Проверочная работа № 1

«Тела и вещества»

1

УОЗ

Знать разные состояния вещества; сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы;

Уметь называть отличия смеси от чистого вещества; проводить с помощью учителя простейшие опыты по определению свойств различных веществ.

3

Что такое энергия

1

Комб.

Уметь правильно находить источники энергии, правильно применять понятия «энергия» в языке; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

4

Превращение энергии

Проверочная работа № 2

«Энергия»

1

УОЗ

Знать о законе сохранения энергии, объяснять превращение энергии в тепло;

Уметь приводить примеры движения под действием энергии; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

***

***

***

Оболочка планеты, охваченная жизнью

6

***

***

 Характеризовать место обитания живых организмов (П).

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П).

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н

5

Где обитают живые организмы

1

УОНМ

Знать основные оболочки Земли; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; характеризовать место обитания живых организмов;

Уметь объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты.

6

Большой круговорот веществ

1

УОНМ

Знать звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ;

Уметь проводить наблюдения за растениями и животными; характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

7

Живые участники круговорота веществ

Проверочная работа № 3

«Оболочка планеты, охваченная жизнью»

1

УОЗ

Уметь характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений, грибов и животных в природе и жизни людей; характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.

8

Обмен веществ в организме

1

УОЗ

Уметь приводить примеры обмена веществ: поглощение и выделение веществ живыми организмами; объяснять значение кислорода для дыхания живых организмов и человека; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца

Проверочная работа № 4 «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

1

УОНМ

Знать о   роли Солнца как главного источника энергии для живых организмов;

Уметь выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ.

10

Контрольная работа № 1 «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

1

УКЗ

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания и конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

***

***

***

Экологическая система

9

***

***

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н).

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

11

Жизнь экосистемы

1

УОНМ

Уметь характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоема); характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

12

Почва – важнейшая часть экосистемы

Проверочная работа № 5

«Жизнь экосистемы»

1

УОНМ

Знать  о роли почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

Уметь объяснять причину плодородия почвы; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем.

13

Экосистема озера

1

Комб.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы;

Знать  приметы растений и животных озер, называть их «профессии»; рассказывать о разнообразии обитателей озера, связей между ними, устойчивости экологической системы; о возможном негативном воздействии человека на природное сообщество озера.

14

Экосистема болота

1

Комб.

Уметь рассказать о разнообразии обитателей болота, связей между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение круговорота веществ в природе;

Знать компоненты экосистемы болота; приводить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

15

Экосистема луга

Проверочная работа № 6

«Природные экосистемы»

1

УОЗ

Уметь рассказать о разнообразии обитателей луга, связей между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение круговорота веществ в природе;

 Знать  компоненты экосистемы луга; приводить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

16

Лесные производители

1

УОНМ

Знать  основные компоненты экосистемы леса;

Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснить и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

17

Потребители и разрушители экосистемы леса

Проверочная работа № 7

«Природные экосистемы»

1

УОЗ

Знать основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

Уметь классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснить и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

18

Экосистема поля

1

Комб.

Знать  основные компоненты экосистемы поля;

Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями поля; объяснить и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

***

***

***

2 четверть

14

***

***

19

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Проверочная работа № 8

«Искусственные экосистемы»

1

УОНМ

Знать основные компоненты экосистемы аквариума;

Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями аквариума; объяснить и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

***

***

***

Живые участники круговорота веществ

11

***

***

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Характеризовать работу людей по сохранению природы (П).

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

20

Растения  производители

Проверочная работа № 9

«Растения»

УОНМ

Знать различия растений и животных;

Уметь характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

21

Животные маленькие и большие

Комб.

Уметь сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей; сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией животных;

Знать различия растений и животных; особенности строения различных групп животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

22

Маленькие рыцари

Проверочная работа № 10

«Животные»

УОЗ

Уметь описывать внешний вид, характерные  особенности представителей насекомых, пауков и ракообразных (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

23

Первый шаг из моря на сушу

УОНМ

Уметь описывать внешний вид, характерные  особенности представителей рыб и земноводных;

Уметь различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

24

На суше – как дома

Проверочная работа № 11

«Животные»

УОЗ

Уметь описывать внешний вид, характерные  особенности представителей пресмыкающихся;

Уметь различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору).

25

Пернатые изобретатели

Комб.

Уметь описывать внешний вид, характерные  особенности представителей птиц (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

26

Наши братья

Проверочная работа № 12

«Животные»

Комб.

Уметь проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

27

Осторожно: животные

Проверочная работа № 13

«Осторожно, животные»

УОНМ

Уметь сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

28

Прирождённые разрушители

Проверочная работа № 14

«Природные разрушители»

УОНМ

Знать  о роли грибов в природе и жизни людей;

Уметь различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности); объяснять, какие особенности помогают грибам выполнять роль

29

Как нам жить в дружбе с природой

Проверочная работа № 15

«Как нам жить в дружбе с природой»

УОЗ

Уметь приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера; доводы в доказательство зависимости удовлетворения людей от природы; оценивать влияние современного человека на  природу

***

***

***

Повторение

2

***

***

30

Повторение

1

УП

Уметь приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера; доводы в доказательство зависимости удовлетворения людей от природы; оценивать влияние современного человека на  природу

31

Контрольная работа № 2 «Живые участники круговорота веществ»

1

УКЗ

Знать обязательный минимум изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

32

Итоги работы по проекту «Сохраним красоту природы»

1

Комб.

Уметь  представлять проект об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору)

***

***

****

3 четверть

20

***

***

Практическая работа

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н).

Подготовить иллюстрированный текст (лист, элпрезентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П).

Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

***

***

***

Часть 2. Мое Отечество

38

***

***

33

Введение. Отправляемся в путешествие

1

УОНМ

Уметь ориентироваться в структуре новой учебной книги, ее содержании; работать с моделью «Река времени Российской истории».

***

***

***

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

4

***

***

34

Живая связь времён

1

УОНМ

Уметь объяснять личное значение («для меня») понятия «малая Родина», «Родина»,  «общество», «государство», «Отечество»; преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием; обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

35

Как  люди считают время

1

Комб.

Уметь находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

36

С чего начинается Родина

1

Понимать свою принадлежность к стране, в которой ты родился и живешь;

Уметь объяснять своими словами значение понятий «власть», «правительство».

37

Память о прошлом

Проверочная работа к разделу «Твои родные и твоя Родина»

1

Комб.

Знать значение понятия «исторический источник»;

Уметь приводить примеры исторических источников; рассказывать о том, что  может рассказать экспонат исторического музея; объяснять и доказывать свою точку зрения в вопросе о том, почему каждому человек важно знать историю свой страны.

***

***

***

Времена Древней Руси. IX – XIII века

5

***

***

38

Когда на Руси появилось государство

1

УОНМ

Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории:

времена Древней Руси;

– различать следы исторического прошлого в современной действительности

39

Когда на Руси появилось государство

1

УОНМ

40

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

1

УОНМ

41

За землю Русскую!

1

Комб.

42

«Слово о погибели Русской земли»

1

Комб.

***

***

***

Времена Московского государства XIV – XVII века

6

*

***

43

От Древней Руси к единой России

Проверочная работа к разделу «Времена Древней Руси»

1

УОНМ

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказать об основных эпизодах Куликовской битвы

44

Земля и люди Московского государства

1

УОНМ

 Знать  значения слов «крестьяне», «бояре», «дворяне», «стрельцы»;

Уметь характеризовать жизнь людей в Московском государстве; рассказывать о значении начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства.

45

Москва златоглавая

1

УОНМ

Знать последовательность исторических событий,

Уметь  различать эпохи по определенным признакам; с опорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV – XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историческим событиям.

46

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

1

УОНМ

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий

47

Повторение

1

УП

Объяснять, что такое «смутное время», «ополчение»; с опорой на текст учебника рассказывать, почему Минин и Пожарский стали народными героями; определять последовательность исторических событий.

48

Контрольная работа №1 «Времена Древней Руси. IX – XIII века. Времена Московского государства XIV – XVII века»

1

Знать обязательный минимум изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

***

***

***

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века

5

*

***

49

Пётр Великий

1

УОНМ

Уметь оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда; на основе текста учебника характеризовать преобразования Петра Первого, их значение для развития России.

50

Власть и народ в Российской империи

1

УОНМ

 Уметь объяснять, чем прославилась Россия во время правления Екатерины Второй; определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; иметь представление о том, что такое «крепостное право».

51

Как Россия у Европы «училась»

1

Комб.

Уметь давать  характеристику основных особенностей данного исторического  периода; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

52

«Гроза двенадцатого года»

1

УОНМ

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной».

***

***

***

4 четверть

18

*

***

53

Император-освободитель

1

УОНМ

 Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, исторических деятелях; объяснять, когда и почему было отменено крепостное право, что изменилось в жизни крестьян после освобождения

***

***

***

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы

5

*

***

54

Россия в огне

1

УОНМ

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте

55

Россия в огне

Проверочная работа к разделу « Времена Российской империи»

1

УОНМ

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте

56

«К светлому будущему»

1

УОНМ

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, исторических деятелях; объяснять свои словами, кто такие «пионеры» , «комсомольцы», «колхозники».

57

«Вставай, страна огромная»

1

Комб.

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны; объяснять на доступном уровне значение победы в Великой Отечественной войне; рассказывать о своих родственниках – участниках войны.

58

«Через тернии к звездам»

1

Комб.

Уметь отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы.

***

***

***

Современная Россия

8

*

***

59

Я – гражданин России

Проверочная работа к разделу « Времена советской России и СССР»

1

УОНМ

 Уметь объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в РФ, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

60

Власть народа

1

УОНМ

61

Кто в государстве самый главный

1

Комб.

62

Народы России

1

УОНМ

Уметь объяснять, чем разные народы России отличаются друг от друга, что их объединяет; почему нужно уважительно относиться к обычаям и культуре других народов.

63

Наш общий дом

1

Комб.

Создавать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

64

Как нам жить?

1

Комб.

Знать, что такое «федерация»; рассказывать, из каких частей состоит РФ; на доступном уровне объяснять,  что означает выражение «Россия – наш общий дом»; что такое «гордость за свою родину».

65

Повторение

1

УП

Уметь объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в РФ, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России

66

Контрольная работа № 2 «Времена Российской империи. XVIII – начало XX века. Современная Россия»

1

УКЗ

Знать обязательный минимум изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта

***

***

***

Повторение

4

*

***

67

Повторительно – обобщающий урок к курсу «Мое Отечество»

1

УП

Знать понятия: великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Уметь:

– ориентироваться в образной исторической карте;

– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства, времена советской России и СССР, современная Россия

– различать следы исторического прошлого в современной действительности

68

Повторительно – обобщающий урок к курсу «Обитатели Земли»

1

УП

Уметь характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоема); характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообществ

69

Экскурсия в лес (луг)

1

Урок -экскурсия

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

70

Игра «Колесо истории»

1

Урок-игра

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения

***

***

***

ИТОГО

70

***

***

 УП- урок повторения,

 УКЗ- урок  контроля знаний,

ОУНМ - урок ознакомления с новым материалом,

 УОЗ - урок обобщения знаний,

Комб. -  комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа 2100". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Вахрушем. Составлено по ФГОСам....

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа 2100

Рабочая программа составлена на 4 года по ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (УМК Школа 2100) на 2018-2019 уч. год

Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих  реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-те...

Рабочая программа по технологии 3 класс (УМК Школа 2100) на 2018-2019 уч. год

Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих  реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-те...

Рабочая программа по математике 3 класс (УМК Школа 2100) на 2018-2019 уч. год

Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих  реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-те...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК Школа 2100) на 2018-2019 уч. год

Материал содержит перечень нормативных документов, обеспечивающих  реализацию программы, цели и задачи изучения курса, структуру курса, календарно-тематическое планирование. Таблица календарно-те...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...