Постановка темы урока
Словесный метод: уч. беседа
Словесный метод: слово учителя
Словесный метод: уч. беседа Наглядный метод | 5 мин | - Предположите, какую тему навеял вам видеоролик? (космос, звезды) Слайд 2. - Тема нашего урока: Звезды и созвездия. Давайте составим план нашего урока: - Тема
- Цель (какую цель мы поставим?).
- Узнать …(Узнать, для чего еще нам необходимы знания о звездах, где в жизни они могут пригодиться.)
- Как будем узнавать?
- Решить…
- Итог.
Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями. Они перед вами пока закрыты, но по ходу урока будут открываться. Вид звёздного неба – это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. А знаете ли вы природу звёзд? Сейчас проверим. (на слайде космический корабль) - Я приглашаю вас в путешествие в космическое пространство на этом корабле. -Ускорьте наше отправление. Угадайте, как называется корабль. Составьте слова из букв на вашем столе -Почему так? (живём на планете Земля) -Итак, звучит сигнал к отправлению. Наш корабль выходит на околоземную орбиту. -Какие космические объекты мы сможем наблюдать в космическом пространстве? (звёзды, планеты, астероиды, луну) - Верно. А как называется наука изучающая звезды, планеты, астероиды? (Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками.) - Название науки о звездах пришло к нам из греческого языка. ἀστρονόμος «наблюдающий и группирующий звёзды, астроном». из ἄστρον по-гречески — «звезда», a nomos по-гречески — «закон». Таким образом, астрономией теперь называют науку, занимающуюся изучением Вселенной вообще и звезд в частности. - А как же тогда назвать человека, который занимается астрономией?( Астроном) | Высказывать мнение. Предполагать тему урока.
Составлять план урока.
Ставить цель урока
Слушать учителя
Отвечать на вопросы учителя | К: обмениваться мнениями;
Р: действие с учетом выделенных ориентиров.
Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета
П:ориентируются в своей системе знаний. |
Решение частных задач
Практический метод. Наглядный метод.
Словесный метод: учебная беседа
Словесный метод: учебная беседа
Работа с учебником | 16 мин | - -Предлагаю вам выполнить следующее задание. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. ( Слова: Спутник, Планета, звезда).
Нужно соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столе у каждой пары есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты. ( проверка – 1 уч-ся у доски). ( слайд с изображением Земли, Солнца, Луны). Вы верно определили природу Солнца. Солнце – это звезда. - А как вы понимаете, что такое звёзды? ( Это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца.)
Отгадайте загадку. Все ли в ней правильно сказано? Не сочтешь их в час ночной, Днем – не видно ни одной.( ответы детей) -Все ли в загадке правильно? - Почему? -Верно, ли то, что днем не видно ни одной звезды? (Нет. Солнце – это звезда.) Почему днём не видно звёзд? -Давайте проведем опыт, я включу свет. Что он нам заменит на звездном небе? (солнце) и включу фонарик, что он нам заменит?(звезды).И почему же свет от фонарика не виден? (днём солнце ярко освещает воздух на небе, и его свечение оказывается ярче блеска далёких звёздочек) - Сделайте вывод. (Солнечный свет мешает наблюдать звезды на дневном небе. Вы не раз наблюдали, что яркий свет мешает видеть более слабый свет.) (Просмотр изображения в учебнике.)
- Посмотрите на слайд. Что вы видите?(звезды). Что особенного вы заметили? (одни звезды маленькие, другие очень большие) - Верно, многие звезды намного больше Солнца? Тогда почему, когда мы смотрим на ночное небо, звезды кажутся нам такими маленькими? - Прочитайте текст и сравните его со своим предположением. (Звезды на небе выглядят маленькими мерцающими огоньками. Огромное по сравнению с Землей, Солнце на небе кажется небольшим. Это потому, что оно очень далеко от Земли. А любая звезда находится намного дальше.)
Посмотрите на слайд. (на слайде предмет на разном расстоянии.) Вывод: Чем дальше от тебя находится предмет, тем он кажется меньше.
(Разницу в расстояниях можно представить себе так. Солнечный луч «бежит» до Земли почти 10 минут. А луч от самой близкой после Солнца звезды Альфа Центавра доходит до Земли только через 4 года.)
- Представь, что сейчас от этой звезды начал идти луч света. В каком классе ты будешь учиться, когда он дойдет до Земли? А в каком классе будет учиться Миша?
Что такое звезда? Где находятся звезды? Что особенного вы узнали о звездах? |
Выполнять задание
Отвечать на вопросы учителя
Выражать свое мнение
Работать с учебником
Отвечать на вопросы учителя
Работать с учебником
Отвечать на вопросы из учебника | Р: действие с учетом выделенных ориентиров.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего ответа Р: действие с учетом выделенных ориентиров.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего ответа Р: действие с учетом выделенных ориентиров.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
|
Решение частных задач
Работа по учебнику
Словесный метод: уч. беседа
Наглядный метод
Словесный метод: уч. беседа
Наглядный метод
Практический метод
| 13 мин | Посмотрите, чем еще ,помимо размера, отличаются звезды? (Цветом) Верно, еще они отличаются цветом. Откройте хрестоматию на стр. 18. Прочитайте первых два абзаца. ( читают по цепочке)
Какого цвета самые горячие звезды? А самые холодные? - Но даже самые «холодные» звезды не такие уж и холодные. Они во много-много раз горячее, чем пламя костра или спираль электрической плитки. - Ребята, кто знает, какая у звезд температура? Прочитайте вопрос после текста: Звезда Капелла имеет желтый цвет, звезда Альдебаран – красный, а звезда Вега – белый. Какая из этих звезд самая горячая, а какая – самая холодная?
Ребята, поднимите руку те, кто уже слышал о созвездиях Большой Медведицы и Малой Медведицы? Ребята, а что такое созвездия?( Где мы можем узнать ответ на этот вопрос? (В словаре) Давайте обратимся к словарю.) ( Созвездия – группы, в которые люди звезды.)
Чтобы узнавать их, люди дали им разные названия. Всего на небе 88 созвездий. Многие из них носят имена животных или придуманных зверей. - Какие созвездия, названные именами животных, вы знаете? (Лев, Б. Медведица, М. Медведица, Орел, Рак, Дракон) Видео о созвездии Большой Медведицы. (9:58) Что вы узнали? ( почему это созвездие назвали Большая медведица)
Видео о полярной звезде. (7:57) Как называется звезда, о которой говорили в видео? - Как же найти на небосводе Полярную звезду среди множества звёзд? Куда указывает Полярная звезда? Как определить стороны света по Полярной звезде?
– Ребята, а видим ли мы движение звёзд и созвездий, и перемещаются ли они на самом деле? (если понаблюдать за какой-либо звездой, то видно, как она перемещается. Но не верь глазам своим! Движутся не звёзды, вращаетесь вы вместе с Землёй.) - А какие знаки Зодиака вы знаете? В основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное" и "круг". Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных". И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца. Поэтому разные народы связывали Зодиак с образом "небесной дороги". Какой сейчас месяц? А какой знак зодиака сейчас идет?
На стр. 28 Рассмотрите рисунок. Прочитай какие созвездия на нем изображены. Сколько звезд объединили в каждое из этих созвездий? Сосчитай вместе с соседом по парте.
Что такое созвездие? Имена кого носят созвездия?
Восстанови рассказ. Звёзды кажутся нам маленькими мерцающими…(огоньками) На самом деле это – огромные огненные …(шары) Самая близкая к Земле звезда - …(Солнце). Звезды бывают разного цвета потому, что среди них есть не очень горячие, …(горячие) и … (очень-очень горячие).
| Отвечать на вопрос учителя
Работать с учебником
Отвечать на вопросы учителя
Высказывать свое мнение
Отвечать на вопросы учителя
Смотреть видеоматериал
Отвечать на заданные учителем вопросы
Выполнять задание из учебника
Восстанавливать текст
| К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего ответа
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего ответа
Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета
Р: действие с учетом выделенных ориентиров.
|