Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй свой край»
план-конспект по окружающему миру на тему
Расширить представления детей о жизни растений и животных родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй свой край»
Цель: расширять знания детей о растительном и животном мире своего края.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
- закрепить правила поведения в природе;
Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память, связную речь, внимание, любознательность, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, умение вести себя в лесу.
Материалы и оборудование: эмблемы, кубики с изображением животных, кусок ткани голубого цвета, вторичное сырьё, ракушки, иллюстрации с изображением птиц, шишка с вопросами.
Предварительная работа: беседы о природе родного края, рассматривание иллюстраций растительного мира, диких животных своего края , загадывание загадок, чтение произведений.
Ход викторины
Ведущий:
- Сегодня к нам на игру спешат знатоки природы. Давайте встретим их и поприветствуем дружными аплодисментами (в зал входят команды игроков)
- Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о животных и растениях нашего замечательного края, вспомним, как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
- Для начала предоставим слово нашим командам. Они уже придумали название своей команде и девиз.
Представление команд, выбор жюри
(звучит музыка, входит Водяной).
Водяной: Чего это расшумелись здесь?
Ведущий: Ой, кто вы такой?
Водяной: А кто такой я не скажу, вы догадайтесь сами.
В воде, водице я сижу, и не один, с друзьями.
Догадались? Я – красавец водяной.
- Много лет я в реченьке живу, но терпеть я больше не могу. Засорили, замутили всю водицу, разве будет в речке кто водиться? На дне моём бутылки, и рваные ботинки, бумага, тряпки, склянки, консервные банки. Гибнут растения, раки, рыбёшки, помогите друзья мне немножко.
Ведущий: Ну конечно мы тебе поможем. Водяной. Какие же недобрые люди набросали в речку столько мусора! Сейчас мы выберем тебе помощников (по 3 человека)
Игра: «Очисти речку от мусора»
Водяной: Спасибо, вам за помощь.
Ведущий: А ещё Водяной приготовил для вас загадку. Разгадав её, вы узнаете кто его друзья.
«Любим жить в прозрачных водах, каждый день в урочный час,
Возле берега охотно рыболовы кормят нас» (рыба)
- А насколько хорошо вы знаете его друзей, мы сейчас проверим.
Участники команд должны вспомнить и назвать рыб, живущих в наших реках и озёрах. А жюри подсчитает, чья команда даст больше правильных ответов.
Игра: « Назови рыбок»
(за каждый правильный ответ Водяной даёт ракушку)
Водяной: Спасибо, дети. Вижу, что вы растёте добрыми и умными. Но я долго находиться на земле не могу, пора мне в речку (раздаётся «Ау»).
Ведущий: Со всех концов разносится «Ау»
Играет кто здесь в прятки, не знаете, ребятки?
(выходит дядюшка «Ау»)
Дядюшка Ау: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Я – дядюшка Ау, живу всегда в лесу.
Спросить у вас хочу, зачем в лесу кричат Ау? (чтобы не заблудиться)
Правильно, а поиграть со мной хотите?
Ведущий: Дядюшка Ау приготовил для вас игру. Вот кубики, а на них картинки с изображением животных. Нужно выбрать среди них только тех, которые живут в нашем крае.
Игра: « Найди животных нашего края»
Дядюшка Ау: Молодцы, смотрю, что животных, которые живут в моём лесу, вы знаете хорошо. А вот знаете ли вы так же хорошо и птиц?
Игра: «Лесные заморочки»
1. Его все называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из под коры вредных насекомых и их личинки (дятел)
2. Все у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест – накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой (клест)
3. Эта птица – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой (поползень)
4. Эту птицу увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с севера (узнаешь ее по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу) (свиристель)
5. Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. И на белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки (снегирь)
6. Про эту птицу говорят, что она тащит всё, что блестит (сорока)
Всех птиц, о которых сейчас шла речь, как можно назвать одним словом? (зимующие)
Ведущий:
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете наших птиц. А вот наши болельщики засиделись. Сейчас мы и для них устроим небольшую разминку. Я буду называть птиц, но, если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, - дайте мне знать. Можно топать или хлопать.
Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и стрижи.
-Что неправильно? Мухи кто?
Прилетели птицы, голуби, куницы…
Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи,
Галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, лебеди и утки – и спасибо шутке
Дядюшка Ау: Ай да молодцы! Спасибо вам. Я рад, что вы любите и бережёте природу. Вот вам подарок от меня (даёт шишку). До свидания.
Ведущий: Спасибо! Ребята, а шишка-то с сюрпризом. В ней дядюшка Ау спрятал вопросы для вас о лесе и его обитателях (задаются вопросы поочерёдно каждой команде).
- Кто самый большой враг леса?
- Каковы причины лесных пожаров?
- Какая птица барабанит?
- С прилёта каких птиц мы считаем начало весны?
- Назовите деревья, растущие в нашем лесу?
- Какие съедобные лесные ягоды вы знаете?
Ведущий: Вот и завершилась наша игра. Жюри подведёт итоги, а я всех приглашаю на небольшую разминку.
(танец маленьких утят)
Жюри объявляет результат
Ведущий: Самым находчивым приз я вручаю, и с победою вас поздравляю.
(команде которая победила)
А вам я желаю не унывать, ведь главное - это хотеть всё знать!
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.
Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природеВоспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.
Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.
Ход игры:
22 апреля – Международный день земли. Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы».
Песня о весне.
Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга».
За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.
Девиз команды «Солнышко»
Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!
Девиз команды «Радуга»
Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!
- Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?
Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
- А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
- Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)
Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.
1) конкурс.
Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
Отвечает команда «Солнышко»
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
Отвечает команда «Радуга»
1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
2) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2)конкурс
Отвечает команда «Солнышко»
Словарная работа:
1. Опиши внешний вид волка
2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
3. Как называется дом волка? – логово
4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д.
5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.
Словарная работа: «Радуга»
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.
Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
команда«Солнышко» команда «Радуга»
Хитрая, как …. Голодный, как…
Быстрый, как… Неуклюжий, как…
3 конкурс
Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)
- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.
4конкурс: «Кто первый» (чья команда больше назовёт)
– Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)
– Кого называют лесным доктором? (дятла)
– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
- Белобокая птица. (Сорока)
- Красногрудая птица. (Снегирь)
5конкурс
Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)
На подставке: Воробей, сорока, дятел, ворона, сова. Снешгирь, скворец, грач, лебедь, утка.
Команда «Солнце» выкладывают на мольберте: зимующие птицы.
Команда «Радуга» выкладывают на мольберте: перелетные птицы.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.
6конкурс
Дидактическая игра «Кому – что?»
1 «Солнце» — Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
1 «Солнце» — Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
1 «Солнце» — Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
2 «Радуга» —Нужен ли волк в лесу? (Хищники ). – Чем питается? (Хищники – мясом, его называют санитаром леса).
Физкультминутка «Звериная зарядка» или игра «Про ворону»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
7конкурс «Загадки- задачки»
«Солнышко»- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
«Радуга»- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
8 конкурс А теперь небольшой блиц-опрос:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
- Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)
9конкурс. Работа с природоохранительными знаками.
Итак, что нельзя делать в лесу?
Не лови красивых насекомых.
Не рви цветы
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Не разоряй гнёзда.
Не оставляй мусор в лесу.
Не шуми.
Не трогай муравейники.
Не засоряй водоёмы.
И пока будут подсчитываться фишки набранные командами
а я вам предлагаю .спеть песню.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.
Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...
Классный час "Люби и охраняй свой край!"
Классный час на экологическую тему «Люби и охраняй свой край!»...
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Тема: «На лесной поляне»
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе.Тема: «На лесной поляне» Автор-составитель:воспитательМалышева Светлана Анатольевна Дата проведения:20 ноября 2013 г....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Витамины для Дяди Федора»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Витамины для Дяди Федора»...
Викторина для детей подготовительной к школе группы по правилам дорожного движения.
Викторина для детей подготовительной к школе группы по правилам дорожного движения....
Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие", "социально - коммуникативное" проводилось в игровой форме с...