Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используются различные игры и игровые приёмы, сособствующие формированию волевых качеств и умений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chislo_7.tsifra7.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000».
Тема: Число7. Цифра7.
Цель:
1)познакомить с цифрой 7, порядковым счётом до7, сформировать умение соотносить цифру 7 с количеством;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;формировать с помощью игровых приёмов волевые умения: выдержку, терпеливость, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
3)тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путём пересчёта и составления пар, умение контролировать импульсивное поведение.
4)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Материалы к занятию:
Раздаточный: цветные карандаши, карточки с числами от 1до7, конверт с крабиками, индивидуальные карточки с заданиями «Лабиринт», «Раскрась рыбку», плакат с изображением моря.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Учебник: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе».
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
1)мотивировать детей на включение в игровую деятельность, создать положительный эмоциональный фон, развивать речь;
-Проверьте друг у друга все ли нужные предметы к занятию по математике на месте?
-Чему вы уже научились на уроках математики? Вы уже встречались со многими сказочными героями на занятиях по математике. И сегодня вместе с вами вновь джинн Фант- Азиль Считалиус ибн Плюс .
-В кого на этот раз превратился маленький джинн?
-Правильно, в дельфина!
-А как вы его узнали?
-По кисточке на голове!
(Слайд 1)
-Фант- Азиль Считалиус ибн Плюс предлагает нам отправиться в путешествие по стране Математики вместе с ним и поиграть в различные игры.
-Хотите поиграть?
-Тогда отправляемся в путь.
2.Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1)актуализировать порядковый счёт до 7, умение сравнивать численность двух групп предметов путём пересчёта и составления пар;
2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь;
(Учащиеся совершают предметные действия с счётным материалом в парах (кружками. Один ребёнок работает у доски, проговаривая свои действия вслух.)
2.1«Обведи по точкам».
- Фант Азиль Считалиус хочет познакомить вас со своими друзьями, но их что-то плохо видно, нужно обвести контур по точкам.
(Слайд 2)
2.2«Весёлые задачи».
-Фант Азиль Считалиус любит считать. Ведь это просто. Поиграем с ним?
- Сколько рыбок плывёт налево и направо?
(Слайд 3)
- Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ними-
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
(Слайд 4)
-Сколько крабиков увидел Считалиус? А почему один из них был грустный?
( Он шестой, ему не хватило жемчужинки.)
(Слайд 5)
-Поможем крабику, сделаем так, чтобы жемчужинок было 6.
-Ответьте, как получить число 6? ( К 5 жемчужинкам прибавить ещё одну.)
(5 жемчужинок+1 или 1+5, 2+4 или 4+2, 3+3)
-Молодцы, теперь и у этого крабика есть жемчужинка!
-С кокосовой пальмы посыпались орехи. Помогите посчитать их Считалиусу. (Слайд 6)
-Положите столько же кружков, сколько орехов. (6 орехов, 6 крабиков)
-Крабики стали сразу играть с ними.
-Сколько орехов они не тронули?(1)
-Сколько вам нужно добавить кружков?(ещё один)
-Сколько всего получилось орехов? (7)
-Как получили 7 орехов?
(К шести добавили один).
-Что нужно сделать, чтобы крабиков и орехов было поровну? (Убрать один орех или добавить одного краба.)
3.Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Письмо».
Дидактические задачи:
1)актуализировать знания детей о возможности записать результат счёта предметов- цифру, создать мотивационную ситуацию для введения цифры 7;
2)сформировать опыт под руководством педагога фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3)тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, воображение, логическое мышление.
- Фант Азиль Считалиус хочет написать письмо своему другу-крабику и рассказать о том, что орехов 7 и 1 орех лишний, но у него возникло затруднение. Он не знает правильно ли он написал цифру 7?
-Поможем ему в этом?
-Как называют знаки, которыми обозначают количество предметов?
(Цифры)
-Выберите, пожалуйста, у себя на столе карточку с записью числа 7 и положите перед собой ( кто-то из детей берёт неправильную карточку или сам педагог берёт неправильную карточку).
-Кто же прав? Какую карточку нужно положить ?
-Мы можем помочь Фант Азиль Считалиусу? (Нет)
-Почему не можем? ( Потому что не знаем, как записать число 7.)
- Что же нам делать?( Узнать, как записать число 7.)
4.Открытие нового знания.
4.1. игра «Письмо Фант Азиль Считалиусу» ( продолжение).
Дидактические задачи:
1)сформировать умение различать цифру 7, соотносить цифру 7 с количеством предметов;
2)закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику», сформировать положительный опыт использования этого способа;
3)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Как можно узнать то, что не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в учебнике.)
-Откройте свой учебник там, где закладка. Найдите цифру 7.
-Покажите цифру 7. Пересчитайте предметы.
-Теперь, выберите нужную карточку с цифрой 7.
-Теперь вы можете найти нужную карточку? (Дети самостоятельно находят карточку с цифрой 7 ,показывают её и сравнивают с цифрой джинна).
-Молодцы, вы помогли Фант Азиль Считалиусу! Письмо доставлено.
5.Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
5.1 Игра «Море волнуется-раз..»
Дидактические задачи:
- организовать активный отдых детей, развивать фантазию;
- формировать волевое умение контролировать импульсивное поведение;
- Фант Азиль Считалиус превратился в волну! И вы сможете сейчас превратиться в кого захотите!
-Он предлагает вам поиграть в игру «Море волнуется-раз..».
- Вместе с нами будут играть черепашки, крабики, ящерки. Посчитайте сколько их?(Слайд 7)
(Дети превращаются в разных морских животных, волну,акулу, капельку по сигналу учителя. Учитель хвалит детей за проявленную фантазию.)
(Слайд 8)
5.2.Работа в учебнике – тетради («Игралочка- ступенька к школе» , ч.2)
№1 стр.39
Дидактические задачи:
1)тренировать умение соотносить цифру с количеством, выполнять взаимоконтроль;
2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, мелкую моторику руки;
- Фант Азиль Считалиус превратился в ученика и хочет с вами поиграть в школу.(слайд 9)
-Но он не знает как выполнять задания в учебнике. Поможем ему? Выполним задания вместе с нашим джинном.
(один ученик работает у доски)
-Нарисуйте под картинкой столько палочек, сколько предметов на картинке. Соедини с нужным числом.
(Для проверки задания всеми детьми учитель предлагает обменяться учебниками и проверить по образцу на доске.)
5.3. Игра «Лабиринт», «Раскрась рыбку». (Слайды 10, 11)
Дидактические задачи:
1)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, мелкую моторику руки;
2)формировать волевые умения: выдержку, терпеливость, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
-Фант Азиль Считалиус любит загадывать загадки. Он придумал весёлые задания.
-Вам нужно найти выход из лабиринта крабику и помочь ему встретиться с другом.
-Кто попробует первым?
(Один ученик работает у доски, остальные с карточкой.)
- А теперь, подумайте, какой рыбки не хватает?
(Один ученик работает у доски, остальные с карточкой.)
5.4. Пальчиковая гимнастика
Дидактические задачи:
Развивать фантазию, мелкую моторику руки, умение действовать по образцу.
-Покажи с помощью пальцев как ползёт краб, плывёт морская звезда, осьминог.
5.5. Работа в учебнике – тетради («Игралочка- ступенька к школе» , ч.2)
Дидактические задачи:
1)тренировать умение распознавать изученные цифры, выполнять взаимоконтроль;
2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, мелкую моторику руки;
№5 стр.38.
Дидактические задачи:
1)закреплять умение узнавать знакомые цифры, выполнять взаимоконтроль;
2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику руки;
-Нашему джинну пора возвращаться к себе домой. Ведь он живёт в бутылке. Но вот беда путь к морю далёкий, нужно ехать на поезде. А он не сдвинется, потому что сломался.
-Чтобы починить поезд, нужно раскрасить колёса, вагончики и другие предметы по образцу, предложенному ниже. (Слайд 12)
( Дети раскрашивают картинки на рисунке в учебнике в соответствии с образцом: 1-оранжевым цветом, 2 –жёлтым, 3- зелёным, 4- синим, 5 –коричневым, 6-голубым, 7- красным. Проверка осуществляется в парах по образцу на доске.)
- Молодцы!
6.Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
-Вот и закончилось наше путешествие. Наш джинн прощается, он снова превратился в дельфина. Ему пора возвращаться в молочную бутылку до следующего урока.
-В какие игры вы сегодня играли с Фант Азиль Считалиусом ?
- Какая игра была трудной для вас?
-Какие задания вам понравились больше? Считалиус просит вас нарисовать его любимую кисточку рядом с этими заданиями.
-Достаньте из конвертика мраморных крабиков.
-Что вы заметили? (У них разные выражения лиц.)
-Выберите крабика, который соответствует вашему настроению, и наклейте его на картинку нашего моря. (Учитель помогает наклеить крабиков на общую картину моря).
-Наш урок окончен. Всем спасибо.
Используемые ресурсы:
- «Новая математика для дошкольников/О.Л. Соболева, В.В. Агафонов, О.В.Агафонова; под редакцией О.Л. Соболевой.- М.: Дрофа-Плюс, 2007.
- «Игралочка- ступенька к школе.»Практический курс математики для дошкольников.Часть 2/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.:Издательство «Ювента», 2011.
- Поиграем, почитаем.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 64 с.: ил.- (Весёлые уроки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму»
Программное содержание: закрепить понятие количества: один-много, размера: большой -маленький, длины: широкий – узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счет до трех. Материал: ...
Конспект занятия по математике «Математическое путешествие» В старшей группе №16
Решение примеров, знаки +,-, величина, логическая задача, геометрические фигуры. Программное содержание:-Учить составлять примеры, читать записи;-Закреплять умение правильно пользоват...
Конспект занятия по математике в подготовительном классе. Число 5.
Дети знакомятся с понятием вычитания, со знаком "-"....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе:"Знакомство с цифрой семь"
Тема занятия: «Знакомство с цифрой семь»Цель: познакомить с образованием и составом числа 7. Цифрой 7.Задачи:Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества воспитанниковОбучающая: закрепит...
занятие по математике в подготовительной к школе группе
занятие по математике в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС: «В гостях у Царицы Математики»
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС: «В гостях у Царицы Математики» Цель: воспитывать любовь к математике; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметическ...
Конспект занятия по сюжетно - ролевой игре в младшей группе (II – й год обучения) Тема: «Грязные руки».
Сюжетно-ролевая игра разработана для детей с нарушением слуха...